Дорога зовёт

В условиях глобализации любая национальная экономика многослойна. В ней присутствуют и крупнейшие мировые транснациональные корпорации (выпускающие, как правило, массовую продукцию), и крупные региональные компании, и средние компании, специализирующиеся на достаточно узком сегменте рынка, и мелкие фирмы. Как обслуживающие местные нужды, так и работающие по субконтрактам с более крупными.

Экономика небольшой страны с открытой экономикой характеризуется сегодня столь же насыщенным рынком, как и более крупной. Просто в ней больше сегментов рынка заняты иностранными компаниями. И хотя не все экономики сегодня полностью соответствуют этому, то только потому, что не все созрели. Поскольку тенденции очевидны. В принципе сегодня в любой точке мира доступны почти любые товары или услуги из любой страны. Просто разные усилия нужно приложить, чтобы их получить.

Суть переживаемого нами сегодня момента в том, что заканчивается период интеграции постсоветских стран в мировую экономику. Однако результаты этой интеграции оказались вовсе не те, на которые рассчитывали и «прорабы перестройки», и «рыночники» новых государств на постсоветском пространстве. Не оправдались ни надежды на «эффективных собственников», ни надежды на иностранный капитал. И место постсоветских стран в мировом разделении труда оказалось малопривлекательным. Если для России, в случае сохранения нынешних тенденций, уготовано место хотя бы «большой бензоколонки», то большинству других постсоветских стран тенденции сулят место в мировой табели о рангах рядом с Гондурасом, Сомали и другими слаборазвитыми странами.

Глобальной глупостью 1991г. было представление о том, что советские предприятия, получив «свободу», сами или с помощью иностранного капитала способны быстро набрать и глобальную конкурентоспособность. Даже сегодня трудно просчитать, какие им для глобальной конкурентоспособности нужны капвложения. Не говоря уже о менталитете менеджмента, никак не подготовленного к рынку.

Почти весь постсоветский рынок стал добычей. Которую, правда, еще и сегодня не до конца поделили Запад, Китай, Корея, Япония. Благодаря чему многие российские, белорусские, украинские предприятия еще и выпускают какую-то продукцию. Но процесс идет, и рынок сбыта для них сжимался, сжимается и будет сжиматься. Поскольку их ниши на рынках атакуются и будут атаковываться намного более сильными в финансовом и техническом плане конкурентами. Даже если сегодня эти предприятия и подают признаки жизни, а некоторые даже имеют прибыль, - стратегически они обречены. Естественно, при тех вариантах экономической политики, которые имеют место на постсоветском пространстве.

Потребовалось почти 25 лет, чтобы «научная мысль» экономистов постсоветских стран озаботилась не только созданием рыночной инфраструктуры, но и проблемой формирования агентов рынка, тех хозяйствующих субъектов, которые могли бы действовать в условиях глобальной конкуренции. Правда, дальше констатации факта крайней недостаточности числа таких агентов дело так и не пошло: не было и нет представлений о том, откуда такие агенты должны взяться. Поскольку уже ясно, что путем естественной конкуренции сформироваться они не смогут: конкуренты не дадут. И иностранный капитал себе выращивать конкурентов у нас не будет. Тем более - в условиях мирового кризиса перепроизводства.

И не стоит обольщаться пока еще достаточно высоким уровнем жизни, наличием в постсоветских странах достаточно богатых людей. Уровень жизни определился у нас ростом долгов, снижением от советского уровня расходов на оборону и проеданием советского наследства. Так, недозаложенная амортизация дает не менее $100 в месяц на одного работающего. Все эти источники практически исчерпаны. А личные богатства, в основном, родом из торговли, связаны в недвижимости и не обязательно смогут превратиться в работающий капитал. Да и по опыту Запада личные сбережения редко являются источником инвестиций, чаще - работают банки. А наши банки маломощны.

Думаю, нам не избежать экономического строительства, формирования агентов рынка в ручном режиме. Притом, что руководства экономикой в ручном режиме в исполнении нашей власти мы уже наелись. И волюнтаризма, и некомпетентности. Просто выхода другого не просматривается.

Учитывая накрывший страну «кризис некомпетентности», привлечения зарубежных специалистов не избежать. Тем более что наряду с рационализацией действующих производств придется осваивать в производстве много новой продукции. Уверен, что пока еще нам по силам организовать и поставить производство почти любой продукции при любом уровне качества. Вопрос лишь в том, что на нынешних производствах себестоимость такой продукции чаще всего будет «зашкаливать». Придется тщательно отбирать, что еще возможно делать, выявлять «дыры» в технологиях и производственной инфраструктуре, покупать информацию о внешних рынках. Очень большой объем инженерной работы. И очень мало подготовленных к такой работе кадров. Но «дорогу осилит идущий», придется идти.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter