Политическую географию Беларуси показали сквозь призму социальных сетей

Максим Стефанович, Либеральный Клуб
13 ноября 2017, 17:31
Давняя проблема политических исследований в Беларуси – дефицит достоверных социологических данных. Хотя государственные социологические центры предоставляют некоторые сведения, ими невозможно исчерпать потребности СМИ, политиков и общества в информации. Помимо сомнений в объективности официальной социологии, стоит отметить и слабую территориальную дифференциацию данных. О различиях в политических пристрастиях жителей Минска и регионов, Запада и Востока, городов и деревень зачастую остается лишь догадываться.

Последние конкурентные выборы с объективными данными по регионам проходили в далеких 1994-1995 гг. Последующая электоральная статистика столь искажена, что основываться на результатах выборов и референдумов 1996-2016 гг. практически невозможно. Поэтому политическая география Беларуси остается «Terra Incognita» для исследований.

До 2016 г. информацию о политических предпочтениях белорусов представлял НИСЭПИ, но и этот источник иссяк после дискредитирующего репортажа государственного телевидения. Поскольку в Беларуси установлена административная ответственность за проведение опросов на общественно-политические темы без аккредитации, сохраняется монополия лояльных власти структур на распространение социологической информации. Периодическая публикация данных от социологической службы Novak и компании SATIO принципиально не меняет ситуацию.


Так ли однородна Беларусь?

Важным итогом дефицита информации стала мнимая однородность Беларуси. Одной из официальных идеологем является отсутствие ценностных различий между регионами, центром и периферией, городом и селом и т.д. Однако искусственное нивелирование разнообразия чревато лишь углублением противоречий и конфликтов. Между тем, данные президентских выборов 1994 г. однозначно указывали на существенную разницу в политических предпочтениях жителей северо-западных и восточных районов Беларуси. Так, например, в Ивьевском районе Зенон Позняк набирал 40% голосов, а в Климовическом – лишь 1,3%. Такой разрыв вполне сопоставим с голосованием западных и юго-восточных областей Украины, «красных» и «синих» штатов США, либеральных и консервативных воеводств Польши.

Последующие социологические исследования показывали постепенное уменьшение географического разрыва с увеличением поддержки власти в западных регионах и ростом популярности оппозиции на востоке. Но это требует подтверждения на большей выборке, чем могут предоставить эпизодические опросы.


«ВКонтакте» – источник информации о белорусах

Необходимо обращаться к источникам, более полно отражающим разнообразие белорусского общества. И здесь могут помочь социальные сети – наиболее информативные и легкодоступные базы данных. Их анализ позволяет отчасти восполнить пробел в знаниях о Беларуси, который должна занимать электоральная география.

Известно, что наиболее популярным ресурсом в Беларуси является «ВКонтакте» с ежемесячной посещаемостью до 3 миллионов человек. «Одноклассники», «Facebook» и «Twitter» уступают по охвату аудитории, хотя также интересны для анализа. Преимущество «ВКонтакте» связано с возможностью дифференцировать пользователей, предусмотренной интерфейсом сети, включая данные по населенным пунктам. Это позволяет оценить территориальное распределение по различным критериям: от религиозной принадлежности и языка до собственно политических вопросов.

Политическую географию Беларуси показали сквозь призму социальных сетей

Карта 1. Доля подписчиков оппозиционных групп от общего числа пользователей «ВКонтакте»
Поскольку во «ВКонтакте» существует множество политических и околополитических сообществ, география их популярности дает достаточно ясное представление о поддержке тех или иных политических сил по регионам Беларуси. Первая карта основана на доле подписчиков 14 крупных общенациональных оппозиционных и патриотических групп («Мая краіна Беларусь», «Радыё Свабода», «Плошча», «Мы за незалежную Беларусь», «Движ (Баста!)», «STOP LUKA», «Хартия 97», «Наша Ніва», «Белорусский партизан» и т.д.) от числа пользователей в районных центрах и крупных городах.

Во «ВКонтакте» зарегистрировано свыше 5 300 000 аккаунтов из Беларуси, около 400 000 тысяч (7,5%) подписано на эти группы. Реальная доля несколько ниже, поскольку многие подписаны сразу на несколько групп, но на географию подписчиков это практически не влияет. По районам цифра колеблется от 11-12% в Браславе и Молодечно до 3-4% в Брагине и Хотимске. Использование данных по основным общенациональным сообществам снижает влияние случайных факторов, поэтому карта может служить достаточно точным показателем охвата белорусских регионов оппозиционным контентом.

На Карте 1 легко заметить повышенную популярность независимых политических сообществ в Минской области, особенно в северо-западных районах, на западной и центральной Витебщине. Это вполне ожидаемо: например, Молодечно в 1990-е гг. был эпицентром демократического движения. Такие данные напоминают результаты выборов 1994 г., хотя некоторые сдвиги за 23 года, безусловно, произошли.

География «оппозиционности» частично сместилась с северо-запада в центральные районы и некоторые города востока (Орша, Светлогорск). Интересно, что практически все крупные акции протеста против Декрета №3 проходили в «зеленых» и «розовых» городах, где много людей получают информацию из независимых групп. Но большую роль, кроме общенациональных сообществ, играют местные группы, особенно на востоке страны, где охват подписчиков национально-ориентированными и оппозиционными группами значительно ниже.

Помимо замера оппозиционности белорусских регионов, аналогичная методика позволяет оценить популярность белорусскоязычных сообществ и сопоставить их популярность с российскими группами, распространяющими идеологему «Русского мира» в Беларуси.

Для этого на Карте 2 нанесено региональное распределение подписчиков 3-х наиболее популярных белорусскоязычных сообществ («Lit.bel», «Мая краіна Беларусь» і «Радыё Свабода»), имеющих в совокупности свыше 250 тысяч участников (4,7% от общего числа аккаунтов «ВКонтакте» из Беларуси). Результаты соответствуют данным переписей о большей русификации крупных городов, а дихотомия Запад/Центр и Восток оказалась менее выраженной, чем на Карте 1, хотя средние значения восточных областей несколько ниже, чем на Минщине и Гродненщине.

Политическую географию Беларуси показали сквозь призму социальных сетей

Карта 2. Доля подписчиков наиболее популярных белорусскоязычных групп от общего числа пользователей «ВКонтакте».

Сравнивая сообщества

Наконец, анализ социальных сетей позволяет сравнивать географию противоположно ориентированных сообществ (Карта 3.). Для этой цели сопоставлены «Lit.bel» (106625 подписчиков из Беларуси) и «Эту страну не победить» (70646 белорусских подписчиков). По каждому районному центру определено общее количество подписчиков и процент подписчиков каждого из сообществ. Культурно-языковые характеристики этих групп противоположны, поскольку первая является крупным распространителем белорусскоязычного контента (афоризмы, цитаты и т.д.) в социальных сетях, а вторая, напротив, визуализирует (демотиваторы, мемы) российский идеологический продукт.

Политическую географию Беларуси показали сквозь призму социальных сетей

Карта 3. Соотношение подписчиков белорусскоязычной группы «Lit.bel» и российской «Эту страну не победить»
Карта отразила классический вариант политической географии Беларуси с выраженной национальной ориентацией западно-центральных районов и испытывающими большее российское влияние восточными областями (вкупе с частью брестского Полесья). Понятно, что данные двух групп недостаточны для глобальных выводов, но общая тенденция заметна.

Есть множество иных тем для построения аналогичных карт, однако целью анализа была демонстрация возможностей социальных сетей для изучения политической географии Беларуси. На основе данных из крупнейших социальных сетей можно замерить ключевые линии разлома белорусского общества (восприятие власти, геополитические и культурные ориентации). Это позволяет оценить риски и возможности региональной политики, улучшать аналитическое сопровождение политической деятельности на местном уровне. Поэтому развитие таких исследований неизбежно продолжится.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники
•   UDFМестные выборы 2018Видео: местные выборы 2018 ❯ Политическую географию Беларуси показали сквозь призму социальных сетей