“В 2015 году 100 тысяч подписей не собрал никто. Даже Лукашенко“

Валерий Карбалевич, радио "Свобода" / перевод UDF.BY
17 января 2018, 14:23
Карикатура: .svaboda.org
Единственный признак выборов в Беларуси - тот факт, что весь политический экран заполнила Лидия Ермошина.

Каждый день она что-то комментирует, объясняет, дает интервью. Правда, ее заявления относительно местных выборов мало кого волнуют. А вот информация о том, что какие-то более значимые выборы состоятся в Беларуси уже в следующем году, вызвала значительный интерес.

Дело в том, что, согласно законодательству, следующие президентские выборы должны состояться до 30 августа 2020 года, а парламентские - до 10 сентября 2020 г. Поэтому нужно было бы проводить их или одновременно, или, например, с интервалом в три месяца. Власти этого не хотят. И Лидия Ермошина заявила, что выборы будут разведены, в частности, одна из избирательных кампаний пройдет в ноябре 2019 г. То, что это не предусмотрено Конституцией, мало кого волнует.

В других странах не видят ничего страшного в одновременном проведении выборов различных уровней. Например, в 2017 году парламентские выборы во Франции прошли через месяц после президентских.

Я не стал бы сейчас гадать, какие выборы - президентские или парламентские - пройдут досрочно. Более интересна та мотивация, которой руководствуются власти. На мой взгляд, главная причина в том, что Александр Лукашенко не хочет сводить в одно целое два разных по масштабам политических процесса. Президентские выборы - это то, что легитимирует его власть. А значит, дело чрезвычайно серьезное, важное, существенное. А выборы Палаты представителей, как он представляет, - это что-то вторичное, легковесное, водевильное. Ведь кто же всерьез в стране относится к «палатке», ее депутатам? И смешивать эти два института (президент и парламент) недопустимо. По логике главы государства, проведение одновременно парламентских и президентских выборов девальвирует последние.

Ермошина добавила еще одну мотивацию. В комментарии порталу tut.by она заявила: «Президентские и парламентские выборы не совмещаются, ведь это ракачивание основ власти». А в интервью телеканалу «Беларусь 1» 14 января председатель Центризбиркома пояснила необходимость развести выборы так: «Две избирательные кампании очень сильно политизируют атмосферу, что не идет на пользу обществу, так как может дестабилизировать политическую и общественную обстановку».

То, что избирательные кампании политизируют атмосферу, совершенно справедливо. Но что касается полезности такой ситуации, то Ермошина путает интересы общества и власти. Ведь политизация вредна режиму, а не народу.

Дело в том, что существующий режим держится не столько на поддержке населения, сколько на апатии, безразличии, деполитизации, демобилизации общества. Власти это понимают и поэтому стараются не будить лихо пока оно тихо. Стараются даже избирательные кампании проводить вне политического пространства, превращать их в технический ритуал, в простое голосование. Политизация и политическая мобилизация избирателей - это угроза для режима. Поэтому здесь Ермошина искренна.

Еще одно интересное предложение от председателя Центризбиркома прозвучало в интервью агентству БЕЛТА 15 января. Она считает, что 100 тысяч подписей, которые нужно собрать кандидату в президенты, - это слишком много.

Ермошина говорит:

"Нам также нужно уменьшать количество подписей, по крайней мере, доводить хотя бы до одного процента от числа избирателей. Допустим, если исходить из числа избирателей примерно в 7 млн, необходимое количество собранных подписей может доходить до 70 тысяч... Дело в том, что на данный момент без больших денег или без значительного административного ресурса собрать подписи крайне сложно".


Действительно, по моим оценкам, во время президентских выборов 2015 году 100 тысяч подписей не собрал никто. Даже Александр Лукашенко. Ведь к его пикетам на улице люди очень мало подходили. А то, что в трудовых коллективах собрали паспорта и переписали данные, то так можно было собрать и 5 миллионов подписей.

Напомню Ермошиной, что во время президентских выборов 1994 года шесть кандидатов собрали 100 тысяч подписей, причем за 20 дней (!). А сейчас за 30 дней никто собрать не может. Почему так?

Потому что в 1994 году в Беларуси были настоящие выборы, настоящая политическая жизнь, настоящая конкуренция. Люди чувствовали себя гражданами, понимали, что от их голосов что-то зависит и становились в очередь, чтобы подписаться за кандидатов. Поэтому никаких проблем с подписями не было.

А за 23 года правления Лукашенко публичная политика в стране исчезла. Вместе с выборами. Они стали никому не интересны. Поэтому люди и не хотят играть в эту игру. За что власти упорно боролись, то и получили. Теперь они лихорадочно думают, как вернуть интерес к выборам, чтобы хоть какие-то кандидаты собрали нужное количество подписей.

Но не с того конца заходите, Лидия Михайловна. Верните в страну выборы, и не надо будет уменьшать нужное количество подписей.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники
•   UDFМестные выборы 2018Важные новости: местные выборы 2018 ❯ “В 2015 году 100 тысяч подписей не собрал никто. Даже Лукашенко“