Renault и Nissan на грани выживания: что там творится

Сергей Суховский, thepage.ua
28 мая 2020, 12:05
Фото: Equipe Alpine-Renault
27-28 мая состоятся пресс-конференции, на которых главы Renault и Nissan объявят о миллиардных евроубытках, закрытии заводов и увольнениях десятков тысяч сотрудников, эвтаназии брендов Alpine и Datsun плюс более чем 50-процентном секвестировании модельной гаммы. И планах выхода из всего этого.

И это не временные трудности со сбытом, вызванные пандемией. Проблемы в альянсе Renault — Nissan — Mitsubishi начались не вчера и даже не с момента ареста их экс-руководителя Карлоса Гона. Еще в декабре-январе три стороны согласовали новые правила сотрудничества, призванные оптимизировать траты и усилить конкурентоспособность трио. Главным изменением стало жесткое зонирование брендов: Renault сосредоточится на Европе, Nissan – на Китае и США плюс поделит родную Японию с Mitsubishi, которому оставили Юго-Восточную Азию.

«Да, Renault борется за выживание, – прокомментировал ситуацию министр экономики и финансов Франции Брюно Ле Мэр радиостанции Europe 1. — Пока я не одобрил кредит и есть риск, что концерн прекратит существование».


Прошлый год Renault впервые за 10 лет завершил с убытком. Нынешний прогноз ухудшается с каждой пятницей: за первый квартал выручка «ромба» сократилась на 19,2% — до 10,1 млрд евро. Компания обратилась за помощью к государству, которому принадлежит на 15%, с просьбой выделить 5 млрд евро.


Фото: Alpine

Cкорее всего, первой автожертвой пандемии станет возрожденный три года назад бренд Alpine. Несмотря на восторженные рулады в СМИ и теплый прием на рынке (в 2018-м было продано 1950 купе, в 2019-м — 4376 экз.), марка фактически обречена – в рамках оптимизации Renault существенно сократит ассортимент и сделает ставку на кроссоверы.

Причиной резкого ухудшения здоровья альянса называют излишне агрессивную и амбициозную стратегию Гона. Согласно его плану, к 2022 году суммарные продажи Renault — Nissan — Mitsubishi должны были перешагнуть 14-миллионную отметку. Но уже в конце прошлого года стало понятно, что альянс не в состоянии выйти и на 11-миллионный уровень. Ну а пандемия окончательно похоронила планы RNM на мировое господство. 16 марта Renault остановил работу на всех 12 французских заводах, где занято более 18 тыс. человек. А менее чем через месяц закрыл СП с китайским гигантом Dongfeng — их ультрасовременный завод в Ухане, рассчитанный на ежегодный выпуск 110 тыс. автомобилей, в 2019 году собрал менее 19 тыс.

В плане, представленном правительству Франции, Renault планирует в течение трех лет сократить ежегодные расходы на 2 млрд евро. В первую очередь под нож попадут затраты на рекламу, маркетинг и R&D. Во-вторых, основательно проредят модельный ряд, отказавшись от Espace, Megane, Scenic, Grand Scenic и Talisman. Не то что бы на них совсем не было спроса, но все эти семейства базируются на одной платформе (CMF-CD) и собираются на одном заводе.


Фото: Renault

Под жернова оптимизации расходов может попасть и маркетинговая витрина Renault – команда Формулы-1, которая обходится концерну в 5 млн. Подобное уже было в разгар внутренних кризисов 1984-1985 и 2008-2010 гг. Трудно объяснить акционерам, почему нужно продолжать выплачивать сидящим на карантине пилотам по 12 млн, если в это время закрываются целые заводы.

В итоге модельный ряд усохнет до связки Captur-Clio-Duster-Kadjar-Kangoo-Twingo. А вот линейка электрокаров останется неизменной — на этом настаивает главный кредитор. Впрочем, сам мсье Лу не верит, что запрошенных 5 млрд евро хватит на сохранение рабочих мест и производственных мощностей. Пока известно только об одном заводе, который будет перепрофилирован, – площадку в Дуэ, где выпускались те самые соплатформенники, перестроят под сборку электрокроссоверов. По информации Le Canard Enchaint, в рамках сокращения расходов Renault закроет четыре завода: в Дьеппе (спорткары Alpine), в Шуази-ле-Руа (запчасти), в Кодане (двигатели и трансмиссии) и в Ивелине (Nissan Micra).

Сам Nissan чувствует себя еще хуже. В июле прошлого года компания уже начала $3-миллиардное сокращение расходов и последовательное увольнение 15 тыс. сотрудников. Всех собак опять-таки повесили на «беглого банкира» Карлоса Гона. Мол, его агрессивная стратегия завоевания рынков России, Индии, ЮАР и Юго-Восточной Азии потребовала значительных ресурсов, никак не коррелирующихся с уровнем продаж и загруженностью производственных мощностей. Поэтому японцы разработали еще более экстренные меры по сокращению расходов, призванные к 2023 году секвестировать бюджет на дополнительные $4,4 млрд.

Ранее Reuters сообщал о глобальном сокращении объемов производства с 7 до 5,5 млн авто, закрытии 14 заводов и увольнении минимум 4,3 тыс. сотрудников и уходе марки из Европы. Последний пункт Nissan опроверг, но уже сейчас понятно, что рынок Старого Света станет для концерна столь же второстепенным, каковым он является для Infiniti. Японцы «постараются сохранить свое присутствие», но производство, персонал, модельные линейки будут сокращены. Эта же метода будет касаться всех «непрофильных» рынков, а высвобождаемые ресурсы перенаправят на целевые рынки и основные продукты.

Так, европейская модельная линейка потеряет не только нишевые спорткары 370Z и GT-R, но и бюджетную микролитражку Micra, и даже пикап Navara. Хотя последнему, в отличие от своих клонов Renault Alaskan и Mercedes-Benz X, грех жаловаться на спрос. «Француз» уже снят с производства, «немцу» жить осталось до 31 мая. Смертным приговором для «навары» стало место ее рождения — все три пикапа собирались на одном и том же заводе в Барселоне. Парадокс еще и в том, что Navara продавалась заметно лучше Mitsubishi L200. Но после глобальных пертурбаций внутри альянса за большие пикапы и кроссоверы будет отвечать именно Mitsubishi. Ему же доверено развитие гибридных технологий, в то время как Renault сосредоточится на электромобилях. Подобный подход, называемый в альянсе схемой «лидер — последователь», призван минимизировать затраты средств и времени на R&D и избежать практики параллельной работы над одной и той же технологией.

Для оставшихся моделей Nissan – Leaf, Juke, Qashqai, X-Trail и E-NV200 – пересмотрят ценовую политику и сократят число комплектаций. Ставка будет сделана на кроссоверы и легкие коммерческие модели.

По сообщению Nikkei, под угрозой закрытия оба испанских завода Nissan, на которых занято 3 тыс. рабочих. На третьем, в британском Сандерленде, сборка Qashqai и Juke может перейти с 3-сменной на 2-сменную с соответствующим сокращением персонала. В таком случае паркетники X-Trail и грядущая Ariya будут приплывать в Европу из Японии.

Сам же Гон на прошлой неделе предрек Nissan скорое банкротство.

«При текущей бизнес-модели у японского автопроизводителя нет шансов, – прокомментировал состояние дел в Nissan его экс-руководитель. Если ничего не менять, у концерна осталось максимум два-три года».



Automotive News предрекает скорую эвтаназию еще одному проекту Карлоса Гона – бюджетному суббренду Datsun, возрожденному в 2013 году для ряда развивающихся рынков (Россия, Казахстан, Беларусь, Ливан, Индия, Индонезия, ЮАР).
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники
•   UDFНовостиАвто ❯ Renault и Nissan на грани выживания: что там творится