Белоруска 45 дней находится в грузинской тюрьме, но МИД это не интересует

www.udf.by
10 июля 2009, 00:42
Белорус Николай Кванталиани, оказавшийся "заложником большой политики" в Грузии, сумел вернуться на родину. Его соотечественница с 25 мая находится в грузинской тюрьме. Кто виноват в сложившейся ситуации, и как быть туристам, попавшим в беду, рассказала сайту www.udf.by правозащитник Елена Тонкачева.

— Как вы расцениваете действия белорусского МИДа в ситуации с белорусами, арестованными в Грузии?

— Как вы понимаете, граждане любого государства, столкнувшись с серьезными затруднениями в другой стране, рассчитывают на помощь государства, гражданами которого являются. Стремление обратиться за помощью и поддержкой в посольство и в МИД естественно и объяснимо.

Ряд государств имеет, например, специальные некоммерческие службы защиты соотечественников в сотрудничестве с общественными объединениями и диаспорами.

Позицию белорусского МИДа в этой ситуации можно назвать странной по двум причинам. При первом задержании белорусской гражданки, которая до сих пор находится в Грузии под арестом, МИД не предпринял никаких действий, направленных на предотвращение подобных ситуаций — не проинформировал погранслужбы, не сделал эту информацию доступной общественности.

Что мешало сделать заявление? Кроме того, не последовало мер дипломатического вмешательства. Насколько мы можем судить, ни сотрудник белорусского посольства, ни сотрудники МИД не предприняли прямых официальных мер, направленных на защиту белорусских граждан в Грузии.

Получается, что правозащитники, не имея каналов дипломатического характера, будучи ограниченными в доступе к задержанным (а сотрудник посольства имеет беспрепятственный доступ), способны быстро среагировать и защитить человека. Почему? По единственной причине — мы не безразличны к людям и их проблемам. А МИД пусть сам ответит.


— Правомерны ли были действия грузинской стороны с точки зрения законности и прав человека?

— Подход Грузии прозрачен, они его не скрывали. Грузинская сторона считает Абхазию и Южную Осетию частью территории Грузии. Режимы в этих территориях Грузия считает сепаратистскими. С точки зрения международного и национального нормативного регулирования, Грузия имеет право предпринимать меры для защиты целостности границ. Это одна из мер, насколько я понимаю.

Правильно это или не правильно — должны разобраться международники. Более того, и Николай, и другие граждане, оказавшиеся в этой ситуации, могут обратиться в Европейский Суд по правам человека для рассмотрения коллизии и определения нарушений в сфере прав человека. И это именно тот случай, когда граждане Беларуси, которая не является стороной Европейской конвенции, имеют полное право на обращение в Европейский суд по правам человека. Грузия является стороной этой конвенции, и нарушение, если граждане считают, что их права нарушены, произошло на территории Грузии, и осуществлено представителями государственной власти. Вопрос в том, считают ли граждане, что их права нарушены, и станут ли они дальше добиваться защиты.


— Как можно помочь белорусской девушке, которая все еще находится в грузинской тюрьме?

— К сожалению, мы не имеем информации ни от нее, ни от ее родственников. Эта информация есть в МИДе Беларуси и в белорусском посольстве.

Наши грузинские коллеги очень быстро среагировали на просьбу о помощи для Николая. В подобных делах временной фактор очень важен. Я уверена, что при своевременном вмешательстве белорусских дипломатических служб девушка, как минимум, не была бы сейчас под арестом и имела бы больше возможностей для качественной защиты: связи с родственниками, юристами, правозащитниками.

А, сейчас, насколько я могу судить — ей вынесен серьезный штраф, и родители по миру собирают деньги и пытаются их передать в Грузию. Это значит, что юридически дело рассмотрено, и решение вынесено. Поле для вмешательства уже ограничено.

То, что можно делать сейчас — это работать на информирование людей о подходах грузинской стороны к туристам из Абхазии. И, конечно, публично требовать от МИДа более внимательного отношения к гражданам страны, оказавшимся в сложном положении за рубежом.


— Какой совет Вы можете дать людям, чтобы подобные ситуации не повторялись?

— Совет — уметь отвечать за себя и за свои поступки, быть внимательными и последовательными, проверять информацию о стране, в которую собираешься ехать, соблюдать процедуры. Тем более, когда речь идет о конфликтных регионах.

Далее — не пугаться, оказавшись в сложной ситуации: опубличивать проблему и просить о помощи, обращаться к правозащитникам, делать это сразу, как только необходима помощь. Ну и надеяться, что МИД пересмотрит существующую практику и будет более внимателен по отношению к соотечественникам.


Людмила Мороз
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники
•   UDFНовостиГлавные новости ❯ Белоруска 45 дней находится в грузинской тюрьме, но МИД это не интересует