Мысли одного бизнесмена

Владимир Журба, индивидуальный предприниматель (Витебск), «Белорусы и рынок»
31 июля 2015, 14:45
Правительство ищет иностранных инвесторов, видимо, забывая о том, что они могут прийти и сами, если создать для них благоприятные условия.

В мае 2008 года прошло пленарное заседание Консультативного совета по иностранным инвестициям при Совмине под председательством тогдашнего премьера Сергея Сидорского. Тогда правительство планировало за три года построить 680 современных предприятий и привлечь для этого до 15 млрд долларов иностранных инвестиций. По прошествии семи лет хочется спросить: где эти предприятия?! сколько денег вложили инвесторы и сколько построили заводов?

Новый состав правительства определяет новые ориентиры. В частности, чиновники взялись за верстку Стратегии привлечения прямых иностранных инвестиций в Республику Беларусь на 2016—2020 годы (см. «БР» от 22.06.2015 № 24).

В стратегии много модных терминов: кластер, субконтрактация, аутсорсинг. Опять декларируется высочайшая роль малого и среднего бизнеса, который должен стать фактором устойчивого развития как отдельных регионов, так и страны в целом. Предлагается поддержать этот сектор, чтобы он помог региональной политике по созданию рабочих мест и расширению сфер занятости населения. Обещано создать прогрессивное инвестиционное законодательство, простые и понятные условия для ведения бизнеса.

Все это в определенной степени обнадеживает. Правда, меня как предпринимателя с большим стажем волнует, работали ли авторы концепции на производстве, как часто выезжали в регионы страны, действительно ли они владеют ситуацией на местах? К слову, я не припомню, чтобы в Новополоцке, где я веду бизнес, состояние деловой среды когда-нибудь обсуждалось с предпринимателями, и не знаю, кто в Новополоцком горисполкоме ответственен за развитие предпринимательства.

Всех нас, предпринимателей, очень волнует, как правительство собирается снимать бюрократические преграды перед инвесторами (а они, как показывает мой опыт, огромны), когда снизятся штрафные санкции за нарушение правил хозяйствования и отменят ли отдельные статьи КоАП?


Семь кругов процедур

Официально заявлено, что результатом реформ последних лет в Беларуси стало сокращение периода регистрации нового бизнеса до пяти дней, при этом хозяйственную деятельность предприятие может начать уже через 8—10 дней.

Хочу огорчить членов правительства: те, кто ориентируется на эти цифры, элементарно не знают реалий. Как представитель производственного бизнеса, спешу заявить, что в указанные сроки начать работу невозможно. Разве что жульническим способом занять предполагаемое для сдачи в аренду помещение, тем же способом подключиться к электроэнергии, воде, канализации, выполнить элементарные охранные мероприятия (заменить замки, установить решетки, укрепить двери), а также убрать горы мусора (как правило, все сдаваемые в аренду или приобретенные на аукционе помещения находятся в крайне запущенном состоянии).

По сложившейся практике от возникновения у инвестора (не только иностранного) желания создать предприятие и до начала работы этого предприятия пройдет не один месяц. Скорее всего, придется долго искать подходящее помещение. При благоприятном стечении обстоятельств договор аренды можно получить на руки только через полтора-два месяца. Если же инвестпроект связан с отводом участка под новое строительство, геодезическими и геологическими изысканиями, то процедура может занять около года.

Все, кто дает разрешение на подключение объекта или согласует технические условия для подключения к нему электроснабжения, воды, канализации, связи, подъездных дорог, разговаривают с предпринимателями «через губу».

Необходимо получить технические условия от МЧС, инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды. Один только акт выбора площадки подписывают 15 организаций, а сама процедура может затянуться на 20—30 дней.

До завершения проектирования, согласования всей документации и проведения экспертизы инвестор не имеет права даже вбить колышек на своей площадке, так как это будет считаться незаконным строительством. В итоге предпроектные и проектные работы отнимают много времени и денег.

Руководители предприятий, технические специалисты, начальники цехов стонут от лицензионных процедур, которые стали просто тормозом. Уставную хозяйственную деятельность ни по одному из ее видов раньше чем через 8—12 месяцев не начнешь.

Иностранный инвестор десять раз подумает, стоит ли ему ввязываться в долгострой, ведь он хочет, чтобы деньги как можно быстрее начали работать и приносить прибыль. Впрочем, почему только иностранный? Почему государство делает акцент на внешних, а не на внутренних инвесторах? Иностранцам часто предоставляют индивидуальные льготы и различные привилегии, тогда как наши граждане вынуждены покидать страну и начинать бизнес в той же России. Сколько таких примеров!


