Белорусский электромобиль: 80 км без подзарядки

Sputnik.by

Фото: Sputnik / Артем Бордовский
Первый белорусский электромобиль годен для перевозки не только премьер-министра, но и бизнесмена, и дачника.

На вопрос, зачем белорусам собственный электромобиль, первый замминистра промышленности Геннадий Свидерский отвечает лаконично: это показатель уровня развития нации. Чтобы понять, на каком уровне находится нация и далеко ли ей до уровня Илона Маска с его Tesla, Sputnik изучил собранный на базе Geely электрокар и выяснил, куда мы можем на нем приехать.


Как трижды зарядить айфон

Итак, предположим, в недалеком будущем вы приобрели белорусский электрокар. Нельзя сказать, что вам пришлось выложить сказочную сумму — порядка 23-25 тысяч долларов, как обещают разработчики. Теперь нужно разобраться, во что обойдется его обслуживание и содержание.

"Стоимость владения включает в себя энергетический ресурс, необходимый для работы автомобиля, и стоимость ремонта. Стоимость владения электромобилем ниже, чем классическим бензиновым автомобилем. Электроэнергия обойдется дешевле бензина, особенно если государство введет преференции для пользователей электрокаров. Но даже если вы будете попросту заряжать его от розетки в своем частном доме по общему тарифу — жителям многоквартирных домов придется пользоваться оборудованными станциями — это все равно выйдет дешевле, чем платить за бензин", — рассказал корреспондентам Sputnik заведующий сектором объединенного института машиностроения НАН Беларуси Владимир Адашкевич.

Время зарядки от розетки в 220 вольт — порядка семи часов, от розетки в 380 вольт — порядка четырех часов.

Белорусский электромобиль: 80 км без подзарядки

Стоимость обслуживания электромобиля тоже незначительна — под капотом нет сложных механических узлов, которые требовали бы ремонта. Главная проблема, над решением которой работают не только белорусские ученые, — увеличение пробега.

"Tesla козыряет тремястами километрами. У нашего экспериментального электромобиля пробег всего 80 километров, но у аналога, например, японского Nissan LEAF, чья батарея вдвое более высокой емкости, пробег немногим выше — 120 километров", — пояснил Адашкевич.

Еще один минус белорусского электромобиля — стоимость батареи, сейчас она составляет едва ли не треть стоимости всего электромобиля, и это главный сдерживающий фактор для развития производства. Сейчас Академия наук работает над созданием новых накопителей энергии, которые позволят и увеличить дальность поездок, и снизить время зарядки электромобиля.

"В Академии наук взяли за основу супертонкий материал и готовят нечто среднее между суперконденсатором и батареей. Электробусы уже ездят на суперконденсаторах, они быстро заряжаются, но пробег составляет всего порядка 15 километров — от конечной до конечной. Планируется, что опытный образец нового накопителя ученые представят уже к концу этого года", — рассказал разработчик электромобиля.


Привезти картошку и отвезти бизнесмена

Ценами на машину обещают не пугать. Адашкевич напомнил, что прежде стоимость электромобилей стартовала с 70 тысяч долларов, а сейчас речь идет о 25-30 тысячах долларов. Белорусский электрокар будут пытаться вывести на рынок по цене в 23-25 тысяч долларов.

Несмотря на то, что президент впечатлился Tesla, которая "стартует как космический корабль", белорусский мобиль пока что не планируют разгонять до 100 километров в час за три секунды.

"У нашего электромобиля задача возить картошку с дачи и бизнесмена по городу. Это городской транспорт, бесшумный, безопасный для экологии. Мы не делали спорткар, тяговый расчет выполнен под стандартный городской автомобиль. У среднего автомобиля разгон 10-12 секунд, у нашего электрокара — 9 секунд", — рассказал Адашкевич.

Сейчас работа ведется над созданием инфраструктуры для зарядки электромобилей. Витебский завод "Витязь" уже освоил и разработал зарядную станцию, которую устанавливают на парковках близ крупных универсамов. Планируется, что разработают специальные тарифы для владельцев электрокаров — отдельный ночной тариф и тариф для заправочных станций.

Белорусский электромобиль: 80 км без подзарядки

Владимир Адашкевич

"Думаю, с этим не должно быть проблем, с пуском атомной станции электроэнергии в Беларуси должно быть достаточно", — рассказал собеседник.

Сейчас электромобиль ждут новые испытания. Пока невозможно точно сказать, будет ли расход энергии при езде по городу ниже, чем при поездке по трассе, однако Адашкевич предположил, что в пробках электромобиль будет экономить расход электричества.

"Во время торможения автомобиль превращает кинетическую энергию в электрическую, то есть вы не расходуете, а немного пополняете запас. Но наверняка сказать, будет ли больший расход электричества в городе или на трассе, пока нельзя", — пояснил эксперт.


Есть у электромобиля еще одна проблема — холодные зимы. Как только наступит зима, водитель захочет подогреть салон, и на это уйдет дополнительная энергия. Даже в японском Nissan зимой летние 120 км пробега снижаются едва ли не на 40%. В белорусском электромобиле решили сделать отдельный подогреватель, который будет работать на бензине.


Чей это кузов

Изнутри вид электромобиля практически не изменится, а вот поступит ли он к покупателю в таком виде, в каком его тестируют сейчас, пока неясно.

"Для макета можно переоборудовать любой автомобиль. Но с производством возникнут сложности, Geely заявили, что у них есть свой электромобиль. Для производства собственно белорусского электромобиля нужно будет создать свою школу, планируем до конца года подготовить и принять такую программу. В ней будет предусмотрено в том числе создание специализированных вузов и много других направлений", — рассказал первый замминистра Геннадий Свидерский.

На вопрос "зачем?" Свидерский ответил лаконично: "У нас должен быть не только автомобиль, разработанный в КНР, но и автомобиль, разработанный в Республике Беларусь. Это дает больше возможностей, чем контрактная сборка автомобилей. Мы должны не только собирать и красить автомобиль, но и решать более сложные задачи, это не только рабочие места, но и уровень развития нации".

Заметили ошибку нажмите Ctrl+R

Читайте также

Новости других СМИ

Дорогие читатели, в дискуссиях на нашем сайте все чаще стали проявляться нарушения правил комментирования. Троллинг, флуд и провокации затопили вдумчивые и остроумные высказывания. Не имея ресурсов на усиление модерации и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили без предупреждения отключить комментирование. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники