Выборы: что же поменяется?

Об этом Еврорадио заявил юрист Сергей Альфер, который проанализировал запланированные изменения в законодательство.

"Предложения, которые вводятся, являются революционными для Беларуси. Я согласен в этом вопросе с госпожой Ермошиной. До сегодняшнего дня в Беларуси действует избирательное законодательство с небольшими изменениями, которое было введено в 1937 году. И вот с 1937 года до сегодняшнего дня законодательство и действует. По своему смыслу это то же самое бессменное законодательство сталинского времени".

Законопроект пока ещё не поступил в Палату представителей, но Сергей Альфер уверен, что он будет принят почти без изменений:

"К большому сожалению, законопроект не поступал в Палату представителей, и что конкретно будет в нём, мы пока не знаем. Но можно считать, что после поступления этого законопроекта в Палату представителей он почти без изменений будет ею принят".

Что предлагает на сегодняшний день Центральная избирательная комиссия?

1. Организация выборов

Отказ от 50% порога явки избирателей на местных выборах для того, чтобы выборы состоялись.

Ермошина: "Заставлять избирателей ходить на местные выборы и получать жалобы о злоупотреблении административным ресурсом не стоит. Пришло время возложить ответственность за явку на самих избирателей".

Альфер: "Я могу приветствовать подобное предложение Центральной комиссии. Во-первых — это приведёт к тому, что местные выборы состоятся абсолютно по всем избирательным участкам, несмотря на приход избирателей. Второе — местные органы власти не будут заставлять граждан участвовать в выборах, что само по себе является нарушением нашей конституции".

2. Избирательные комиссии

Что касается избирательных комиссий, прозвучали два предложения, которые планируют включить в законодательство.

Ермошина: "Мы предлагаем, чтобы служащие госаппарата представляли не более трети состава комиссии. А политическим партиям и общественным организациям планируется предоставить право занимать не менее трети мест в комиссиях".

Альфер: "Это значит, что если в участковой комиссии 13 членов, то не меньше чем 5 из них должны быть от политических партий. К большому сожалению, думаю, что это будет недостижимой целью для белорусских политических партий. И поэтому в своём большинстве избирательные комиссии, в первую очередь участковые избирательные комиссии, будут формироваться, как и формировались".

Тем не менее, говорит Сергей Альфер, это цель, к которой сейчас должны будут стремиться белорусские политические партии. Это одно из направлений их развития. Хочешь участвовать в выборах, хочешь контролировать выборы, чтобы они не были фальсифицированы, — включай своих представителей в избирательные комиссии.

Второе предложение — представители политических партий и других субъектов, выдвигающих своих членов избирательных комиссий, имеют право присутствовать при рассмотрении вопроса о членах избирательных комиссий в соответствующих органах.

Альфер: "Будут или не будут они иметь возможность видеть первичные документы по выдвижению представителей избирательных комиссий — это пока вопрос. И вопрос это довольно существенный, потому что, по нашим данным, процентов 80, а может и больше первичных документов не соответствуют закону или не существуют вовсе".

3. Регистрация

Предлагается исключить из закона требование о наличии нижестоящей организационной структуры в избирательном округе, где собирается выдвигаться кандидат.

Ермошина: "Если эта правка будет принята, политическая партия сможет выдвигать кандидата по любому избирательному округу, независимо от существования на его территории партийных структур".

Альфер: "Я подсчитал, во сколько же сегодня обходится наличие организационных структур — оказалось, что где-то 300 и больше долларов в год. Это была чушь".

Предлагается отойти от заверения подписей в исполкомах. Достаточно будет подписи члена инициативной группы, который их собирал.

Ермошина: "При имеющейся системе сбора подписей происходит много технических ошибок. Подписи признаются недействительными, если они не должным образом заверены — например, не в том исполкоме".

Альфер: "Гражданское общество предлагало проводить заверение этих подписей в избирательных комиссиях, потому что избирательные комиссии являются организаторами. Центральная комиссия пошла даже дальше. И когда я говорю, что определённые предложения Центральной комиссии являются ещё более кардинальными, чем предлагало гражданское общество, то именно это предложение как раз такое. Они вообще посчитали нецелесообразным заверение подписей".

4. Агитационный период

Возможность создания финансовых фондов кандидатов в президенты и в депутаты Палаты представителей.

Альфер: "В избирательный фонд будут поступать деньги, которые выделяются государством для проведения выборов, а также другие деньги как граждан Республики Беларусь, так и негосударственных организаций Республики Беларусь, не содержащих иностранного элемента. Государственные структуры, как и в большинстве стран, не будут иметь права поддерживать кандидатов.

