Молодые белорусы не хотят жертвовать свободой ради карьеры

Виктор Листопадов, "Завтра твоей страны"
8 мая 2014, 08:28
Поколение Y активно выходит на рынок труда и повергает специалистов по найму работников в шок. С молодыми трудно работать, их непросто удержать, но именно на них вся надежда — в Беларуси наступают времена, когда каждый работник на вес золота.

В стране уменьшается число трудовых ресурсов и работоспособного населения.


Поколение Y выходит на сцену рынка труда

По данным рекрутингового портала HeadHunter, сегодня в России на молодых людей в возрасте от 20 до 29 лет уже приходится значительная часть кандидатов: 53% активных резюме на портале как раз от тех, кто начинает карьеру.

Анализ рынка труда по итогам 1 квартала 2014 года компании HeadHunter Беларусь показывает, что в России растет доля вакансий, размещенных в профессиональной сфере "Начало карьеры", а в Украине, наоборот, падает. В Казахстане и Беларуси эта сфера не попала в топ-10, сообщила специалист HeadHunter Беларусь, проект РАБОТА.TUT.BY Елена Проскурина. Однако по прогнозу специалистов, поколение Y и в Беларуси требует особого внимания.

Это не прихоть какой-то компании, а демографический вызов. Количество жителей Беларуси старше трудоспособного возраста за прошлый год увеличилось на 37,1 тысячи и составило на начало 2014 года 2,3 млн. человек. На 1000 человек трудоспособного возраста приходилось 403 человека старше трудоспособного возраста, а еще пять лет назад 359 человек.

И это на фоне того, что численность занятых в экономике страны уменьшается. Так по данным Белстата, в I квартале 2014 г. было занято 4 485,6 тыс. человек, что на 1,3% меньше, чем в I квартале 2013 г. В соответствующий период 2012 года были заняты 4,5 млн. человек.

В такой ситуации приходится надеяться, что вновь вступающие на рынок труда молодые люди покажут себя с лучшей стороны.

Прогнозы специалистов по HR состоят в том, к 2020 году 50%, а к 2025 году 75% рабочей силы компаний будут составлять представители поколения Y.

Если не знать, как работать с этими людьми, как привлекать и удерживать их, компании окажутся проигрыше, считает директор по персоналу Группы компании "Алютех" Александр Мудрик.

– Из особенностей этого поколения – легкий подход к смене места работы, — отмечает Александр Мудрик.

У работодателя есть всего семь месяцев, чтобы доказать новому молодому сотруднику, что он попал в хорошую компанию.

— Именно в течение этого срока "игрики" принимают решение уйти или остаться, — говорит Александр Мудрик.

Текучка дорого стоит. Уход сотрудника из компании (речь идет об обычных специалистах) обходится работодателю в 3,5-4 тысячи долларов. Во многом ситуацию могла бы смягчить качественная система адаптации и программа работы с молодыми специалистами, но с выпускниками вузов вообще никто не хочет работать, отмечает Александр Мудрик. Поколение Y для большинства зрелых HR остается непознанным.

Например, молодые люди порой кажутся "попрыгунчиками", которые легко и часто меняют место работы. Но дело в другом –– "игрики" ищут компанию своей мечты и пока не найдут, будут менять место работы.

– И это не значит, что из них не может получиться высококвалифицированный специалист, – отмечает Александр Мудрик. – Другое дело, что служба персонала не всегда обладает навыками и компетенциями для вовлечения "игриков" в трудовой процесс и, главное, удержания их.


Что важно для молодых людей при выборе компании работодателя?

Согласно данным НИСЭПИ, молодые люди в возрасти 18-29 лет предпочитают работать на частных предприятия (63.5%), а ветераны труда, чей возраст приближается к пенсионному (40-49 лет) – на государственных (23.3%).

Сотрудники теперь часто ищут не карьеру, а опыт работы над интересными проектами. А удержание персонала — вопрос комплексный. Здесь важно все — от чистоты туалета до обеспечения трудового распорядка. Важен эффективный менеджмент, наличие различных компенсаций, программа развития карьеры и корпоративная культура. Для людей с высоким потенциалом должна быть обеспечена внутренняя мобильность — как по горизонтали, так и по вертикали. На практике это означает, что сотрудник будет осваивать функции логистики, маркетинга и становиться в результате очень ценным для компании.

По данным исследования Группы компании "Алютех", поколение Y прежде всего, ценит условия работы, возможности гибкого планирования рабочего дня и удаленной работы.

— Это поколение настроено на то, чтобы соблюдать баланс между личной жизнью и карьерой. У «игриков» много интересов в личной жизни, и они хотят ими заниматься гораздо сильнее, чем работать, — говорит Александр Мудрик.

Далее в рейтинге молодого поколения — престиж компании, командный дух, возможность обучения и развития, а также карьерные перспективы. Для поколения Y очень важна забота в компании о здоровье персонала.

— Обратите внимание: о заработной плате речи не идет, — подчеркивает эксперт.

Возможно, потому, что молодежь априори не согласится работать за слишком маленькую зарплату.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники
•   UDFНовостиЭкономика ❯ Молодые белорусы не хотят жертвовать свободой ради карьеры