Налоговые маневры в России приведут к уменьшению дотаций для Беларуси

"Белорусы и рынок"
28 июля 2014, 07:42
Лучшие за последние годы условия переработки российской нефти получит Беларусь в 2015 году. Около 40% всего объема экспортных пошлин на нефтепродукты останутся в белорусском бюджете, хотя еще недавно страна могла претендовать лишь на 15-30%, а мечтала получить все 100%.

За подписание договора о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС) Беларусь получила бонус: в следующем году она оставит в своем бюджете 1,5 млрд. USD экспортных пошлин на нефтепродукты, а все, что выше этой суммы, уйдет в бюджет России.

По оценкам, Беларусь в этом году перечислит в российский бюджет около 3,5 млрд. USD экспортных пошлин на нефтепродукты. Примерно такой же могла быть эта сумма и в 2015 году. На самом деле она составит около 2 млрд. USD, потому что еще 1,5 млрд. USD останется в белорусском бюджете.

Получается, что в следующем году экспортная пошлина на нефтепродукты будет распределена между бюджетами РБ и РФ в пропорции 40 к 60%. Это весьма неплохой для Беларуси механизм дележа нефтяной ренты на фоне прежней пропорции. В 2007 году в бюджет Беларуси поступало 30% доходов от экспорта нефтепродуктов, в то время как в бюджет России — 70%. В 2008 году Россия имела 80% доходов от экспорта нефтепродуктов, а Беларусь — 20%. В 2009 году пропорция изменилась: Россия получала 85%, Беларусь — 15%.

К тому же следует иметь в виду, что раньше Москва взимала свою долю нефтяной ренты через введение спецпошлины на поставляемую в Беларусь нефть. В 2007 году спецпошлина рассчитывалась с применением коэффициента в размере 0,293 от ставки таможенной пошлины на российскую нефть, в 2008 году эта ставка устанавливалась с применением коэффициента 0,335, в 2009 году — с коэффициентом 0,356.

Очевидно, что новый механизм распределения нефтяной ренты, который заработает со следующего года, проще и выгоднее для Беларуси. В 2015 году Беларусь будет ежемесячно перечислять в свой бюджет не менее 125 млн. USD экспортных пошлин на нефтепродукты, причем эта сумма Беларуси гарантирована, несмотря на объемы поставок автомобильного топлива на российский рынок (в этом случае экспортная пошлина не начисляется), а также возможные налоговые сценарии в РФ.

"Условия 2015 года будут наилучшими за последние 7 лет по такому чувствительному вопросу между Беларусью и Россией", — заметил заместитель министра финансов Беларуси Дмитрий Кийко.


Что будет после 2015 года?

По словам Д. Кийко, договоренность о распределении экспортных пошлин на нефтепродукты рассчитана на долгосрочный период — практически до выхода на единый рынок нефти и нефтепродуктов (как предполагается, это 2025 год).

Член совета ЕЭК от Беларуси Сергей Румас заметил, что сумму 1,5 млрд. USD белорусская сторона "рассматривает как первый этап выхода на взаимоотношения без этих ограничений". Как было сказано, в протоколах заложен гибкий механизм пересмотра предельной суммы отчислений, и такой механизм белорусская сторона понимает как возможность поэтапного полного отказа от перечисления вывозных таможенных пошлин в российский бюджет.

В свою очередь А. Лукашенко заявлял, что в 2016 году "мы вернемся к этому вопросу, и я уверен, что мы полностью в течение двух лет снимем эти пошлины и будем цивилизованно торговать".

Следует заметить, что белорусский президент говорит о скором сценарии полного снятия пошлин в нефтяной отрасли РФ как о самом позитивном для Беларуси сценарии. Хотя на практике дело обстоит с точностью до наоборот.


Вместо двух "прыжков" — два "полупрыжка".

Впрочем, в России пока тоже не готовы к полной отмене пошлин, но намерены двигаться в этом направлении.

Долгое время российские чиновники дискутировали относительно налоговой политики в нефтяной сфере: сроков снижения экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты и повышения налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). (Заметим, от сроков налогового маневра зависит и величина нефтяной субсидии для Беларуси.)

Нефтяной маневр — вынужденная для России мера. По оценкам Минфина РФ, сохранение экспортной пошлины на действующем уровне с учетом достигнутых договоренностей по созданию ЕАЭС означает субсидирование белорусской экономики из российского бюджета на уровне 180-200 млрд. RUB в год. Российский Минфин хочет избавиться от этих субсидий как можно быстрее, поэтому и предложил правительству радикальный вариант: провести налоговый маневр в нефтяной отрасли за два года.

Шоковый сценарий Минфина предполагал, что в течение двух лет, до 2016 года, экспортные пошлины на нефть, светлые нефтепродукты и масла будут снижены более чем наполовину. Параллельно более чем в 2 раза будет повышена ставка НДПИ на нефть — до 1.005 RUB/тонна. Чтобы сдержать рост цен на нефть и бензин на внутреннем рынке, Минфин, в свою очередь, предлагал резко снизить топливные акцизы.

По оценкам аналитиков "ВТБ Капитала", за форсированный нефтяной маневр пришлось бы заплатить российским переработчикам нефти и промышленным потребителям топлива. Но самую большую сумму — 6 млрд. USD в год — потеряли бы белорусские НПЗ.

Однако этот агрессивный сценарий из-за возможных негативных последствий для промышленности и нефтяных компаний не поддержало Минэнерго РФ. Оно предложило установить ставку НДПИ на нефть на уровне 625 RUB/тонна с 2015 года и на последующие годы, при этом снизить предельный коэффициент изъятия при расчете ставки экспортной пошлины на нефть с 57 до 51%, но предусмотреть более плавное повышение ставок экспортных пошлин на мазут: с 2015 года — 80% от ставки вывозной таможенной пошлины на нефть, с 2016 года — 90%, с 2017 года — 100%.

Однако после дискуссий два российских министерства — Минфин и Минэнерго — согласились сгладить шок: вместо двух "прыжков" сделать четыре "полупрыжка", то есть провести налоговый маневр в нефтяной отрасли за 4 года.

Таким образом, Правительство РФ готовит налоговую реформу: резкое снижение (приблизительно до 80 USD/тонна) экспортных пошлин на нефть при одновременном повышении НДПИ.

В результате пошлина на светлые нефтепродукты за 3 года снизится до 30% (по старому сценарию - до 26%), на дизтопливо она должна была уменьшиться с 65 до 52% в 2015 году, до 44% — в 2016 году и до 33% еще спустя год, тогда как сейчас планируется снижение до 48, 40 и 30%. Ранее также предполагалось, что заградительная пошлина на бензин (90%) будет уменьшаться до 86, 65 и 50% в 2015-м, 2016-м и 2017 году, а в новом сценарии нормы более жесткие: 78, 61 и 30%.

Чтобы при этом поддержать нефтепереработку, чиновники предлагают значительно снизить акцизы.

По оценкам отраслевых аналитиков, после завершения налогового маневра средняя маржа на российских НПЗ с глубиной переработки до 80% снизится с 55 до 30 USD/тонна. Если глубина переработки будет более низкой, то маржа упадет до 20-15 USD/тонна. Для сравнения: по данным Московского нефтегазового центра EY, за последнюю пятилетку маржа европейских НПЗ составляла 15-40 USD/тонна.


Ликвидация пошлины приведет к росту цены на сырье.

Какими бы ни оказались конечные ставки экспортных пошлин на нефть, за их снижение все равно кто-то должен заплатить: либо потребители, либо бюджет, либо нефтяники. Для всех участников процесса эта плата будет достаточно болезненной.

Если плату за налоговый маневр в России переложат на потребителей или нефтяников, то ее в полной мере также почувствуют белорусские потребители и нефтяники. Ведь снижение пошлины на нефть и повышение НДПИ в России автоматически приведет к повышению внутренней цены на нефть.

Это означает, что белорусским НПЗ придется покупать нефть в России значительно дороже, чем сейчас. Вслед за этим вырастет цена на белорусские нефтепродукты, что отразится на их конкурентоспособности, а значит, и на доходах отечественных НПЗ.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники
•   UDFНовостиЭкономика ❯ Налоговые маневры в России приведут к уменьшению дотаций для Беларуси