В чумном бараке молодой демократии. Заменят ли выборы COVID-19 в белорусской повестке дня

Янка Грыль, БелГазета
29 мая 2020, 10:15
В избирательном авангарде - победно машущий клюшкой и требующий снижения цен на газ действующий президент. Фото: ТАСС
Два месяца страна жила эпидемиологическими переживаниями, которые глава государства с присущим ему остроумием назвал «коронапсихозом». Белорусов не удавалось успокоить даже самыми причудливыми (баня, водка, хоккей и т.п.) противовирусными рекомендациями. Сейчас мы наблюдаем попытку переключить общественное внимание на гораздо менее травматичный с психологической точки зрения объект - выборы.

C COVID-19 оно ведь неизвестно, как сложится: никто не застрахован. А с выборами, напротив, известно хорошо: ожидается элегантная победа вечно молодой белорусской демократии.

Роль триггера - переключателя повестки - играют СМИ. Чувствуется, что предвыборное шоу выполняет во всех смыслах компенсаторную роль, пытаясь перекрыть и накопившийся за последние полгода протестный потенциал, и колоссальную усталость общества от пандемии и экономических неурядиц, и огромное разочарование тем, что может предложить рядовому гражданину белорусский политический класс, от президента Александра Лукашенко до последнего сборщика подписей: шиш с маслом, очередной экономический кризис, трактор, козочки, хоккей и далее по списку.

Это разочарование наотмашь бьет не только по Александру Григорьевичу, но и по всем субъектам политического процесса. Так что вся надежда на выборы - нам снова пообещают светлое будущее и, возможно, покажут какие-то его фрагменты по ТВ или хотя бы в интернет-стриме.


В ЧУМНОМ БАРАКЕ МОЛОДОЙ ДЕМОКРАТИИ


Однако процесс пошел: в ЦИК было подано 55 заявок на регистрацию инициативных групп по сбору подписей за выдвижение кандидатов в президенты. Избирком, как и предсказывала «БелГазета», срезал более двух третей: групп зарегистрировано 15. Легко предположить, что на следующем, июльском этапе, соискателей высшей выборной должности окажется четыре-пять: из гонки вылетят еще две трети участников марафона. 100 тыс. подписей - заоблачная по белорусским меркам планка, в условиях эпидемии - тем более.

Кто остался? Как мы и прогнозировали в прошлом номере, прежде всего сегмент люкс - победно машущий клюшкой и требующий снижения цен на газ действующий президент, а также премиальный сегмент - экс-председатель правления «Белгазпромбанка» Виктор Бабарико и экс-руководитель Парка высоких технологий Валерий Цепкало. Присутствует среди зарегистрированных и весь политический мидл-маркет: люди, которые депутатствуют или представляют политические партии и общественные организации. Для них участие в выборах - это, собственно говоря, работа. Сбор подписей начали Олег Гайдукевич (депутат ПП НС, ЛДП), Юрий Губаревич («За Свободу»), Андрей Дмитриев («Говори правду»), Анна Канопацкая (экс-депутат ПП НС), Ольга Ковалькова (оргкомитет БХД), Николай Козлов (ОГП), Сергей Черечень (БСДГ).

В бюджетном сегменте, где условно можно объединить соискателей, до сих пор не позиционировавших себя как политиков и не обладающих узнаваемостью, мы наблюдаем фермера Юрия Ганцевича, зампреда Ассоциации грузоперевозчиков «Регион 8» Наталью Кисель, пенсионера - активиста ОГП Владимира Непомнящих, татуировщика и музыканта Александра (заметим, Григорьевича) Таболича, жену гомельского блогера-бунтаря Сергея Тихановского Светлану.

Очень предсказуемо ЦИК дал от ворот поворот Николаю Статкевичу и почти всем его «кандидатам протеста», на которых приходилась чуть ли не половина изначального списка соискателей. Кейс Статкевича еще раз продемонстрировал: самопальные «народные политтехнологии» бессильны перед работоспособным государственным механизмом.

