Forbes услышал в Беларуси биение предпринимательского сердца


21 мая 2018, 10:53
Макет китайско-белорусского индустриального парка «Великий камень». Фото: Сергей Гапон/AFP/Getty Images
Forbes опубликовал 16 мая статью под названием «В Беларуси все сильнее слышен ритм предпринимательского сердца».

Belmir.by перевел материал, автор которого – Том Пост.

«Беларусь? Это где конкретно, и зачем ты туда едешь?» Вот что спросили мои друзья из США, когда я сказал им, что собираюсь пробыть несколько дней в Минске.

А далее им стало интересно, зачем кому-то ехать в такое холодное место зимой – к тому же в мрачную постсоветскую страну, закрытое общество?

Но реальность имеет куда больше нюансов и полутонов, нежели стереотипы. В Минске действительно прохладно, однако люди здесь теплые и открытые.

В городе архитектура сталинской эры, ведь большая часть его была разрушена нацистами, но здесь красивые площади, правительственные здания и объекты торговых сетей.

И да, Беларусь – автократия. Но Александр Лукашенко поставил перед собой задачу создать частную экономику, свободную от гиперконтроля.

«Главное, что мы просим от государства – не вмешиваться», – говорит директор компании «Регула», производящей приборы для проверки подлинности документов, денег и ценных бумаг, Иван Шумский.

Лукашенко поощряет предпринимательство. В 2015-м он создал экономически защищенную гавань в виде Парка высоких технологий.

Сегодня примерно 200 здешних компаний, 80 процентов которых из сферы ИТ, генерируют доход в 887 млн евро и им не надо платить налог на прибыль и НДС.

Более 32 тысяч сотрудников парка зарабатывают в среднем 1 623 евро в месяц, что в 5 раз больше средней белорусской зарплаты, и платят подоходный налог на 30 процентов меньше.

В основном их работа заключается в аутсорсинге для европейских и американских корпораций. Страна просто вынуждена быть открытой.

Недавно Лукашенко подписал еще один декрет, легализующий смарт-контракты, криптовалюты и ICO. В итоге из-за наплыва заявок в ПВТ к концу года может оказаться уже 300 компаний. А в виде ICO у бизнеса появился новый источник финансирования.

Смогут ли только эти преобразования сильно повлиять на экономику Беларуси? Не скоро. ИТ-сектор отвечает сейчас лишь за 5 процентов ВВП и 3,25 процента общего экспорта.

Замдиректора ПВТ Александр Мартинкевич любит ссылаться на тех, кто достиг успеха: EPAM Systems, Viber Media, MSQRD и AIMatter. Но большинство стартапов – небольшие компании.

И все же они впечатляют. Такие, как Juno, конкурирующая при помощи уникальной стратегии с Uber и Lyft в Нью-Йорке, или Synesis, с ее прорывной платформой распознавания лиц и необычными играми.

Однако главные двигатели экономики – по-прежнему в реальном секторе: нефть, нефтехимия, металлы, табак, продукты питания, напитки и так далее.

На самом деле, это приводит нас к еще одному замечательному примеру предпринимательства – индустриальному парку «Великий камень».

Не все белорусы, не говоря уже об иностранцах, слышали об этом гигантском, на миллиарды долларов, совместном проекте Беларуси и Китая, который владеет долей в 68 процентов.

На площади в 91 квадратный километр расположена самая большая в стране СЭЗ с резидентами из сферы электроники, химии, биомедицины, новых материалов и инженерии. Они не платят налог на прибыль, недвижимость, землю и таможенный сбор на импорт оборудования.

Первая очередь принесла сюда новые трассы, железнодорожные пути и электростанции, здесь повсюду высятся краны и новые здания.

К 2020-му парк будет насчитывать 100 крупных компаний из Китая, Беларуси, Германии, России, Австралии, США и других стран, производящих товаров и услуг на миллиарды долларов ежегодно.

Один из резидентов, например, – IPG Photonics из Оксфорда, Массачусетс, производящее волоконные лазеры и усилители.

Парк не только хочет стать элементом китайского Шелкового пути, простирающегося вплоть до Германии, – он надеется заново открыть промышленное производство, используя самые современные технологии.

«Великий камень» – детище одного из самых недооцененных предпринимателей, которых я когда-либо встречал.

Худощавый, мягкий в общении Кирилл Коротеев находится в должности первого заместителя гендиректора – титул, похожий на тот, что он носил еще будучи госчиновником.

Но у этого парня есть решительность и предвидение: в 2010-м он сумел убедить скептически настроенного Лукашенко.

Вырастет ли Беларусь в процветающую предпринимательскую экосистему? У нее есть для этого необходимые качества: хорошая система образования, отличная ИТ-база, мечтатели, готовые рискнуть всем и проиграть.

Возможно, здесь нет многочисленных источников капитала и разветвленной менторской сети. Но в Беларуси вместо этого есть кое-что другое.

Что-то, что я увидел в каждом бизнесмене, официантке, оперном певце и в Юрии, нашем гиде по Национальной библиотеке, – горячее сердце».
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники
•   UDFНовостиЭкономика ❯ Forbes услышал в Беларуси биение предпринимательского сердца