Макро-, микро- и агро-: VIP-микроменеджмент по-белорусски

Янка Грыль, БелГазета

Фото: рисунок Василия Почицкого
Панорама минувшей недели напомнила популярную среди управленцев 2000-х гг. шутку: «Есть микроменеджмент, есть макроменеджмент, а есть агроменеджмент - это когда фиг разберешь, где микро-, а где макро-». ВВП растет, родина грезит блокчейнами и грозится нарастить экспорт высокотехнологичной продукции, глава правительства решает проблемы отдельно взятых районов, спикер верхней палаты парламента контролирует модернизацию производства смесовых тканей в Барановичах.

Если вы подумали, что «БелГазета» перечисляет эти парадоксы отечественных управленческих практик, чтобы получить мелкий обывательский кайф от вялого поругивания начальства, то ошибаетесь. Нам действительно интересно, отчего премьер вынужден ковыряться в проблемах районного масштаба, а глава Сената - вникать в состав смесовых тканей. Можно, конечно, все объяснить ссылкой на пример президента РБ, периодически раздающего указания жечь валежник и сухостой в инспектируемой местности, не есть картошки с мясом на ночь и организовать влажную уборку территории модернизируемого предприятия.

Но у Александра Григорьевича это действительно микроменеджмент - реплики, оброненные по ходу инспекционных поездок и публичных выступлений. А тут - сплошь плановые мероприятия.


И ДЕНЬГИ, И НЕФТЬ

Первая гипотеза: высокопоставленные чиновники вынуждены спускаться с властного Олимпа и тратить время на локальную ерунду, потому что с макропроблемами все хорошо. Она не лишена оснований. 18 июля из Москвы пришло еще одно подтверждение скорого получения Беларусью межгосударственного кредита на $700 млн., о котором президенты РФ и РБ договорились в апреле. Как сообщил ТАСС замминистра финансов РФ Сергей Сторчак, в разгаре техническая работа: «Политические решения все приняли. Мы оформляем документы, и все - $700 млн., как договорились». Назначение кредита - реструктуризация белорусских долгов.

19-го не менее воодушевляющие вести пришли из пресс-службы Евразийской экономической комиссии (ЕЭК): страны ЕАЭС на совещании под председательством члена коллегии (министра) ЕЭК по энергетике и инфраструктуре Адамкула Жунусова достигли консенсуса по некоторым пунктам программ создания общих рынков газа, нефти и нефтепродуктов. Беларусь бьется за свое видение функционирования единого энергорынка давно, и, если верить пресс-службе ЕЭК, работа над соответствующими пакетами документов действительно ускорилась - результаты можно будет увидеть
к осени.

Одновременно коллегия ЕЭК определилась с ценовым прогнозом по главному объекту вожделений - нефти, утвердив интервальные показатели прогнозных значений цены барреля и темпов развития мировой экономики.

Справка «БелГазеты». Согласно договору о ЕАЭС, страны Союза согласовывают на трехлетний период ряд интервальных количественных показателей, используемых для официальных прогнозов социально-экономического развития. По прогнозу ЕЭК, темпы роста мировой экономики в 2018г. достигнут 2,9-3,8% к предыдущему году, в 2019г. - 2,9-3,9%, в 2020г. - 2,8-4%. Цена барреля Brent в 2018г., как прогнозируется, будет колебаться в диапазоне $42,8-61, в 2019г. - $43,6-63 за баррель, в 2020г. - $44,4-65.

В среднем получается что-то около $50-55 за баррель - чуть больше, чем на протяжении последнего года. Ориентиры ЕЭК укладываются в русло международных прогнозов: EIA, информационная структура Минэнерго США, ожидает от Brent в 2017г. в среднем $52,69 за баррель, в 2018г. - $55,61; прогноз Bloomberg со ссылкой на аналитиков Bernstein - $50 в 2017-18гг. с перспективой роста к 2020г. до $65; версия S&P - $50 в 2017-18гг. и $55 с 2019г. Так что модернизация белорусских НПЗ вполне своевременная - рост барреля лучше встретить с обновленными мощностями.

