Гособлигации России посыпались на ожиданиях новых санкций

finanz.ru
13 ноября 2017, 22:04
Иллюстративное фото
Рынок российского госдолга продолжает медленно катиться по наклонной и тянуть за собой курс рубля на Московской бирже.

На фоне продаж со стороны иностранных фондов и дефицита денег в госбанках котировки долговых бумаг правительства РФ снижаются четвертую неделю подряд.

На торгах в понедельник цена 10-летних ОФЗ 26207 упала до минимума с начала сентября (103,8% от номинала), потеряв 1,1% за последние 4 недели. Индекс цен облигаций федерального займа (RGBI) снизился до 139,6 пункта и закрылся на рекордно низком за 5 недель уровне.

Российские госбумаги продают нерезиденты, говорит аналитик банка "Глобэкс" Виктор Веселов. По данным ЦБ, за последние 1,5 года иностранцы вложили в ОФЗ 25 млрд долларов, играя на том, что доходность российских бумаг в разы выше, чем на развитых рынках.

Теперь же операции carry-trade сворачиваются: нерезиденты продают бумаги, и уходят в валюту - именно поэтому рубль падает при растущей нефти, констатирует Веселов. За месяц Brent подорожала на 16%, а рубль не только не вырос, но и потерял 2,2 рубля к доллару. На торгах в понедельник курс "американца" снова переписал рекорд с 16 августа, достигая отметки 59,6 рубля.

Ситуация на рынке российского госдолга, где почти треть всех бумаг принадлежит иностранцам, постепенно деградирует с середины октября. Спрос при размещении облигаций Минфином за это время рухнул более чем втрое: если месяц назад инвесторы приносили на аукционы больше 130 млрд рублей, то на прошлой неделе - лишь 37,7 млрд рублей.

В результате Минфин впервые за два месяца не смог полностью продать бумаги, даже снизив предложение почти вдвое и предложив рекордную скидку к рыночной цене (15 базисных пунктов по доходности).

В воздухе витает тема новых американских санкций, говорит аналитик Райффайзенбанка Денис Порывай: Минфину США поручено к марту проработать возможность запрета на инвестиции в российский госдолг. Это вызовет распродажу в ОФЗ, а в результате бумаги на рынке, возможно, придется скупать ЦБ, как это уже было в 2007-08 гг., говорит он.

На этом фоне многие предпочтут зафиксировать прибыль в четвертом квартале: с начала года нерезиденты, которые приходили на рынок с долларами, покупали рубли и вкладывали их в госбумаги, уже получили доходность в 10,5% годовых, отмечают аналитики Societe Generale. Как сообщил Bloomberg, о частичной продаже ОФЗ из своего портфеля уже задумался один из крупнейших иностранных держателей - GAM Holding AG.

У российских госбанков тем временем денег на вложения в ОФЗ де-факто нет: все три крупнейших - Сбербанк, ВТБ и Газпромбанк - испытывают дефицит рублевой ликвидности, и вместо того чтобы кредитовать Минфин, сами занимают у него бюджетные деньги под 8,5% годовых, напоминает Порывай из Райффайзенбанка.

Вместе с рублем и ОФЗ сдают позиции и другие валюты и облигации развивающихся стран, которые поддерживались притоком иностранного капитала - турецкая лира, мексиканский песо и бразильский реал; инвесторы выходят с рынков EM в ожидании ужесточения политики ФРС США, сказал Bloomberg глава отдела исследований Росбанка Юрий Тулинов: Федрезерв в декабре снова повысит ключевую ставку, а в 2018-м году, как ожидается, сделает это трижды.

Пока снижение на рынке ОФЗ не выходит за рамки обычных коррекций - тревожные "звоночки, есть но до какого-то пожара еще далеко", говорит директор по инвестициям "ИК "Питер Траст" Михаил Алтынов.

"Причиной для волнений может стать рост доходностей по длинным бумагам выше 8% и/или снижение, закрепление ценового индекса ОФЗ ниже отметки 139 пункта, - добавляет он. - Если это движение будет сопровождаться еще и активным ростом курса (доллара), то картинка перестанет быть томной".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники
•   UDFНовостиЭкономика ❯ Гособлигации России посыпались на ожиданиях новых санкций