От табачного рынка Беларуси может остаться лишь пепел

Татьяна Демидова, Ежедневник
13 февраля 2019, 08:49
Если ставки акцизов на сигареты в Беларуси будут гармонизированы с российскими, стоимость табачной продукции увеличится до 2,5 раз. В такой ситуации нынешний полностью "белый" рынок может быть поглощен "серым", полагают эксперты.

Тема акцизов на табачную продукцию не теряет своей актуальности. Как известно, табачный вопрос – один из краеугольных в продолжающихся белорусско-российских переговорах, очередной раунд которых намечен на 13-е февраля. Требование российской стороны унифицировать налоговое законодательства, в том числе и в области акцизной политики, звучит все настойчивее.


Акциз – камень преткновения

Табак, как и энергоносители, всегда был камнем преткновения в белорусско-российских отношениях. Союзный договор предусматривал глубокую унификацию налогового законодательства, в том числе и в области акцизов на табак. Позже табачной темы коснулись при создании Таможенного союза и ЕАЭС. В общих чертах партнеры по интеграции договорились о приведении акцизных ставок к общему знаменателю, а также о создании единого рынка энергоносителей. Нефть и газ стали своего рода рычагом давления в данном вопросе. В последующем Россия неоднократно непрозрачно намекала на необходимость выполнения обязательств по табаку в обмен на приемлемые условия поставки энергоносителей. Соседи настаивали на более стремительной динамике повышения акцизных ставок на табачную продукцию. Но белорусской стороне удавалось отстаивать свою позицию. Впрочем, внутренние оппоненты не дремали: в 2010-х годах сформировалась группа представителей госорганов, выступающих за жесткие подходы к повышению акцизов.

За дорогие сигареты традиционно выступало Министерство здравоохранения, ссылаясь на позицию и рекомендации ВОЗ. Вторым драйвером роста акцизов являлось Министерство финансов. Минфин некогда неоднократно выступал инициатором кардинального повышения акцизов на дешевые марки сигарет. Табачники героически отбивались, аргументируя свою позицию в том числе и результатами социологических исследований. Значительная часть респондентов высказалась однозначно: курить меньше потребители табака не собираются, однако дорогие сигареты им не по карману. На сегодняшний день 60-70% продаж составляют сигареты нижней ценовой категории. Напрашивается вывод: если при наличии соответствующего экономического стимула на рынке табака появится «серый» сегмент, большая часть белорусских курильщиков воспользуется услугами нелегальных торговцев.

Надо сказать, что истеблишмент к выкладкам «партии» дорогих сигарет даже несколько прислушивался. В конце концов, акциз – одна из самых надежных фискальных статей. Но осторожно относиться к ценам на никотин заставила «алкогольная история». В тех же 2010-х с целью подлатать дыры в казне так повысили ставку акцизов на спиртное, что покупательская способность упала ниже некуда. И совсем добили отрасль, переведя ее на уплату НДС по факту отгрузки. Словом, «оборотка» ЛВЗ очень быстро оказалась в бюджете. Но радость была недолгой. Белорусские «винокурни» экономически почти легли. И не последнюю роль здесь сыграл пресловутый «серый» рынок. Официальные продажи катастрофически упали. Продукции наших заводов сложно было конкурировать с недорогими российскими суррогатами. В начале 2010-х силовики оценивали емкость теневого рынка алкоголя в 300 млн долларов ежегодно.

На фоне этой арифметики дополнительные доходы бюджета в 2012-2013 годах можно считать пирровой победой. И если некогда ЛВЗ были надежным партнером государства в деле меценатства, то в последние несколько лет у них с трудом хватает средств на текущую деятельность.

Все опомнились в августе 2015 года после разгромного совещания у президента. В результате вернули прежние условия уплаты НДС и заморозили акцизы. Но от катаклизма ликеро-водочная отрасль толком не может оправиться до сих пор.

В том же 2015 году поутихли и страсти вокруг табака внутри страны. Однако российская сторона не оставляла попыток сравнять акцизы на недорогие сигареты. В конце прошлого года в связи с табачной темой опять прозвучал основной аргумент соседей касательно условий доступа на рынок энергоносителей. В рамках ЕАЭС в сентябре на уровне вице-премьеров двух стран была достигнута договоренность о подписании соглашения, которое предусматривает обязательство со стороны Беларуси поднять к 2024 году ставку акциза до 35 евро за тысячу сигарет (для дешевых белорусских марок - рост почти в четыре раза). Окончательно документ еще не подписан. В кулуарах, между тем, ходят слухи, что Россия заняла очень жесткую позицию и требует от белорусской стороны приступить к пересмотру акцизной политики немедленно.

Впрочем, кроме ЕАЭС, этот же вопрос может (видимо, и будет) рассматриваться в рамках Союзного государства лидерами двух стран. Не исключено, что накануне Дня влюбленных появится какая-то определенность.

К слову, одна из претензий высоких российских чиновников к белорусской стороне - нелегальный оборот наших дешевых папирос на российском рынке. Почему всех собак за «серый» рынок табака повесили на Беларусь – отдельная история.


Транснациональный синдром

Табачные трения – вопрос не только акцизной политики, но принципиально противоположных подходов Беларуси и России к развитию отрасли. У соседей все табачные фабрики были лихо приватизированы еще в 90-е. Уже в 2000-х рынок консолидировался, пришли транснациональные компании, и независимым производителям пришлось либо продать им свои активы, либо уйти, не выдержав конкуренции. Сегодня в России практически 100% табачного производства приходится на международные корпорации.

Никотиновый бизнес – один из самых жестких. Его крупные игроки чрезмерной щепетильностью не отличаются. Выход «большой четверки» (речь о четырех крупнейших мировых производителях табачной продукции) на Европейский континент сопровождался множеством скандалов. Не будем вдаваться в подробности, но люди, ворочающие десятками миллиардов долларов, «решать вопросы» умеют. Как охарактеризовать инструментарий – лоббизм или коррупция – не суть важно. Но факт остается фактом: свой интерес международная табачная индустрия продавливает настойчиво. Даже на цивилизованных западных рынках. А что уж говорить про либеральную Россию…

Международные компании – космополиты по своей сути. И неутешительная ситуация на конкретно взятом региональном или национальном рынке, даже если он деградирует, может являться фактором прибыли в других регионах. Так вот одним из инициаторов повышения фискальной нагрузки у соседей были именно международные компании. Да, у каждого из них в портфеле есть больше сотни разных брендов. В том числе региональные и международные недорогие торговые марки. Но их функция сводится к промоушену: заманить потребителя, привязать его к конкретному производителю, а потом - заставить перейти на маржинальные крутые бренды. Один из методов воздействия – повышение акцизов, в результате чего ценовая разница между «ширпотребовскими» и «топовыми» торговыми марками становится несущественной. Покупателю фактически не остается выбора. Этот механизм в свое время отрабатывался на Западной и Восточной Европе и к моменту выхода транснационалов на постсоветское пространство технология была отточена до мелочей.

Правда, совсем красиво жить крупным компаниям мешает Китай, страна с развитой табачной индустрией и умеющая защищать свои интересы. На китайский рынок транснациональных гигантов пустили, но с условием: сколько продали в стране, столько и экспортировали. Не очень интересная схема для «хозяев мира». Но проблема не только в этом. Китай стал одним из основных источников дешевых контрабандных сигарет для дорогой Европы. Коренные европейцы – народ в массе своей законопослушный. Но когда в Берлине пачка сигарет стоит почти 6 евро, а в Лондоне - в среднем около 10 евро, тут не до высоких материй. Под такими экономическими тисками приобретать никотин из-под полы, пусть и в ущерб интересам государства, не считают зазорным ни немцы, ни англичане. Вот он результат повышения акцизов без учета покупательской способности.

Для борьбы с контрабандой крупные мировые производители табака решили пожертвовать российским рынком. По доходности он принципиально отличается от европейского. Потребителей меньше и цены ниже. Но за счет повышения цен через рост акцизов можно создать «серый» рынок, который пылесосом втянет хотя бы часть нелегального табака из азиатского региона. Европе меньше достанется.

Примечательно, что идею повышения акцизов на табак в России внедрили под эгидой борьбы за здоровый образ жизни. В 2002 году была установлена ставка акциза за тысячу сигарет 2 евро, к 2014-ому она взлетела до 20 евро, а в 2018 равнялась уже 31 евро. Такими же темпами рос и нелегальный рынок. Сегодня, по оценкам экспертов, он составляет 22 млрд штук, или около 8,5% от общего объема табачной продукции. И тренд - только на увеличение.

Беларусь пошла другим путем. Костяк табачной индустрии - Гродненскую табачную фабрику «Неман» - оставили в собственности государства. Транснациональные корпорации на рынок пустили. Но Национальные торговые марки защитили. Продукцию разбили на 4 группы. Три группы сигарет с фильтром разделили по ценовому критерию, в четвертую группу вошли папиросы и сигареты без фильтра. Для каждой группы был установлен свой уровень акцизов по понятному принципу: чем дешевле продукция, тем ниже ставки. В результате к 2009 году удалось полностью победить нелегальный рынок. А ведь еще в 2002-м он составлял 29,8% от общего объема продукции, в 2005-ом – 27,7%, а в 2008-м этот показатель снизился до 2,2%.

