Лукашенко обещал - Лукашенко сделал

Приближается знаковый юбилей: 20-летие правления Александра Лукашенко. Результаты этого периода белорусской истории будут подводить по-разному. Можно измерять его в цифрах, показателях социально- экономического развития. Но это вряд ли даст о нем адекватное представление. Ведь за 20 лет многое изменилось: поколение, эпоха, критерии прогресса. Это как в СССР постоянно проводили сравнение с 1913 годом, и народ смеялся. Ведь весь остальной мир это время не стоял на месте.

Хотел бы предложить подводить итоги этого периода через обещания Александра Лукашенко. Их за 20 лет набралось много. Самых разных: серьезных, искренних, иногда курьезных. Прежде всего интересно посмотреть на обещания кандидата в президенты Лукашенко во время президентской избирательной кампании 1994 года. Разумеется, к тому, что говорят политики во время выборов в любой стране, нужно относиться скептически. Ведь в этом всегда присутствует огромная пиар-составляющая. Тем не менее.

Надо сказать, что сам Лукашенко к своим тогдашним обещаниям относился довольно серьезно. В беседе с российским журналистом Андреем Карауловым, показанной по БТ 28 августа 1994 года, молодой президент, который только что приступивший к исполнению своих обязанностей, говорил: "Меня бросает в холодный пот одна мысль о том, что я не смогу выполнить обещания, данные людям на выборах". Думаю, в этот момент он был искренен.

Так вот. Если попытаться найти выполненые обещания, которые пошли на пользу Беларуси, то возникает большая проблема: в таком поиске неизбежно будет присутствовать элемент субъективности.

Вот, например, оппозиционеры и журналисты много смеялись над обещанием "запустить заводы". Но если оценивать объективно, то можно констатировать, что подавляющее большинство предприятий, оставшихся от советского времени, действительно работали. Особенно по сравнению с другими постсоветскими странами. Однако можно ли это считать достижением? Ведь много заводов и фабрик работали и сейчас работают плохо. Количество нерентабельных предприятий остается большим. Когда-то бывший премьер Сергей Сидорский на одном из заседаний правительства признался, что если посмотреть на экономическую ситуацию без статистических выкрутасов, то половина государственных субъектов хозяйствования фактически убыточны. Тема огромных складских запасов постоянно стоит на повестке дня Совета министров. На этом фоне возникает мысль: так, может, и не стоило запускать все заводы? Зачем долгое время держать нерентабельным предприятия за счет государственной поддержки? Может, лучше было обанкротить, продать частнику? И для экономики, и для государства было бы выгоднее.

Еще одно выполненное обещание, которое следует приветствовать, звучало так: "Немедленно прекратить сокращение приема студентов в высшие учебные заведения". Действительно, за время правления Лукашенко количество студентов в стране увеличилось в несколько раз. Правда, это произошло за счет резкого падения качества образования. Но не будем слишком цепляться.

И все же есть одна сфера, где бесспорно можно увидеть выполненные Лукашенко обещания, которые пошли на пользу Беларуси. Во время кампании президентских выборов в 1994 году он утверждал: "Власть валяется в грязи ! Приказы не выполняются, все разваливается. Мы поднимем власть из грязи, мы добьемся выполнения принятых решений". Лукашенко обещал построить "сильное государство", способное навести "железный порядок", дисциплину. Вопрос "сильной власти" был основным тезисом его публичных выступлений.

И в некотором смысле Лукашенко свое обещание выполнил. Отстроенные государственные институты действуют без сбоев. Создана исполнительная вертикаль работает почти на автомате, как часы. Управляемость всех процессов вызывает зависть соседей. Приказы с вершины административной пирамиды выполняются без размышлений. Чиновники вышколенные, дисциплинированные, относительно искусные.

Лукашенко обещал - Лукашенко сделал


Небольшое лирическое отступление. Когда-то в детстве я с восторгом смотрел культовый советский фильм "Семнадцать мгновений весны". Его особенность в том, что впервые в советском кинематографе фашисты были показаны не в карикатурном виде, как раньше, а как разумные, рациональные, а потому опасные враги. Гитлеровская Германия предстает как хорошо организованная, жестко управляемая система. Наиболее меня поразила вот какое обстоятельство. Идут последние недели войны, в Берлине уже слышны выстрелы фронтовых орудий, всем понятно, что конец близок и неминуем. Тем не менее вся государственная машина работает так, как будто ничего не происходит.

Известно, что любые параллели условны. Но сильный государственный аппарат, который не разваливается в кризис, в пору тяжелых испытаний, можно считать важным общественным достоянием. Это особенно понимаешь, когда видишь, что происходит с государственным аппаратом в Украине.

Разумеется, есть обратная сторона этого процесса. Белорусское государство получилось бюрократическим, полицейским, а не контролируемым народом. Эффективность деятельности государственного аппарата в экономической сфере низкая, провалы — один за другим. Но тут дело в том, что перед чиновничеством ставятся невыполнимые задачи. Создать эффективную экономику чиновники в принципе не в состоянии, это — функция рынка.

И вообще, государственный аппарат — это инструмент. Он может выполнять любые задачи, как хорошие, так и плохие. Милиция может хватать оппозиционеров, а может защищать народ от преступников. Избирательные комиссии могут фальсифицировать выборы, а могут честно считать голоса. Все зависит от приказа, политического заказа. Надеюсь, придет время, когда этот созданный Лукашенко государственный аппарат начнет работать только на пользу народа. Как говорится, эту бы энергию да на мирные цели.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter