Удастся ли заместить функции государства саморегулированием бизнеса?

Thinktanks.by
30 ноября 2017, 07:59
На сегодняшний день белорусские власти отказались от централизованного подхода к саморегулированию бизнеса. Вероятно, оно будет внедряться на отраслевом уровне.

Об этом в ходе презентации исследования «Саморегулирование бизнеса на примере рекламной деятельности: от декларации к реализации» заявил административный директор дискуссионно-аналитического сообщества «Либеральный клуб» Никита Беляев.

Данная тема актуализировалась не случайно. Подписанный 23 ноября Александром Лукашенко декрет «О развитии предпринимательства» дал «зеленый свет» саморегулированию в Беларуси. Речь идет о том, чтобы предоставить возможность бизнесу самостоятельно разрабатывать внутриотраслевые стандарты и правила, а в перспективе – передать ему часть функций государства по регулированию рынка.

То есть, как пояснил Никита Беляев, саморегулирование – это система, направленная на замещение части государственных функций по регулированию и контролю различных сфер предпринимательской деятельности специальными организациями – СРО (саморегулирующая организация), либо на повышение эффективности регулирования какой-либо конкретной отрасли предпринимательства в формате сорегулирования (совместного регулирования отрасли бизнесом и государством).

По словам автора исследования, саморегулирование уже действует в отдельных отраслях в России и Казахстане. Но и там есть сложности с его продвижением. В частности, есть проблемы с заинтересованностью в саморегулировании как у госорганов, так и у бизнеса.

Белорусская же проблематика в данной сфере более обширна. В частности, в нашей стране искажено понимание саморегулирования, не изучена готовность отраслей бизнеса к данному процессу, белорусским законодательством не предусмотрена процедура инициации саморегулирования со стороны предпринимателей, а также не проработан ряд других вопросов.

В этой связи, по словам Никиты Беляева, в результате исследования были сделаны выводы, согласно которым, учитывая сложившиеся условия внедрения саморегулирования в Беларуси, возможно говорить лишь о директивном методе ее инициации. Кроме того, необходима разработка и реализация ряда подготовительных мер, способных направить процесс имплементации саморегулирования в нужном направлении.

Как отметил Никита Беляев, в Беларуси имеет смысл отказаться от стандартизированной в пользу отраслевой модели внедрения саморегулирующей организации. При этом отраслевое развитие саморегулирования следует развивать в рамках этической модели. Данная модель предполагает, что саморегулирующими организациями осуществляются функции по разработке этических норм и стандартов ведения бизнеса в отрасли и контролю за их выполнением. По мнению автора исследования, данная модель – самая эффективная.

Никита Беляев также озвучил ряд рекомендаций по внедрению саморегулирования.

Участвовавший в презентации депутат Палаты представителей Валерий Бороденя поинтересовался, кто и за какие средства это все будет внедрять. Но, похоже, ответ на данный вопрос будет еще досконально конкретизироваться в перспективе.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники
•   UDFНовостиЭкономика ❯ Удастся ли заместить функции государства саморегулированием бизнеса?