Кстати, 20 июля председатель концерна ­«Белнефтехим» Игорь Ляшенко провел совещание по готовности НПЗ к остановочным ремонтам.

Справка «БелГазеты». В ОАО «Нафтан» к ремонту в августе-сентябре 2017г. готовятся 17 установок (секций, блоков), в ОАО «Мозырский НПЗ» в сентябре-октябре запланирован ремонт 22 установок.


И ИННО, И НАНО

Гипотеза вторая: руководство страны вправе отвлекаться на микроменеджмент, поскольку более сложными проблемами есть кому заняться. Грубо говоря, про блокчейн рапортует Нацбанк, про инновационный экспорт - Госкомитет по науке и технологиям, а крепкие хозяйственники могут взыскательным взором ценителя осматривать барановичские ситчики или дышать целительным воздухом Оршанского района. Как заявил 18 июля председатель Госкомнауки Александр Шумилин, в 2017г. РБ готова нарастить экспорт высокотехнологичной продукции сразу на $1 млрд.: «В 2016г. мы превысили плановое значение по экспорту высокотехнологичной продукции, он составил порядка $10 млрд. В 2017г. планируем около $11 млрд.». По данным Шумилина, в 2016г. доля высокотехнологичной и наукоемкой продукции в общем объеме экспорта выросла на 2,3% по сравнению с 2015г., достигнув 33,2%. Другие цифры поскромнее: «У нас 10 технопарков, 8 центров трансфера технологий (ЦТТ). Инновационной продукции в технопарках за прошлый год произведено в 2 раза больше, чем в 2015г. За 2016г. мы создали более 300 рабочих мест в технопарках и ЦТТ». 300 новых рабочих мест - конечно, не та цифра, которая производит впечатление.

Но, пожалуй, по-настоящему удивило другое откровение главы Госкомнауки: «У наших ученых нет так называемого права на риск. Сейчас все госденьги должны на 100% быть оправданы. Но не всегда можно гарантировать успех. Здесь нам эксперты делают замечание, что мы должны начать финансировать рискованные проекты». Правильно эксперты замечание делают, Александр Шумилин: высокотехнологичные проекты предполагают высокорисковое венчурное финансирование. Без риска прорывов нет, не было и не предвидится. В 2017г., обнадежил Шумилин, 20% финансирования научно-технических госпрограмм будет выделяться на рискованные проекты. С 20% или без, но госбюджет не резиновый - без венчурных механизмов не обойтись.

Задачу же наращивания высокотехнологичного экспорта стоит признать вполне выполнимой даже без уточнения того, какие продукты в РБ считаются высокотехнологичными: если экономика восстанавливается, на $1 млрд. роста можно выйти просто за счет синергии.


И СИТЕЦ, И ПАРЧА


Третья гипотеза: без отеческой опеки высших должностных лиц весь микроменеджмент районного уровня пойдет наперекосяк. В пользу этой версии свидетельствует визит спикера Совета Республики Нацсобрания Михаила Мясниковича на ОАО «Барановичское производственное хлопчатобумажное объединение» (БПХО). У Мясниковича репутация не только влиятельного, но и мудрого человека, интеллектуального лидера генерации крепких хозяйственников. Человека, еще до всяких тунеядских бунтов, летом 2016г., предложившего снять проблему патентами на самозанятость, а зимой 2016-17гг., в разгар разборок с Россельхознадзором, посоветовавшего обиженным предприятиям обращаться в суд. Если сам Мясникович отправляется инспектировать результаты модернизации на БПХО, значит, больше никто с этим ПХО не справится.

Спикеру СР в Барановичах явно понравилось. Мало кто подозревал, что Мясникович настолько сведущ в легпроме. «Проект модернизации объединения достаточно эффективный, результаты хорошие. В 2016г. темп роста по объемам производства и продаж был около 125%, экспорт вырос более чем на 30%. За I полугодие 2017г. объемы приросли еще на 30%, экспорт - в 1,6 раза... В основном за счет новой продукции - это сатины, жаккардовые ткани, много смесовых тканей», - цитирует Мясниковича БелТА. Спикер поставил ХПО задачу выйти на производство костюмных и сорочечных тканей и обещал помочь разобраться с финансами: «В модернизацию БПХО было вложено около 20 млн. евро по указу, еще около 10 млн. евро предприятие привлекло самостоятельно. Сегодня вместе с руководством концерна «Беллегпром» и основными банками-кредиторами рассматриваем вопрос, чтобы предприятие могло хорошо работать за счет сбалансированных финансовых потоков и своевременно рассчитаться, реструктуризировав кредиты. Скорее всего, будем просить президента помочь пройти эти сложные два года».

