Анатолий Лебедько: Власть ответит за референдум 1996 года еще при нашей жизни

Мария Ковалева, UDF.BY
24 ноября 2011, 01:19
Очередную годовщину референдума 24 ноября 1996 года председатель Объединенной гражданской партии Анатолий Лебедько встречает с чувством сожаления и разочарования. Шанс, который не смогли использовать депутаты Верховного Совета 13-го созыва, обернулся пятнадцатью годами упущенных возможностей для Беларуси.

За это все мы несем ответственность: кто в большей, кто в меньшей степени. Мы могли повернуть развитие событий по другому сценарию, но проиграли. Последствия проигранного сражения мы ощущаем до сегодняшнего дня, – говорит политик накануне 24 ноября в интервью UDF.BY.

– И какой это мог быть сценарий?

– Референдум 1996 года имел такие разрушительные последствия для страны, что я бы без преувеличения назвал этот референдум политическим Чернобылем. После него власть от имени граждан Республики Беларусь отказалась от цивилизованного пути развития. Главным политическим последствием референдума стало то, что вся власть сконцентрировалась в одних руках. В стране нет парламента и судебной системы – они стали отделами Администрации Лукашенко. До референдума Лукашенко был легитимным президентом Республики Беларусь, законно избранным через демократическую процедуру. После референдума он трансформировался в правителя.

Анатолий Лебедько: Власть ответит за референдум 1996 года еще при нашей жизни

Сотрудники милиции не пускают председателя Верховного Совета РБ 13 созыва Семена Шарецкого и депутата Анатолия Лебедько в ресторан "Новолуние", где проходило собрание депутатов ВС РБ 13 созыва, Минск, 23 июня 1999 года. Фото bymedia.net

– Как Вы считаете, почему граждане Беларуси поддержали на референдуме вариант изменений и дополнений в Конституцию, предложенный Лукашенко?
– С 1996 года выборы и референдумы, по сути, перестали быть инструментом волеизъявления граждан. Они используются для удержания власти небольшой группой людей. С учетом того, что контроль над процедурой голосования был в одних руках, что произошло на референдуме – секрет полишинеля. Там нет волеизъявления людей.

Анатолий Лебедько: Власть ответит за референдум 1996 года еще при нашей жизни

Анатолий Лебедько и Андрей Климов, офис Объединенной Гражданской партии, Минск, 25 марта 2002 года. Фото bymedia.net

Конечно, надо признать, что популярность Лукашенко в 1996 году была неизмеримо больше, чем сегодня. Часть людей голосовали, ориентируясь на него. Сделать осознанный выбор возможно только тогда, когда информация самая разная и в достаточном объеме. А в то время такой полномасштабной дискуссии, которая бы дошла до каждого человека, не было. И голосование во многом было с налетом эмоций, каких-то симпатий к тем или иным политикам.

Кроме этого, формирование избирательных комиссий шло непосредственно через исполнительную власть. А Лукашенко как раз был ее олицетворением и через свою зарождающуюся вертикаль имел возможность воздействовать на ситуацию. Личная популярность плюс определенный процент тех, на кого было оказано административное воздействие, плюс немножко фальсификаций, и вот что получилось – искаженные, исковерканные цифры. Поэтому иногда их сложно понять разумом.


Анатолий Лебедько: Власть ответит за референдум 1996 года еще при нашей жизни

Анатолий Лебедько голосует на выборах единого кандидата от оппозиции во время Конгресса демократических сил, Минск, 2 октября 2005 года. Фото bymedia.net

– Однако пятнадцать лет назад в Беларуси был избранный людьми демократический Верховный Совет. Почему депутаты проиграли противостояние с Лукашенко?

– В 1996 году мы имели реальное двоевластие. И никогда оппоненты Лукашенко не были близки к успеху, как тогда. Но, к сожалению, руководители Верховного Совета не продемонстрировали лучших качеств и уступили Лукашенко в жажде быть победителями. Не нашлось у них принципиальности, воли. Конечно, тогда надо было идти на обострение, на открытый конфликт с Лукашенко. Но воли ни у Семена Шарецкого (председателя Президиума Верховного Совета 13-го созыва – udf.by), ни у его заместителей не хватило. Они оказались достаточно слабыми политиками для той ситуации.

В десятую годовщину референдума Вы высказывали идею международного трибунала над Лукашенко, где "судьями" могли бы стать Вацлав Гавел, Лех Валенса и Александр Квасьневский. Трибунал должен был рассматривать среди прочего и события 1996 года.

– Эта идея жива и сейчас. С точки зрения юриспруденции, были очевидные нарушения действующей Конституции. Есть соответствующие заключения Конституционного суда, и для незаангажированных юристов вообще не стоит вопрос, легитимен референдум или незаконен – его юридические последствия ничтожны. И если человек, облеченный полномочиями, нарушает Конституцию, то это уголовно наказуемое деяние. Степень ответственности за это должен определять суд. А поскольку судебная система канула в лету после приснопамятного референдума, то и появилась инициатива создать такой международный институт. Ведь нести ответственность должна не только оппозиция за то, что она иногда и не совершала, но и власть за то, что она действительно сделала.

На вопрос, когда это произойдет, Анатолий Лебедько ответил: "Это будет при нашей жизни, я в этом не сомневаюсь".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники
•   UDFНовости ❯ Анатолий Лебедько: Власть ответит за референдум 1996 года еще при нашей жизни