Что стало с мозгами и руками?

Один из ключевых факторов — качество трудовых ресурсов. Увы, ситуация с руководящими, инженерно-техническими и рабочими кадрами в Беларуси с каждым годом ухудшается как по количеству, так и по качеству.

До конца 90-х годов я не помню случаев, чтобы в тюрьму сажали руководителей предприятий, технических специалистов, начальников цехов, главных специалистов, начальников управлений. Сейчас под следствием или в местах лишения свободы находятся сотни бизнесменов и менеджеров предприятий. Инициативность предпринимателей и управленцев связали по рукам и ногам, их запугали, законтролировали, заштрафовали. За малейшие проступки на них заводят уголовные дела, их обвиняют в хищениях, нанесении ущерба предприятиям.

В 70—80-х годах бытовала поговорка: «Чтобы стать хорошим руководителем (начальником, мастером, механиком) низового звена, участка, подразделения, цеха, надо было у хорошего бригадира года три побегать слесарем, оператором, подсобником, бетонщиком, каменщиком». В вышестоящих подразделениях должны быть опытные, без вредных привычек трудоголики, технически грамотные главные специалисты, главные инженеры и директора предприятий. Где эти предприятия, на которых должны проходить обкатку технические кадры?

Учебные заведения выпускают огромное количество юристов, экономистов, финансистов, бухгалтеров, историков, философов и прочих гуманитариев, в то время как стране нужны технологи, строители, механики, агрономы, зоотехники, энергетики, транспортники, сварщики, фрезеровщики…


На собственном опыте

Не могу не остановиться на ситуации со своим ООО «Виторжье», которое было создано с нуля, долгие годы успешно производило разного вида продукцию, но в итоге было загублено репрессивной машиной проверяющих структур.

В первой половине 90-х годов за счет собственных средств, знаний и опыта хозяйствования мне удалось простроить производственную базу, по сути, на месте городской свалки и на двух гектарах заброшенной совхозной земли. Позже были открыты еще порядка 30 магазинов в городах Витебской области. За годы существования «Виторжья», а также моей работы в статусе индивидуального предпринимателя я ни разу не воспользовался государственной поддержкой, льготами, дотациями, субсидиями, зато создал немало рабочих мест, активно уплачивал налоги в бюджет.

Однако в последние 10 лет пришлось столкнуться с большим количеством проверок и санкций, которые разорили мой бизнес. При этом у исполнительных и судебных органов, которые по логике должны защищать бизнес, я не нашел поддержки, наоборот, они только способствовали тому, чтобы «Виторжье» пришло в упадок. Возникает вопрос: зачем в течение нескольких лет создавать предприятие, если контролеры, антикризисные управляющие, суды и судебные исполнители могут уничтожить его за год?


Если б я был премьер

На мой взгляд, следует провести ревизию законодательной базы. Я взял бы фломастер и безжалостно вычеркнул то, что мешает претворять в жизнь планы правительства по привлечению инвесторов, прежде всего собственных. На 50 % сократил бы количество контролирующих организаций и контролеров.

Контролирующие структуры должны руководствоваться принципом доверия к предпринимателю. Без этого ни о каком прогрессе не может быть и речи. Нельзя из-за 2—5 преступников тотально проверять всех. Если контролеров много, им дают планы по количеству обнаруженных нарушений и преступлений, выписанных штрафов. К величайшему сожалению, такая практика стала привычной. Теперь это называется «мониторить».

Сегодня в Беларуси работает более 30 проверяющих организаций, которые вправе наложить штраф, опечатать склады, закрыть расчетный счет предприятия, конфисковать товар, привлечь руководителя к административной ответственности или арестовать его.

Следует применить налоговую амнистию, чтобы предприниматели, которые имеют деньги за рубежом или хранят их в банках (стеклянных), не боялись и активно вкладывали средства в собственную страну. Кроме того, назрела амнистия предпринимателей и менеджеров, осужденных за экономические правонарушения. Пусть лучше работают на воле и погашают предъявленные им иски.

Давно пора отменить систему разрешений, лицензирования, сертификации и т. п. В 70—80-х годах промышленные предприятия и строительные организации не знали, что такое лицензии.

Наконец, давайте следовать ст. 104 Конституции Республики Беларусь, согласно которой закон не имеет обратной силы, за исключением случаев, когда он смягчает или отменяет ответственность граждан. Хватит устанавливать налоги задним числом! Инвесторам нужна предсказуемость и стабильность законодательства.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники
•   UDFМнение ❯ Мысли одного бизнесмена