Амбициозные планы ХПО по костюмным тканям и швейному производству натолкнулись на непреодолимую преграду - «обеспеченность швеями недостаточная». Слава Богу, Мясникович приехал, разобрался, напомнил местным, что в Барановичах есть колледж и, стало быть, можно подготовить в нем швей, а то так бы и сидели по уши в жаккарде, умоляя о реструктуризации кредитов. Не исключено, что теперь и в самом деле что-нибудь пошьют, а то ведь перед Мясниковичем неудобно будет.


БИТВА ПОД ОРШЕЙ

Похоже, именно третья версия ближе всего в истине: без высших должностных лиц в белорусский глубинке, как поется в песне, «крокодил не ловится, не растет кокос». Этот тезис подтверждается выступлением премьер-министра Андрея Кобякова на заседании президиума Совмина 18 июля. Если помните, 23 мая состоялось выездное заседание правительства в Орше. Министрам пришлось разбираться буквально со всем - от перспективного плана застройки г.п. Болбасово до сбыта бисквитов фабрики «Сладкая страна». Минуло чуть менее двух месяцев, и премьер доложил: Орша поднимается с колен. Доложил детально - так же, как обычно озвучивает общенациональные макроэкономические показатели: индекс промпроизводства, рост строительно-монтажных работ, розничный товарооборот, количество убыточных организаций, сальдо внешней торговли, среднемесячная зарплата и задолженность по ней. Отдельно - по проблемам функционирования крупных предприятий. В общем, поработал премьер-министром Оршанского района.

Ключевая для понимания региональных микропроблем фраза прозвучала еще в мае: «Как сделали документ по «Великому камню», так решим вопрос и по Орше». То есть для решения любого вопроса нужен президентский указ и, по возможности, преференциальный режим. Оршанские прения на президиуме Совмина 18 июля подтверждают эту догадку: «Подготовлен проект распоряжения главы государства, который позволит Оршанскому райсовету депутатов отменить с 1 июня т.г. для 4 проблемных предприятий Минпрома повышающие коэффициенты к ставкам по налогам на землю и недвижимость».

Без президентских указов и полномочий, без анализа и работы над ошибками от премьера несладко становится «Сладкой стране», обессилено никнет наземь сломленный «Красный борец», чахнет без перспектив дивный г.п. Болбасово. Отсюда и кобяковская формулировка задач заседания президиума: «Определить, где недорабатывают республиканские органы, Витебский облисполком и Оршанский райисполком, предприятия и какие дополнительные меры нужны со стороны главы государства и правительства». Стоп, а для чего все они, собственно, существуют, если так фатально недорабатывают, что для устранения косяков нужны то Кобяков, то Лукашенко?

25 июля, сообщил пресс-секретарь премьера Владислав Сычевич, состоится выездное заседание президиума Совмина по вопросам развития Борисовского района - отработав премьер-министром Оршанщины, Кобяков попробует себя в роли премьер-министра Борисовщины. В том, что итоги будут позитивны, сомневаться не приходится.

Однако уже очевидно, что управленческая система, в которой президент учит сжигать валежник, спикер Сената решает вопрос с подготовкой швей в колледже, а премьер поочередно руководит отдельными районами, мягко выражаясь, не вполне эффективна. Белорусский VIP-микроменеджмент - результат дефицита на местах полномочий, денег и, чаще всего, компетенций. Сумеет ли власть перестроить систему так, чтобы следующим этапом ее развития не стали выездные заседания Совмина на молочно-товарных фермах и президентские указы о возведении песочницы во дворе отдельно взятого жилого дома? Вопрос остается открытым, но весь белорусский народ надеется на лучшее.

Подписывайтесь на нас

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Читайте также

Новости других СМИ

Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники