“Вечный тормоз“ нерыночной экономики

Слово "инновация" из-за многократного повторения чиновниками разного ранга превратилось у нас в едва ли не заклинание. Вот и в недавнем послании Национальному собранию и народу Александр Лукашенко много говорил об инновациях, как о важнейшем факторе экономического развития страны. Однако – сколько ни говори "сахар"…

В "Народной газете" за 5 мая появилась статья под красноречивым названием "Вечный тормоз для вечного двигателя". Из статьи следует, что только каждый третий патент оказывается востребованным практикой.

Это лишь один из элементов глобальной проблемы. Отдача от белорусской науки падает. Снижается доля расходов на науку в госбюджете, сокращается наукоемкость ВВП. Председатель президиума Национальной академии наук (НАН) М.Мясникович признает, что только 12% технологий в стране соответствуют мировому уровню.

А. Лукашенко, выступая на съезде ученых в 2007 году, признал, что участие ученых в развитии промышленности, сельского хозяйства - небольшое, лишь единичные проекты дают значительный эффект. "К сожалению, несмотря на весь научно-технический потенциал, здесь нам опереться практически не на что", - констатировал президент.

Иначе и быть не может. Старая, оставшаяся от советского прошлого форма организации научной деятельности сохранилась в рамках такой же старой социально-экономической модели. Не реформирована ни та, ни другая. Отсюда и соответствующий результат, и все болезни советской науки: бюрократизация, приписки и пр.

Например, такая неразрешимая в СССР, но совершенно отсутствующая в странах Запада проблема, как внедрение научных разработок в производство, полностью перекочевала в сегодняшнюю Беларусь. Об этом говорил и А. Лукашенко: "Наука у нас функционирует сама по себе, а производство развивается само по себе. Обе сферы мало пересекаются".

Статья в "Народной газете" предлагает свои варианты решения проблемы: "Сдерживающими факторами являются отсутствие на большинстве предприятий и организаций соответствующих подразделений, служб и специалистов по вопросам патентно-лицензионной, изобретательской и рационализаторской деятельности. Необходим государственный орган по отбору, рекомендации и использованию изобретений, создаваемых в республике, система стимулирования предприятий и организаций, использующих изобретения… Надо, чтобы белорусская организация изобретателей и рационализаторов стала государственной, как это было во времена СССР, потому что колоссальная часть нашей промышленности находится в государственном секторе".

Предложения очень сомнительные. Ведь советский опыт в данной сфере был крайне неэффективным. Простая организационная перестройка системы управления наукой, внедрением и рационализаторской деятельностью ничего не решает. Такие "реформы" не затрагивают основополагающих причин плачевного состояния научно-технического прогресса в стране.

Дело в том, что в рамках существующей социально-экономической модели проблема повышения эффективности научных разработок и рацпредложений вообще не имеет решения. И дело не в плохом управлении. "Тормоз" кроется в том, что все учреждения по производству научных знаний и изобретений существуют в нерыночной, неконкурентной среде, в условиях полусоциалистической экономики со всеми ее прелестями. С плановым государственным финансированием, оплатой ученых званий и т. д. В такой системе оценку научного продукта дает не рынок, а бюрократ, ценится не талантливый ученый, изобретатель, а человек, удобный для руководства.

В рамках такой системы трудно создать «оазис» для инноваций. Например, Лукашенко выразил недовольство тем, что Парк высоких технологий превратился в банальный оффшор. "Но мы же не ради этого затевали дело… "Силиконовая долина" состоится только в том случае, если она привнесет что-то принципиально новое в экономику страны".

Новый толчок развитию инновационной сферы могут дать только рыночные преобразования. Ибо нынешняя белорусская хозяйственная система, как и советская, невосприимчива к научно-техническому прогрессу. Отсюда и извечная для нас проблема внедрения разработок ученых, изобретателей в производство. Рыночная экономика быстро адаптировала бы систему научных учреждений к новым требованиям.

Выход нужно искать и в кооперации с научными центрами развитых стран и крупных международных корпораций. На этом пути может быть частично решена проблема "утечки мозгов".

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter