За пределами СНГ наблюдается рост экономики, а в Беларуси − минус 3% ВВП

TUT.BY
2 ноября 2016, 19:27
Фото: Reuters
Циклическое восстановление близится к завершению в большинстве стран Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы, констатировали эксперты МВФ в опубликованном в среду докладе по вопросам региональной экономики.

«За пределами СНГ экономический рост продолжался высокими темпами, чему способствовали адаптивная политика и активное потребление. Несмотря на сохранение низких темпов инфляции, в этой части региона циклическое восстановление, как представляется, приближается к своему завершению, при этом уровень безработицы снижается до докризисных уровней, активно растет заработная плата и ускоряются темпы восстановления кредитов», — отмечено в докладе.

В СНГ эксперты увидели сглаживание темпов сокращения в России благодаря возвращению цен на нефть с низких уровней, «тогда как остальные страны СНГ постепенно выходят из рецессии на фоне улучшающегося внешнего спроса». По региону в целом прогнозируемый рост ВВП достигнет 1,3% в 2016 году и 2,1% процента в 2017 году, «что в значительной степени отражает улучшение перспектив в странах СНГ». По Беларуси прогноз прежний и значительно отличающийся от регионального: минус 3% в нынешнем году и минус 0,5% — в 2017-м.

За пределами СНГ наблюдается рост экономики, а в Беларуси − минус 3% ВВП

Перспективы Беларуси, Молдовы и Украины изображены желтой линией

«Макроэкономическая политика должна сочетать поддержку краткосрочного экономического роста и восстановление бюджетных буферов, — считают в МВФ. — В среднесрочной перспективе денежно-кредитная политика должна оставаться адаптивной в условиях низкой предполагаемой инфляции».

При этом ожидается, что в большинстве стран будут отмечаться структурные бюджетные дефициты. «В тех странах, где стабильные темпы роста сохранялись в течение ряда лет, а безработица вернулась к докризисным уровням, сравнительно благоприятные периоды должны использоваться для восстановления бюджетных буферов, при максимальной возможной реализации мер, способствующих росту», — предупреждают специалисты.

В докладе МВФ подчеркивается, что для стабильного среднесрочного роста необходимы дальнейшие структурные реформы: «Трендовый рост значительно ниже докризисных уровней. В условиях низких инвестиций и неблагоприятных демографических факторов страны могут оказаться не в состоянии сохранять текущие высокие темпы роста без значительного роста производительности или возврата к усилению внешних дисбалансов. Для повышения инвестиций и производительности могут потребоваться дальнейшие структурные реформы, ориентированные на укрепление учреждений и повышение эффективности органов государственного управления».

Именно более эффективное госуправление, по оценке экспертов, может способствовать поддержке роста. При этом на первый план выходят вопросы совершенствования управления государственными инвестициями и налоговым администрированием, что важно для сокращения растущих бюджетных дефицитов. «В условиях, когда большинство стран региона сталкиваются с крупными дефицитами в государственных фондах капитала и инфраструктуре по сравнению со странами Европы с развитой экономикой, открываются значительные возможности для государственных инвестиций, которые в случае эффективного осуществления будут способствовать ускорению потенциальных темпов роста в регионе», предупреждают специалисты.

МВФ рекомендует поработать как над эффективностью распределения средств, так и над практической реализацией проектов. «Повышение прозрачности практической реализации, обеспечение своевременного доступа к финансированию, а также совершенствование регулирования деятельности компаний и управления государственно-частными партнерствами будет также отвечать интересам стран региона, не входящих в состав ЕС», говорится в докладе.

Повышение эффективности госинвестиций и налогового администрирования может обеспечить значительные выгоды, считают эксперты МВФ. За счет сокращения разрывов в эффективности страны региона могут в среднесрочной перспективе обеспечить до 2−4% ВВП экономии бюджетных средств, «которые могут использоваться как для государственных инвестиций, так и для бюджетной консолидации». «Существуют также выгоды более общего характера, связанные с более эффективными государственными учреждениями, в том числе ограничение сферы теневой экономики», — отмечают специалисты.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники
•   UDFНовостиЭкономика ❯ За пределами СНГ наблюдается рост экономики, а в Беларуси − минус 3% ВВП