Социализм с нечеловеческим лицом

Совещание у Лукашенко по вопросу переговоров с МВФ о новом кредите 1 декабря оставило двойственное впечатление. Как обычно, высказывания главы Беларуси были противоречивы и даже взаимоисключающие. То он говорит: «Мы не нашли каких-то проблем в согласовании той программы с МВФ, которая предложена. То, что предлагается, разумно, и рано или поздно нам придется реализовывать». А потом заявляет: «Но резать по живому неизвестно зачем и чтобы угодить кому-то я не собираюсь». Вот и пойми, поддержал он предложения и требования МВФ или нет.

Насколько остро необходимы сейчас Беларуси иностранные кредиты? Они были очень нужны раньше для содержания фиксированного обменного курса белорусского рубля при большом дефиците текущего счета. Сейчас обменный курс свободный, страна в этом году имеет положительный баланс внешней торговли.

И сейчас, как отметил на совещании премьер-министр Андрей Кобяков, кредиты нужны «для выполнения своих внешних валютных обязательств». В следующем году Беларусь должна выплатить 3,5 млрд долларов долгов. Поэтому надо взять новые кредиты, чтобы вернуть старые долги. На начало ноября золотовалютные резервы Беларуси составляли 4666,7 миллиона долларов. В принципе, в крайнем случае можно было бы оттуда взять деньги и заплатить кредиторам. Но, во-первых, обнажать золотовалютные ресурсы очень рискованно. Во-вторых, не все эти деньги (4,7 млн ​​долларов) — реальная валюта. Поэтому кредиты нужны.

Следует обратить внимание вот на какое обстоятельство. И на встрече с главой миссии МВФ по Беларуси Питером Долманам 17 ноября, и на упомянутом совещании Александр Лукашенко, когда говорил о требованиях фонда и запланированной реформе, вспоминал, в основном, только о переменах в социальной сфере. Речь шла о росте коммунальных тарифов, цен общественного транспорта, повышении пенсионного возраста.

О реформе госсектора в экономике Лукашенко почти не упоминал. А ведь это главный вопрос. Без его решения все остальное не имеет особого смысла. Судя по всему, и МВФ не очень настаивает на этом. Дискуссия идет только о сокращении государственного финансирования госпредприятий.

Таким образом, на наших глазах происходит подмена понятий. Власти отказываются проводить рыночные реформы в экономике, которые запустили бы механизм развития, дали бы больше свободы хозяйствующим субъектам и сократили пространство для государственного патернализма.

Вместо этого политическое руководство демонтирует элементы социального государства, сбрасывает с государственных институтов груз социальной ответственности перед гражданами, увеличивает поборы с людей, перекладывает тяжесть кризиса на население. И провозглашает это структурными рыночными реформами, навязанными МВФ. Цинично, но какой красивый финт!

Вот, например, власти готовы выполнить требование МВФ о полной оплате населением коммунальных услуг. Как обычно, чиновники объявят эту меру структурной реформой, будут ссылаться на мировую практику, мол, в рыночной экономике каждый платит за себя. Казалось бы, все правильно, с чем спорить?

Но здесь есть значительная доля лукавства. Ведь, в отличие от мировой практики, в Беларуси коммунальные услуги оказывает государственный монополист. Помните, сам Александр Лукашенко неоднократно обращался к руководству ЖКХ с требованием: покажите калькуляцию, как вы считаете коммунальные тарифы? Судя по всему, ее так и не показали, во всяком случае, об этом ничего не известно. Вопрос у главы государства был кстати, потому что, как выясняется, на балансе ЖКХ много так называемых «непрофильных активов». Проще говоря, нерентабельных предприятий, содержание которых закладывается в коммунальные тарифы. И все это собираются переложить на плечи населения. Уж не говорим о качестве услуг, это отдельная тема.

Или вот то же повышение пенсионного возраста, которое произойдет после того, как «обсудят с народом». Можно не сомневаться, что народ горячо поддержит, по ТВ покажут сознательных граждан, которые будут говорить, что давно об этом мечтали. И пенсионный возраст повысят «по многочисленным просьбам трудящихся».

Снова будет ссылка на мировую практику. Настоящий, такой низкий пенсионный возраст, как в Беларуси, существует еще только в России и Узбекистане. Но, опять же, пенсионной реформой будет объявлено простое повышение пенсионного возраста. О настоящей реформе, переход к более прогрессивной накопительной системе, которая бы привела к реальному увеличению размеров пенсий, речь не идет. Ведь накопительная система предусматривает создание частных пенсионных фондов. И это означает, что белорус сможет получать пенсий не от государства, а от частных организаций. А ведь это почти революция в сознании. Ведь сегодня же много пенсионеров уверены, что пенсию им платит Лукашенко, поэтому за него и голосуют. И пенсионная реформа привела бы к тому, что глава страны мог бы потерять свой надежный электорат.

Поэтому и происходит такая подмена. Сохраняя старую неэффективную экономическую систему с доминированием госсектора, власти переложат бремя ее содержания на население. Такой социализм с нечеловеческим лицом. Но согласно ли на него само население?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter