Свора

Люди идут в газеты с последней надеждой. Следом идут спецслужбы с обысками.

Не было утра, чтобы кого-либо из журналистов "Народной Воли" еще до начала рабочего дня не ждали люди. В один такой день в редакцию из Гомеля приехала уже немолодая женщина - мать одного из арестованных по так называемому "охотничьему делу".

И привезла нам свой рассказ о том, что все эти аресты - итог войны между местным КГБ и милицией: милиционеры якобы насобирали компромата на представителей спецслужбы, а те, чтобы прикрыть скандал, просто арестовали всех, кто имел отношение к этой проверке. А вот основание для арестов выбрали "нейтральное" - незаконная охота. Не на людей - на диких зверей.

Каждый день в редакцию приходят, приезжают, пишут, звонят люди с подобными историями. Каждый день мы их выслушиваем, читаем их документы и обращения к различным официальным лицам с просьбой восстановить справедливость либо решить какую-нибудь проблему. Что можем - делаем.

Хотя и мы, и наши посетители прекрасно понимаем, что пресса не всесильна, особенно в условиях белорусского закона о СМИ, который написан так, что из тебя вытрясут и душу, и деньги, если ты напечатаешь хоть какую-то информацию, не подкрепленную доказательствами и документами. А еще и газету прикроют. Потому что главное правило любого недемократического режима: друзьям - все, врагам - закон. Те, кто не восхваляет нравы сегодняшней правящей элиты в Беларуси, - враги.

Поэтому и идут люди колоннами к негосударственным журналистам в поисках правды. Им больше некуда идти. Из официальных структур они получают только отписки, с их проблемами никто и разбираться не хочет, их письма и жалобы отфутболивают без объяснений и аргументов, причем часто ответы пишут те самые чиновники, на которых человек жаловался.

Примерно с такой бедой пришла к нам и Галина Баранова. С женщиной разговаривала Марина Коктыш. Внимательно выслушав, объяснила, что для газеты материал написать нельзя, потому что не хватает доказательств. Посочувствовала, посоветовала обратиться, если будет какая-нибудь новая информация, высказала слова поддержки…

Вот и вся история, которая имеет, однако, просто невероятное, сенсационное, скандальное продолжение. Такое, что сегодня уже все авторитетные журналистские организации мира говорят о Беларуси как о полицейском государстве.

…В тот ли самый день, то ли в другой (уже трудно припомнить) в интернете на сайте Хартия97, появляется материал о том, что родственники милиционеров, арестованных по "охотничьему делу", подготовили обращение к председателю Европарламента Ежи Бузеку и собираются жаловаться ему на беззаконие, которое творится в нашей стране.

Еще через несколько месяцев на сайте "Белорусский партизан" появилось интервью с капитаном милиции, который исполнял обязанности начальника отдела по борьбе с коррупцией МВД и считался одним из самых приближенных к министру того времени Владимира Наумова людей - Вячеславом Дудкиным. Этого Дудкина, рассказывают, КГБ также хотел арестовать по "охотничьему делу", потому что под его руководством работали гомельские милиционеры, но капитан узнал, что готовится арест, и успел бежать из страны. Название материала с беглым капитаном милиции говорит само за себя: "Капитан Дудкин: дело об охоте использовали, чтобы скрыть коррупцию на самом верху!"

Честно скажу, я с большим интересом прочитала оба вышеназванные материала, потому что "охотничье дело", которое сразу засекретили, является одним из самых громких за последнее время. Не каждый день такое случается! На том основании, что милиционеры незаконно убили рысь, были арестованы главные борцы с коррупцией УВД Гомельской области. Это потом, после закрытого суда, выяснилось, что судили их не столько за охоту на диких зверей, сколько за "охоту на людей" - якобы они незаконно собирали информацию на сотрудников КГБ.

Видимо, с интересом прочел эти материалы и на тот момент руководитель гомельского УКГБ, который теперь назначен на аналогичную должность в Гомеле, генерал Иван Корж. Для начала Корж подал иск в гомельский суд против Галины Барановой, чтобы защитить свои честь и достоинство. За то самое обращение в Европарламент, поскольку женщина и не отрицала, что писала его.

Суд генерал выиграл, но посчитал, что этого ему мало, ему понадобился больший резонанс.

Буквально накануне Нового года, 31 декабря, было возбуждено уголовное дело по факту распространения в интернете лбы клеветнических материалов на уважаемого генерала. За расследование взялось Гомельское УВД.

По очевидному делу развернули целое следствие, которое из Гомеля перекинулось в Минск. Может, им нечем заняться, может, они плохо учились на юридическом факультете, но возбужденное дело по статье УК "Клевета" перекинулось на людей, которые просто не могут иметь к нему никакого отношения. Дело в том, что это очень жесткая конкретная статья, которая предусматривает очень конкретный "состав преступления".

Да, про человека можно распространить ложь - неправдивые сведения. В этом нет криминала, хотя административное наказание предусматривается - временами штраф, а бывает достаточно принести обиженному извинения. А вот клевета - это когда вы знаете правдивую информацию., но сознательно, заведомо распространяете лживые сведения. Ту же Галину Баранову в клевете на Ивана Коржа обвинить было просто нельзя, потому что она не имела отношения к проверке имущественных, финансовых и других дел генерала.

Писала в письме о том, что слышала, и верила тому, что слышала. Вот и наказали женщину за распространение неправдивых сведений. Капитан Дудкин, как можно понять из его интервью, имел отношение к проверке. Если то, что он рассказывает, неправда, то именно его формально можно обвинить в клевете. Но, как недавно заявил министр внутренних дел Анатолий Кулешов, "Дудкина никто не ищет". В то же время…

Немногим более за месяц назад в редакцию газеты "Народная воля" буквально ворвались агрессивные молодые люди в штатском, приказав всем "выключить мобильные телефоны", сообщили, что они имеют санкцию на обыск рабочего места Марины Коктыш. Забрали компьютер.

Через несколько дней я подходила к дверям своей квартиры, как с верхнего этажа "свалились" хлопцы с новостью, то они имеют приказ искать и в моих домашних компьютерах информацию про Ивана Коржа. Причем без каких-либо вопросов: знаю ли я, кто такой Корж; встречались ли хоть с одним человеком, который хоть боком, хоть глазом имел отношение к Коржу и "охотничьему делу"…

Честно говоря, в редакции ко всему этому отнеслись несерьезно, как к какой-то очевидной глупости.

Ну, обсудили между собой, ну, подивились, но даже в газете решили ничего не публиковать - как-то неудобно писать о самих себе, тем более в ситуации, когда причиной стала какое-то недоразумение.

Но 16 марта журналистов Минска просто накрыла волна облав и обысков, и сразу стало понятно, что происходит не глупость и не недоразумение, а спецоперация. Люди в штатском ворвались в квартиру, которую арендуют ребята, делающие сайт Хартии97. Некоторые из "визитеров" даже лица прятали под черными масками. Ворвались с таким напором, что наша коллега Наталья Радина сейчас ходит с фиолетовым глазом - ее ударили по лицу.

Практически одновременно "бригада" пришла с обыском в квартиру корреспондента российской "Новой газеты" в Беларуси Ирины Халип… Вынесли компьютеры "Хартии", приехали в "Народную Волю", чтобы забрать мой рабочий компьютер… Марина Коктыш выходила с работы - ее пригласили проехать по маршруту "работа-дом": тут уже была санкция на обыск квартиры… закончили обыск в квартире Халип - поехали к ее мужу, политику Андрею Санникову. В конце концов обыскали и квартиру Натальи Радиной…

Что это? Или они сошли с ума? Или в стране уже правит какая-то хунта, которая безо всяких оснований может врываться к любому и любого обыскивать?

Согласно закону, для обыска должны быть основания. Причем не чьи-то фантазии или так называемая "оперативная информация" (потому что под эту формулировку правоохранители очень любят подводить свои домыслы), а конкретные доказательства, которые основываются на конкретных фактах и свидетельствах.

Уровень доказательств в моей ситуации предлагаю оценить каждому читателю газеты. Согласно постановлению, мои компьютеры забирали на том основании, что они имеют информацию, якобы я являюсь… редактором сайта Хартия97. Вот чудо! А почему не сайта Администрации президента или Террористической организации Аль-Каида?.. Честно сказать, я вообще узнала, где находится офис "Хартии", только в день обысков, когда стало известно о случившемся и журналисты созывали один другого на место событий.

Но дело даже не в этом. А если бы мы и писали материалы на эти сайты?! И что?! В этом же нет никакого криминала. Как говорят, имеем законное право!... Как к журналистам к нам с Мариной могут быть претензии только по статьям в газете "Народная воля", потому что мы тут работаем, здесь мы журналисты, здесь мы обязаны придерживаться требований Закона о средствах массовой информации и прежде чем напечатать чье-нибудь обращение, обязаны провести едва ли не расследование.

Но как только я пишу письмо другу, обсуждаю события с родственниками либо делюсь какой-то новостью через интернет - тут, извините, я уже могу не выбирать слов. И тут я, как и все обычные люди, не имею ни обязательств, ни полномочий проводить расследования. Как и все люди, через интернет-дневники, комментарии и тому подобное я могу рассказать о том, что слышала, что видела, с чем столкнулась.

Нравится это кому-то или нет, но на то и был создан интернет, и так в нем контактируют один с другим люди во всем мире. И чтобы ко мне пришли родственники арестованных милиционеров, то я бы обязательно "издала" если не через газету, то через интернет информацию, что люди возмущены и намерены дойти до Европарламента, чтобы рассказать о беззаконии. Скажу больше: если бы я встретила беглого Дудкина (хоть в Москве, хоть в Нью-Йорке), то вытрясла бы из него душу, добилась бы, чтобы он пояснил, за что сцепилась между собой эта свора, что они делят - власть, деньги, любовниц?

Может, кому и хочется, чтобы вся страна говорила и думала одинаково, чтобы рукоплескала любой глупости руководителей, чтобы люди не то что действовать - думать не по разнорядке боялись. Но я этого не хочу и уверена, что превратить Беларусь в полицейское государство мечтают только недопеченные. И как гражданка своей страны я имею право ни у кого не спрашивать, правильны ли мои рассуждения или нет, не просить ни у кого разрешения поделиться с другими. Конституция гарантирует всем право на получение, хранение и распространение информации, свободу мнений и право на их выполнение. На мой взгляд, в этом смысле Закон о СМИ противоречит Конституции и должен быть отменен.

Но в данном случае закон о СМИ вообще не имеет к ситуации отношения. Потому что уголовное возбуждено за статьи в интернете. А угроза привлечения авторов к уголовной ответственности по уголовной статье "Клевета" - это вообще свидетельство непонимания того, что имеется в виду в данной статье. Потому что вы, дорогие, вначале ознакомьте нас - меня, Коктыш, Радину, Халип - с материалами ""охотничьего дела", с материалами проверки деятельности и законности приобретения имущества генералом Коржом и его родственниками, дождитесь, какие репортажи мы в результате напишем, а уже потом будете делать выводы. Гарантирую: клеветы не будет - напишем правду и только правду. Потому что для того, чтобы обвинить в клевете, напоминаю, вначале нужно доказать, что человек знал правдивую информацию, а потом сознательно исказил ее.

Кстати, нас и не обвиняют в клевете, потому что это было бы совсем глупостью. Но нам и не объясняют ничего. Но если уж из-за разборок между гомельскими кагэбэшниками и милиционерами поднялся такой вой на весь мир, то я считаю, что цивилизованным выходом из ситуации было бы следующее:

1.Чтобы не осталось никаких сомнений, чтобы не было двусмысленности, назначить повторную проверку соответствия доходов Ивана Коржа его имущества и имущества членов семьи генерала, а также деятельности Гомельского УКГБ под его руководством в той части, которая не имеет отношения к государственным секретам, и обязательно включить в состав проверяющих Светлану Калинкину, Марину Коктыш, Наталью Радину, Ирину Халип - тех, кто якобы обидел Коржа. Причем мы обязуемся писать правду и только правду.

2. Раз уже "охотничье дело" превратилась в "охоту на журналистов", раз уже получила такой широкий резонанс, то власть теперь просто обязана ее рассекретить и допустить к изучению материалов независимых журналистов и правозащитников. Тем более, следствие окончено, суд состоялся, все доказательства собраны, аргументы и контраргументы прозвучали. Иными словами, открытость будет только содействовать восстановлению справедливости, собьет волну слухов и домыслов вокруг этого дела, успокоит общество.

3. Срочно вернуть журналистам отобранную технику, потому что компьютеры - это наш основной рабочий инструмент. Одновременно прокуратура могла бы изучить ситуацию с точки зрения статей Уголовного кодекса "Превышение власти", "Препятствия законной деятельности журналистов", "Проведение заведомо незаконного обыска" и других. Но мы не кровожадные: если прокуратура просто проведет "ликбез" для силовиков всех уровней, во время которого пояснит, в каких случаях по закону может назначаться обыск и как, опять-таки, по закону он должен проходить, нам будет достаточно.

Кстати, юристы ОО БАЖ в своем обращении к Генеральному прокурору Григорию Василевичу обратило внимание на незаконность таких безосновательных облав.

Но прокурор даже слова не ответил. У него свои проблемы из той же оперы. Дело в том, что в нашей с ране произошла еще одно невероятное и беспрецедентное событие. Как сообщала наша газета, в этом году вступили в силу изменения в законодательстве, согласно с которыми МВД, КГБ, Департаменту финансовых расследований сейчас не нужно брать у прокуроров санкцию на арест либо обыск того или иного лица, они сейчас сами себе могут выписывать такие санкции. Как результат - КГБ арестовал старшего следователя Генпрокуратуры Светлану Байкову, которая вела громкие дела, фигурантами по которым проходят бывшие и нынешние сотрудники КГБ. Действительно, только у нас такое может быть: прокурор начинает интересоваться "деятелями из КГБ" - а КГБ в ответ выписывает себе санкцию ан арест этого прокурора. Григорий Василевич попытался вступиться за Светлану Байкову, обжаловал ее арест в суде Центрального района Минска. Но… Суд не счел необходимым прислушаться к мнению генпрокурора!

От того, что происходит, юристы просто берутся за головы, потому что все это события одного ряда и, говоря по-русски, беспредел. Уже есть сведения, что поскольку некоторые подробности "дела Байковой" оказались в интернете, начался поиск тех, кто имеет к этому отношение. Нам что, опять ждать визитеров с санкциями ан обыск?..

Прекратить эти войны, постановить эти расправы может только публичность. Поэтому люди, которые это все творят, бросаются на журналистов, пытаясь правдами и неправдами заткнуть рты. Это же как им хорошо было бы, если бы имели уверенность: можно делать что угодно, и никто об этом не узнает. Хотелось бы, чтобы и руководство государства наконец поняло, что нет более эффективного средства в борьбе с коррупцией и беззаконием, чем публичность. Все другие методы - это только война кланов, месть и имитация попытки "очистить ряды госслужащих" от оборотней.

Если Александр Лукашенко действительно хочет с коррупцией бороться и очиститься от жуликов в своем окружении, он должен остановить эту свору и прислушаться к предложениям допустить независимых журналистов к самым скандальным делам последнего времени. Он обязан делать это, чтобы научить тех, кто сегодня словно с цепи сорвался, и на будущее. Он докажет такими действиями, что не опричники главные в стране, а закон. Ну а если нет, если сделает вид, что так и надо, что главный закон сегодняшней Беларуси - право силы, наглости и своеволия, то эта свора рано или поздно сожрет и его, и его детей. А потом начнет травить и внуков…

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter