Падение авторынка в марте ускорилось до 42,5%

Евгений Калюков, Роман Асанкин, РБК
8 апреля 2015, 15:51
За март продажи новых легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта (LCV) упали до 139,85 тыс. штук, что на 42,5% ниже, чем в марте 2014 года, свидетельствуют данные Ассоциации европейского бизнеса.

Падение продаж новых легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта (LCV) ускоряется третий месяц подряд, сообщила Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ). В январе авторынок 2015 года сократился в годовом исчислении на 24,4%, в феврале — на 37,9%, в марте падение ускорилось до 42,5%. Всего в январе—марте 2015 года было продано около 383,7 тыс. автомобилей, в том числе в марте 139,85 тыс. штук.

"Продажи в марте были плохими, но ненамного хуже, чем ожидалось. То, что мы сейчас видим в статистике, — давно предсказанный обвал потребительского спроса, вызванный ажиотажными покупками в конце прошлого года и дополненный значительным ростом цен в начале этого года. Рано или поздно ситуация стабилизируется, но это время еще не пришло", — пояснил председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер.

Директор дилерского центра Mitsubishi РОЛЬФ Восток Светлана Виноградова считает мартовское падение вполне предсказуемым.

"Сказался рост цен, а также снижение квот на российский рынок и дефицит некоторых ликвидных моделей. Апрель станет часом истины и покажет, удастся ли рынку переломить негативный тренд. Рынок с оптимизмом воспринял новость о запуске программ государственного стимулирования отрасли, и это, вероятно, поддержит бренды массового сегмента. Аргументом в пользу покупки новых автомобилей станет и рост цен на запчасти, поскольку с возрастом машина требует более частых и дорогих ремонтов", – отметила Виноградова.

Худшим в истории российского авторынка пока остается май 2009-го, когда продажи автомобилей рухнули сразу на 58% — до 119,4 тыс. штук. В прошлом году худшим для российского автопрома считался август — минус 25,8%.

"Все сходятся на том, что несколько следующих месяцев будут очень тяжелыми и что продажи еще не достигли своего дна", — заявлял по итогам падения в феврале Шрайбер.

Напомним, что за 2014 год россияне купили 2,49 млн легковых и легких коммерческих автомобилей, что на 10,3% меньше, чем годом ранее. При этом в декабре 2014 года продажи заметно выросли: люди покупали машины, чтобы спасти обесценивавшиеся тогда рубли.

Согласно базовому прогнозу PricewaterhouseCoopers (PwC) в 2015 году продажи новых легковых автомобилей в России сократятся еще на 35% (до 1,52 млн штук), после чего начнется медленное восстановление рынка. В PwC полагают, что в 2016 году продажи подрастут на 6,7%, до 1,6 млн машин (примерно столько же россияне купили в кризисном 2009 году), а на уровень продаж 2014 года рынок вернется только в 2018 году.

Лидером на российском авторынке в марте 2015 года остался АвтоВАЗ, однако продажи автомобилей Lada, по подсчетам АЕБ, упали в годовом исчислении на 26%.

Ранее сам АвтоВАЗ также сообщил, что продажи его автомобилей в марте 2015 года упали в годовом исчислении на 26%, но по сравнению с февралем 2015 года выросли на 16%, в результате чего занятая автомобилями Lada доля авторынка России превысила 20%.

Всего в феврале россияне купили 27 423 автомобиля Lada. Это лишь чуть больше, чем машин под брендами Hyundai и Kia: первых за месяц в России было продано 13,9 тыс. штук (на 15% меньше, чем годом ранее), а вторых — 12,12 тыс. штук (-32%). Продажи двух других участников топ-5 также сильно упали: Toyota сократила их на 34% (до 9,7 тыс. штук), а Renault — на 43% (до 9,5 тыс. штук).

Главными аутсайдерами месяца стали такие бренды, как Honda, Opel, Peugeot, Citroen, Chevrolet и Ford. Продажи автомобилей Honda рухнули сразу в десять раз — с 2,37 тыс. штук в марте 2014 года до 220 машин в марте 2015 года. Немногим лучше оказались результаты остальных "мэтров", в частности месячные продажи Opel упали на 78% (с 7,1 тыс. до 1589 штук), а Chevrolet — на 74% (с 13,4 тыс. до 3,4 тыс).

Напомним, что в марте 2015 года GM объявила о том, что подконтрольная ей марка Opel покинет Россию полностью, а Chevrolet оставит в России только премиальные модели Corvette, Tahoe и Camaro. Сборка автомобилей на калининградском "Автоторе" уже прекращена, ожидается, что до конца июня будет законсервирован завод в Санкт-Петербурге, а сборка автомобилей GM на ГАЗе завершится до конца года.

Снижением продаж отметились и остальные автобренды: Peugeot — на 79% (с 2,58 тыс. до 545), Citroen — на 79% (с 2,32 тыс. до 484), Ford — на 73% (с 6,8 тыс. до 1,85 тыс.). Вдвое и более в марте 2015 года сократились продажи автомобилей SEAT (-93%), Suzuki (-80%), SsangYong (-73%), Daewoo (-62%), Mitsubishi (-68%).

Нарастить продажи смогли только Lexus (+29%), Porsche (+27%), Smart (+23%) и Isuzu (+226%).

Самой популярной у россиян моделью авто остается Lada Granta: в марте их было продано 12,4 тыс. штук (в марте прошлого года — 12,95 тыс.​). На втором месте оказалась Hyundai Solaris, продажи которой сократились с 9,8 тыс. до 8,6 тыс. Kia New Rio, которая осталась на третьем месте, снизила продажи с 9,8 тыс. до 7176 машин.

Кроме того, в топ-10 вошли Lada Kalina, Lada 4 x 4, Lada Largus, Renault Logan, Nissan Almera, Renault Duster и VW Polo.

"Все десять лидеров продаж — автомобили местного производства", — отмечается в отчете АЕБ.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники
•   UDFНовостиЭкономика ❯ Падение авторынка в марте ускорилось до 42,5%