Но я думаю, что в свете сегодняшней ситуации в Беларуси избирательные фонды будут наполнятся исключительно гражданами Республики Беларусь. И ни одна организация не рискнёт перечислить деньги кандидату, находящемуся в оппозиции к действующей власти. Потому что туда сразу же придёт налоговая с проверкой и найдёт очень много нарушений"
.

Остаётся вопрос и о размере этих фондов, — говорит Сергей Альфер. По мнению юриста, он недостаточный:

"Всё должно делаться таким образом, чтобы у людей была возможность провести избирательную кампанию — не нарушая избирательное законодательство. К огромному сожалению, размер предложенных избирательных фондов на текущий день этого пока не позволяет. Как работали "в чёрную" кандидаты, так и будут дальше работать. Тем не менее, я приветствую подобное предложение о введении персональных избирательных фондов в Избирательный кодекс. Потому что нужно с чего-то начинать. И я думаю, что это первый шаг, а вторым шагом после выборов, я полагаю, будет увеличение избирательных фондов".

Планируется упростить порядок предвыборных встреч с избирателями.

Ермошина: "Обсуждается введение заявительного принципа при проведении уличной агитации. Но они будут будут касаться только тех мест, которые определят местные исполнительные и распорядительные органы".

Альфер: "Это шаг вперёд — после 2006 года. Но шаг назад, если говорить о периоде до 2006 года. Поскольку до 2006 года встречи с избирателями можно было проводить в любом месте, не требуя разрешения.

А теперь, если будет определён какой-то собачник где-то там в сквере, где никто никогда не ходит, то кандидаты в этом собачнике могут абсолютно свободно в любое время дня и ночи агитировать... Это та глупость, от которой Центральная комиссия должна всё-таки отказаться"
.

5. Голосование

По досрочному голосованию предлагается ввести дополнительные гарантии его прозрачности.

Ермошина: "Предлагается, что по итогам каждого дня голосования будет составляться протокол о количестве граждан, получивших бюллетени".

Альфер: "До сегодняшнего дня количество досрочно проголосовавших избирателей после каждого дня являлось государственной тайной. Теперь, если будет составляться акт, то государственной тайной это уже быть не может, и поэтому заинтересованные субъекты смогут получить данные.

Больше ничего о досрочном голосовании мы, к большому сожалению, не знаем. Будет ли изменена форма протокола голосования? Здесь больше ничего нам не известно"
.

6. Наблюдение

Включить в Избирательный кодекс положение, согласно которому наблюдатель должен наблюдать за подсчётом голосов в условиях, "позволяющих ему обозревать процедуру подсчёта".

Альфер: "До сегодняшнего дня наблюдатели могли лишь "присутствовать при подсчёте голосов". А теперь они смогут "находится в условиях, которые будут позволять им наблюдать за подсчётом голосов". "Это достаточно лукавая формулировка. Наблюдать за процедурой подсчёта голосов — это не одно и то же, что видеть, что поставил избиратель в бюллетене для голосования. Наблюдать я могу, находясь на том же расстоянии в 10 метров от избирательной комиссии, и видеть, как они проводят подсчёт голосов. К большому сожалению, это не увеличивает возможности наблюдателей по контролю за избирательным процессом".

7. Избирательные споры

Центризбирком предлагает увеличить срок подачи жалоб.

Вопрос сроков очень существенный, говорит Сергей Альфер, но одновременно со сроками обжалования нужно повысить и сроки полномочий избирательных комиссий:

"Сегодня срок полномочий участковых избирательных комиссий заканчивается с подсчётом голосов. Вот они подсчитали, сдали протокол — всё. Всё остальное, что написано насчёт того, что может быть переподсчёт голосов при участии членов избирательной комиссии — это чушь. Потому что избирательной комиссии не существует. И о каких членах избирательной комиссии может идти речь?

Второй вопрос, который стоит поставить, — продление полномочий избирательных комиссий на определённый срок, не меньше, чем на 10 дней. А если действия избирательной комиссии оспариваются в суде, то до вынесения судом решения они должны реально существовать"
.

Часть из этих предложений является абсолютно цивилизованными и повысят доверие населения к выборам, часть — недостаточными, говорит Сергей Альфер:

"Но с чего-то надо начинать... Если то, что говорит Ермошина, будет принято, это даст определённое облегчение и будет первым шагом к приближению нашего Избирательного кодекса к международным правовым стандартам в сфере выборов.

Поэтому я приветствую эти предложения и надеюсь, что через некоторое время мы сможем твёрдо сказать, что эти выборы были проведены абсолютно свободно. И результат голосования соответствует волеизъявлению граждан..."

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter