Белорусских чиновников “модернизируют“ за европейский счет

Ольга Лойко / TUT.BY
8 апреля 2016, 14:28
«Инвестировать в человеческий капитал, человеческий потенциал — это самые эффективные инвестиции. Но в условиях бюджетной консолидации это и самое сложное - есть искушение сократить расходы на образовательные программы», — говорит журналистам первый заместитель министра экономики Александр Заборовский.

В таких условиях механическое урезание расходов могло привести к потере начавшего формироваться слоя чиновников новой волны. Избежать этого планируется за счет нового проекта «Развитие инклюзивного местного управления в Республике Беларусь», который Программа Развития ООН, Администрация президента и Академия управления при президенте реализуют за счет средств Датского агентства по международному развитию (DANIDA).

Трехлетний образовательный проект стоит 2,9 млн долларов. Председатель его Координационного совета помощник президента Кирилл Рудый назвал проект грандиозным. «Госслужба — это движущая сила развития страны, экономики, общества, — отметил Рудый, процитировав Конфуция, говорившего, что «правитель — это ветер, а народ — трава».

«К этому проекту нас подталкивает и экономическая реальность. В условиях бюджетной консолидации многие страны урезали расходы на госаппарат, замораживали зарплаты госслужащих в надежде, что старые времена вернутся и можно будет все разморозить. Эти страны адаптироваться к новым реалиям не смогли, хорошие времена для них не вернулись», — предупредил помощник президента. Беларусь выбрала иной путь, найдя внебюджетное финансирование.

В рамках проекта планируется решить три блока задач. Первая из них — кадры. «Это подготовка профессиональных, инициативных, независимых и ориентированных на результат кадров, которые предлагают и делают то, что нужно, и может, даже не всегда то, что популярно. Для этого нужно и обучение, и подбор кадров, их мотивация, продвижение», — пояснил глава Совета.

Подбор кадров должен исключать субъективизм, основанный, как аккуратно выразился Рудый, «на индивидуальных рекомендациях». «Тогда и госаппарат не будет перемещаться вместе со сменой высоких госслужащих, а будет профессионально работать», — отметил он.

Второй блок — вопросы децентрализации управления и инклюзивного развития местных органов власти. «Если просто сказать, мол, на местах виднее, и отдать часть полномочий в регионы, то мы, скорее, придем к хаосу, — считает Рудый. — Каждый регион определит свои приоритеты, которые могут противоречить и друг другу, и общегосударственной политике. Это может привести даже к банкротству отдельных территорий». Но централизация в условиях переизбытка информации ведет к тому, что чиновник в центральном аппарате просто не может все переварить и принять самостоятельно взвешенное решение. В итоге планируется часть полномочий передавать в регионы, но разработав четкие процедуры, как эти полномочия будут реализовываться в условиях сохранения политического контроля и повышения функциональной и экономической самостоятельности местных органов власти.
Третий блок — это индивидуальные проекты под новые вызовы и проблемы. В частности, первый такой проект — подготовка кадров для создаваемого на базе Минторга Министерства антимонопольного регулирования и торговли.

Сопредседатель Координационного совета Александр Заборовский напомнил, что указ президента № 78 «поставил очень серьезные задачи в области повышения эффективности государственного управления, повышения потенциала управленцев, а в качестве прямой задачи — совершенствование подбора и расстановки кадров и обучения перспективных управленцев, в том числе — из кадрового резерва, современным практикам управления».

Он пояснил, что проект должен усилить потенциал Академии управления, в том числе за счет приглашения известных лекторов, экспертов в сферах регионального развития, экономической политики, глобальной экономики, макроэкономического прогнозирования.

«Где-то и языки надо подтянуть. Развиваясь в глобальном мире, конкурентоспособными должны быть не только компании, но и управленцы, ответственные за принятие решений в области экономической политики», — пояснил Заборовский.

Пять лет назад была поставлена задача, чтобы в каждом органе госуправления хотя бы один из заместителей министра мог свободно общаться на английском. У экономического блока с этим давно нет проблем, хотя, признал Заборовский, задача решена не везде равномерно, и это один из приоритетов, важный при работе с ЕС и странами дальней дуги.

В отличие от классического курса с лекциями и защитой диплома, отметил он, здесь будет модульный подход: выделят несколько групп из регионов, центра, министерств экономического блока, промышленности, и для каждой группы таргетировано дадут нужную программу, которая за короткое время позволит увеличить потенциал белорусских чиновников.

«Самый главный вызов — это работа в быстро меняющемся мире. Технологии развиваются быстро, обстановка меняется стремительно. Сегодня это касается и центральных органов власти, и регионов. И ставка сегодня на инвестиции, в том числе — на прямые иностранные. Чтобы создавать условия для них, надо работать над собой, в том числе — госслужащим. Как только управленец перестанет работать над собой, почувствует, что он все знает, сразу появляется высокий риск совершить ошибку», — уверен Заборовский.

Итогом проекта должно стать повышение эффективности системы госуправления. Рассчитывают ли при этом на улучшение имиджа белорусских чиновников, которым достается масса критики? «Имидж чиновников экономического блока трансформируется через развитие экономики, — улыбнулся Заборовский. — Пиджак, галстук влияют на восприятие, но главное — профессионализм принимаемых решений, открытость, возможность отстаивать и аргументировать свою точку зрения. Есть над чем поработать».
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники

Новости других СМИ