По традиции Беларусь внимательно слушала и международных экспертов, и ВОЗ, и прочие организации, но решения принимала исходя из своих национальных интересов. Сегодня в продаже достаточное количество доступных для населения сигарет национальных торговых марок и собственного же производства. Доходы от индустрии выросли. Рынок стал совершенно «белым». При этом динамика снижения потребления сигарет в стране не хуже, чем в других государствах, особенно в части подросткового курения. Легальные продавцы обязаны выполнять правила торговли данным товаром, чего не скажешь о контрабандистах.

Словом, для мировой табачной индустрии Беларусь со своим опытом как кость в горле. В мире – единицы государств, которые сохранили независимое табачное производство. Все наши соседи живут согласно мировым трендам и полностью попали под влияние транснациональных корпораций. Неудивительно, что кое-кого откровенно пугает перспектива превращения белорусской модели регулирования табачного рынка в пример для подражания.

Кстати говоря, предлагал же депутат Государственной Думы России Олег Нилов года три назад унифицировать табачное законодательство в ЕАЭС и за основу взять белорусский сценарий. То есть, возродить в России национальную табачную индустрию под государственным крылом: построить новые заводы либо выкупить у иностранцев уже имеющиеся мощности. Из-за активной позиции оппонентов конструктивный проект народного избранника до широкого обсуждения не дошел. Но попытка «бучи» на законодательном уровне стала своего рода сигнальной ракетой для сторонников поглощения отрасли мировыми гигантами: с белорусским табачным рынком надо что-то решать. Или, того и гляди, импортируют в Москву государственный подход к решению проблем.

Тут же активизировалась компания информационного давления. О белорусской контрабанде табака на российском рынке не кричали разве что утюги. Несомненно, предприимчивые жители приграничных районов приторговывают ходовым товаром. Но в общей массе нелегальной продукции, распространяемой по необъятным российским просторам, их «вклад» - капля в море. Тем не менее, разоблачители, напрямую или опосредованно связанные с транснациональными корпорациями, акцентировали внимание именно на белорусском направлении, скромно умалчивая, что в «серой» зоне вращается, прежде всего, продукция восточноазиатского, ближневосточного и собственно российского происхождения. В последние год-два к этим каналам добавились «поставки» из восточных регионов Украины. Благо, граница с ДНР и ЛНР открыта. И, кстати говоря, до 70% «серых» продаж приходится на контрафакт. Подделывают и упаковку, и даже акцизные марки. И весьма умело. Другими словам, если на безакцизной пачке написано «Фэст» или «Минск», - далеко не факт, что ее выпустили в Гродно.


Здравый смысл или теневой рынок?

«Сдавать» табачную индустрию Беларуси нет никакого резона. В прошлом году только Гродненская табачная фабрика перечислила в казну около 500 млн долларов налогов. Если отрасль будет развиваться, то ГТФ через пятилетку способна преодолеть планку в миллиард долларов.

Теперь смоделируем ситуацию: мы пошли по российскому пути. На дешевые сигареты акциз, напомним, поднимется в четыре раза. Возможно, и больше. А это – плюс 40-50 евроцентов на пачку. Прибавим НДС и торговую наценку. Словом, стоимость пачки на полке в нижнем сегменте вырастет рубля на полтора, а то и выше – в среднем где-то до 2,7 рублей. Дороговато для кошельков белорусов? Несомненно. Ситуацией тут же воспользуются подпольные торговцы. И клиенты у них найдутся. В свое время по табачной теме провел исследование Институт социологии НАН. По данным социологов, почти половина опрошенных заявили, что в прошлом имели опыт приобретения сигарет без акцизных марок. А большинство курильщиков честно признались: при подорожании табачных изделий будут искать более дешевые варианты их приобретения.

Раскладываемый россиянами акцизно-табачный «пасьянс» повторяет в общих чертах модель рынка 90-х. И если он сложится, то логично предположить, что основной потребитель табачной продукции уйдет на теневой рынок. Представим, что официальные продажи табака снизятся наполовину, а то и больше. Соответственно, налоговые поступления сократятся на пару-тройку миллионов долларов. Теоретически остается экспорт. Но, как показывает практика, когда производители теряют внутренний рынок, у них не хватает ресурсов для освоения внешнего контура, который и так контролируется транснациональными компаниями. В условиях сокращения производства растет себестоимость единицы продукции. За счет чего противостоять конкурентам? Словом, выгода от унификации весьма сомнительна, а вот потери вполне реальны. Кстати, от той же таможенной интеграции ожидали много, а на деле благодаря заградительным пошлинам, инициированным российскими производителями, получили дорогие автомобили западной сборки. Может, пора запасаться пока еще доступным табачком?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники
•   UDFНовостиЭкономика ❯ От табачного рынка Беларуси может остаться лишь пепел