Глава ЦИК Лидия Ермошина прямо обвинила Статкевича и его команду в попытке парализовать работу комиссии. По ее словам, дело обстояло так: «У вас в составе группы вообще был коронавирусный больной, который дышал... на нас без перчаток и сейчас находится на карантине... Они принимали все меры, чтобы, наверное, ввергнуть в коллапс работу ЦИК, потому что 30 обращений, причем смена постоянная списков, которая происходит накануне, на восемь человек аппарата... Условия физические вот на этой неделе были таковы, что можно сравнивать с работой медицинских работников в том самом чумном бараке».

Короче, в чумной барак белорусской демократии обратилась ковид-позитивная гражданка РБ, обладающая такими же правами, как и не инфицированные граждане. Лидия Михайловна заподозрила неладное: «Она несколько раз приезжала сюда. Более того, она требовала особые условия, чтобы у нее документы принимали в кабинете. Наверное, очень хотелось плюнуть в мою приемную, чтоб уж заразить навсегда, так сказать. И потом, когда ее все-таки смогли изолировать и посадить на карантин, вы знаете, кого она назвала контактом первого уровня? Человека, который принимал у нее документы».

Если человек принимал документы, то контакт был? Члены ЦИК работают без масок? В общем, для решения этого ребуса теперь не обойтись без вирусолога.

Итак, фельдшер скорой помощи из Гомеля Елена Давыдова, подававшая документы на регистрацию инициативной группы, зарегистрирована не была.

Через СМИ она уже ответила главе ЦИК: «Это полная ложь. Я Ермошину в глаза не видела. Насчет личного отношения к этому человеку я выскажу мнение большинства белорусов: мнение очень негативное, мягко говоря. И что я приехала с коронавирусом на заседание - мне никто на тот момент о коронавирусе не говорил, это очередная ложь». Давыдова уверяет, что 14 мая, на момент подачи заявления, у нее не было положительного результата теста на COVID-19, заявление она подавала в маске, на заседании ЦИК 19 мая отсутствовала.

Пожелаем обеим дамам крепчайшего здоровья. Надеемся, что они разберутся, как все было на самом деле. Решение провести выборы без оглядки на пандемию автоматически программирует такие конфликты. Похоже, мы еще увидим не один образчик политики с коронавирусной симптоматикой.


АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ПЛАН Б


Заметны ли 15 предвыборных ньюсмейкеров на белорусском медиаполе? Например, в интернет-СМИ, где абсолютно доминируют «незалежныя медыi», чаще имитирующие различную степень оппозиционности, нежели являющиеся таковыми?

В этом поле уже есть свой фаворит - Виктор Бабарико, чаще других присутствующий в заголовках. О нем томно воркуют политологи и пафосно горлопанят колумнисты: бросил Виктор Дмитриевич вызов Злачыннай Уладзе или является проектом последней; Бабарико и незалежнасць; Бабарико и Плошча; Бабарико и территориальная принадлежность Крыма; Бабарико и рука Москвы. Тут же, в соцсетях, производятся интернет-опросы, согласно которым Виктор Дмитриевич с огромным (на порядок!) отрывом обходит Александра Григорьевича, не говоря уже об остальных кандидатах.

Виктор Дмитриевич - молодец: уверенно стартовал, умеет поддерживать медиаинтерес к своей персоне, не скатываясь в репетиловщину и копеечный радикализм. И за «незалежныя медыi» мы тоже рады, ведь, продвигая Бабарико как единственную и потому судьбоносную альтернативу Лукашенко, они вовлекают в предвыборную кампанию и последующее голосование все большее количество избирателей, создают впечатление напряженной высококонкурентной борьбы да и просто повышают градус оптимизма в спрятавшемся под маски обществе: не все потеряно, скоро инфернального Лукашенко сменит астральный Баборико, а там осенью картошку выкопаем - и заживем!

Тем не менее такой медианакал объективно работает на сужение электоральной базы экс-банкира: во-первых, заставляя его высказаться о том, что интересует «незалежныя медыi», последние отрезают от него группы избирателей с иной повесткой и иными взглядами, во-вторых, у СМИ может элементарно не хватить запала для поддержания сегодняшнего интереса к Бабарико на протяжении двух месяцев.

В целом аккуратному, сдержанному и консервативному белорусскому избирателю импонирует Виктор Дмитриевич, заранее отказывающийся считать выборы фальсификацией, исполненный пиетета к ЦИК и называющий репрессии Крывавага Рэжыма выдумкой. Есть только поправка к его шутке насчет готовности разместить свой штаб в КГБ: раз так, там же должны разместиться штабы всех его оппонентов - не исключено, что пребывание в соседних кабинетах сделает их полемику более равноправной, содержательной и конструктивной.


АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ПЛАН Ц И ДРУГИЕ БУКВЫ


Коллега Бабарико по премиальному сегменту кандидатов в кандидаты Цепкало заявил о себе на начальном этапе кампании гораздо менее громко и членораздельно. Удивительно, но никакой особенной медиадвижухи вокруг отца-основателя ПВТ нет. Правда, после регистрации инициативной группы Валерий Вильямович выступил с программным заявлением: «Нужны реформы сельского хозяйства, в госуправлении, в промышленности. В общем, наверное, во всех областях практически: в образовании, в здравоохранении. Мне кажется, что здесь надо брать опыт наиболее успешных стран мира и пытаться его применять». Скажем прямо, заявление не из разряда сенсационных. Но в этом вопросе Цепкало нельзя не поддержать: мы тоже за то, чтобы утром происходил восход, а вечером - закат солнца; чтобы чай был горячим, а пиво - холодным; чтобы парни всей земли уступали в общественном транспорте места девушкам, а Добро регулярно побеждало Зло.

Из заявлений прочих кандидатов отметим неожиданно колкую шпильку в адрес Бабарико от Канопацкой: «Бабарико оппозиционным кандидатом не считаю... Я не вижу тех реальных шагов, которые он готов предпринять для того, чтобы сегодня считаться оппозиционным кандидатом, и для того, чтобы предпринимать меры для глубоких конструктивных реформ, в т.ч. в политической сфере». Увы, этот упрек повисает в воздухе: в Беларуси нет системной оппозиции, по настоящему включенной во власть и высказывающей при этом отличные от власти политические взгляды, а для электората, наученного опытом прошлых кампаний, само слово «оппозиция» звучит как ругательство или клоунада. Не нужно лицензировать раздачу титула оппозиционера - нужно генерировать новые идеи, с которыми у нашего политикума традиционный напряг, и развивать политическую культуру, позволяющую этим идеям конкурировать друг с другом, а не с Канопацкой, Цепкало, Бабарико или Лукашенко.


СОЛО ОДИНОКОГО ХОККЕИСТА


А что фаворит предвыборной гонки? Да все по-прежнему. Например, 19 мая Лукашенко на прошедшем в режиме видеоконференции заседании Высшего Евразийского экономического совета назвал неурегулированным вопрос «ценообразования на услуги по транспортировке газа на общем рынке ЕАЭС»: «С окончательным взаимоприемлемым решением мы не можем определиться уже несколько лет. Притом что актуальность проблемы постоянно возрастает. Сегодня мы должны найти нужный нам всем консенсус». Александра Григорьевича поддержал более молодой коллега - премьер-министр Армении Никол Пашинян. Потому что у Армении тоже нет своего газа и она тоже получала российский по едва ли не самым низким до последнего времени ценам. В ответ президент РФ Владимир Путин заметил, что «единый тариф может быть реализован лишь на едином рынке с единым бюджетом и единой системой налогообложения», а «столь глубокий уровень интеграции в ЕАЭС пока еще не достигнут». Короче, газовой «блiскучай перамогi» не предвидится.

И над коронавирусом «блiскучай перамогi» нет. Президент 21 мая снова сместил ее дату на встрече с министром здравоохранения Владимиром Караником и своим помощником Александром Косинцем. Как мы помним, по расчетам главы государства, пандемия должна была утихнуть сперва на Пасху, затем - спустя месяц после парада. Сейчас настрой менее оптимистичный: «Наверное, пока мы окончательно не уйдем от этого, месяц нам еще придется барахтаться». По-человечески Александра Григорьевича можно понять: ему барахтаться надоело, нужно отпраздновать победу над «коронапсихозом» до выборов.

Однако он держит себя и подчиненных в тонусе: «Конечно, не тот уровень уже, легче немножко стало, но не расслабляться!» Тем более, контуры будущей победы заранее четко очерчены: «Показатель один останется - смертность людей. И то, что мы в этом плане лучшие в мире, никто уже не оспаривает. Никто!» И вы не оспаривайте, друзья: у Беларуси всего два союзника - ненаклоняемая «вертикаль» и неподкупная статистика.

Поэтому гарант суверенитета рекомендует держать порох сухим. Об этом он заявил 22 мая, посещая оборонное ОКБ ТСП: «Самый лучший ответ с точки зрения вооружений на сегодняшний день - это ракеты, высокоточное оружие». Глава государства явно вдохновлен успешным опытом белорусской РСЗО «Полонез» и намерен его повторить. Догадайтесь с трех раз, кто исподволь мешает нашей синеокой родине поставить надежный заслон потенциальным агрессорам. Правильно, и тут виноват Кремль, его вездесущая рука: «Не надо перед россиянами становиться на колени. Это сигнал, если наш ближайший союзник мало того что не согласился с нами ракету сделать, а полигон не предоставляет». Газ зажали, нефть зажали, кредиты зажали, гречку зажали, полигон зажали... Москва, впрочем, в тот же день все опровергла: сами, мол, испытываем ракеты этого класса в Казахстане.

Придется белорусам справляться своими силами: «Пока еще никто не отменяет войны, несмотря на эпидемии, пандемии, истерии. Войну никто не отменял! И, к сожалению, к ней приходится готовиться в мирное время. Никуда не денешься... Как бы это ни было дорого». Характерно, что в вопросе с полигоном Александр Григорьевич не стал искать альтернативы ни у миролюбивого блока НАТО, ни у госсекретаря США Майка Помпео, как в случае с поставками нефти из другого полушария. Что еще раз демонстрирует, насколько ограничен ресурс белорусской многовекторности.

Таким образом, кампания фаворита идет ни шатко ни валко: Лукашенко готовится еще раз, на бис, одерживать победу над уже знакомыми недругами - ценами на энергоносители, «нашим ближайшим союзником» Владимиром Владимировичем, дефицитом ракет и полигонов, а также пандемией COVID-19. Человек он талантливый, наверняка все у него получится. Судя по тому, как строится публичная активность главы государства, он не читал «незалежных медый» о бросившем ему вызов Бабарико, не знаком с интернет-опросами, демонстрирующими абсолютное лидерство последнего. Да и социология у Александра Григорьевича своя, из столь же авторитетных источников.

Справка «БелГазеты». По данным опроса «активной молодежи» Минска, проведенного молодежной палатой при Мингорсовете, среди кандидатов в кандидаты по популярности лидирует Лукашенко (61%), на 2-м месте - кандидат «Против всех» (20%), 3-е у депутата ПП НС и лидера ЛДП Гайдукевича-младшего (7%). В пятерку с наибольшим количеством голосов вошли Цепкало (6%) и Бабарико (4%), в поддержку остальных претендентов высказалось не более 2% респондентов.


Выборы выводят белорусский политикум из режима многолетней самоизоляции, приятно бодрят СМИ, щекочут самолюбие экспертного сообщества, но в целом электорат к ним пока довольно равнодушен. Это явно вселяет надежду в одних кандидатов и заставляет нервничать других.
Статьи в рубрике "Мнение" отражают точку зрения исключительно автора. Позиция редакции UDFudf.name может не совпадать с точкой зрения автора. Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники
•   UDFНовостиКоронавирус ❯ В чумном бараке молодой демократии. Заменят ли выборы COVID-19 в белорусской повестке дня