Что в 2015 году спасало белорусский экспорт?

Ежедневник
2 марта 2016, 08:35
Внешняя торговля нашей страны находится под властью черного золота. Успехи по сокращению импорта и провалы по наращиванию экспорта во многом объясняются падением цен на нефть. Однако некоторые другие товары также внесли свою лепту.

Хотя в Беларуси своей нефти почти нет, падение цен на черное золото нанесло значительный урон нашей экономике.

За 2015 год Беларусь потеряла порядка 3,5 млрд долларов на экспорте нефти и нефтепродуктов, свидетельствуют данные официальной статистики. Несмотря на рост объемов поставок за рубеж, в том числе в Великобританию и Нидерланды, из-за низких цен белорусский экспорт ушел в минус.

Впрочем, потериотчасти удалось компенсировать за счет экономии на импорте нефти из России, который нам обошелся на 1,9 млрд долларов дешевле, чем в 2014 году.

На падение экспорта в некоторой степени повлияли и другие товары, которые было трудно продать в 2015 году. Самой неприятной новостью оказалосьпадение выручки от экспорта пищевых продуктов – при том, что многие ожидали «клондайка» на российском рынке.

Например, продажа за рубеж молока и молочных продуктов оказалась гораздо менее выгодной, нежели год назад: при росте объема продаж средняя цена за тонну сократилась на 30%.

Товары, экспорт по которым значительно упал (в ценовом выражении)
Нефть и нефтепродукты: 3,5 млрд $
Тракторы и седельные тягачи: 360 млн $
Грузовики: 350 млн$
Сжиженный газ: 200 млн$
Молоко и сливки: 190 млн $
Сыры и творог: 170 млн$
Мебель: 160 млн$

Печальную картину удалось скрасить некоторым товарам, экспорт которых в 2015 году вырос. В первую очередь это азотные удобрения. Правда, в плюсе удалось оказаться лишь за счет объемов, так как цены на удобрения упали.

В 2015 году Беларусь начала поставлять за рубеж вагоны для поездов и трамваев: из-за низкой базы предыдущих лет статистика показала рост в 22 раза.

Товары, экспорт по которым в 2015 году значительно вырос(в ценовом выражении):
Азотные и минеральные удобрения: 124 млн$
Вагоны ж/д и трамвайные: 46 млн $
Краски и лаки: 32 млн$
Плиты древесно-стружечные: 30 млн$
Автомобили легковые: 23 млн$
Инсектициды, гербициды: 18 млн$
Лен: 12 млн$


Импорт сократился за счет нефти

На сокращение импорта белорусские власти последние несколько лет направляют значительные усилия. В определенной мере политика закрытия внутреннегорынка сработала, однако куда большее влияние на стоимостное падение импорта в 2015 году оказали низкие цены на нефть.

Определенный вклад также внесло сокращение поставок из-за рубежа легковых автомобилей.По даннымБелстата, в 2015 году автомобилейбыло ввезено на 40% меньше, чем годом ранее. Большинство авто было импортировано из России.

Если на покупке нефти Беларуси удалось значительно сэкономить, то нефтепродукты, наоборот, стали основной статьей затрат на импорт. Ввоз зарубежных нефтепродуктов в 2015 году резко вырос – в объемах сразу в четыре раза.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники

Новости других СМИ