Как купить доверие к рублю

Леонид Фридкин, БелГазета
17 января 2020, 09:02
После ураганов инфляции, волн девальвации, множественности курсов, бартеризации и прочих потрясений вера в рубль восстанавливается с трудом. Фото: svaboda.org
Новый год финансовые власти страны встретили эпохальным документом - Стратегией повышения доверия к национальной валюте до 2035г. Ставится принципиальная задача: убедить население в том, что белорусский рубль надежно и безоговорочно выполняет все функции денег.

Таким образом, цель стратегии - создать условия, чтобы рубль мог служить мерой стоимости, средством обращения, платежа, накопления и сбережения, был хотя бы ограниченно конвертируемым. Кое-что уже существует, но в целом доверять национальной валюте не так-то просто. После ураганов инфляции, волн девальвации, множественности курсов, бартеризации и прочих потрясений вера в рубль восстанавливается с трудом.


ПОСЕЯВШИЕ ДОЛЛАРИЗАЦИЮ

Трудно отвыкать от многолетней привычки автоматически переводить в у.е. свои зарплаты и цены (по крайней мере на товары повседневного спроса) и ценить рубль как один из главных атрибутов суверенитета страны. Долларизация сбережений и обязательств в экономике по-прежнему велика, некоторые расчеты между резидентами ведутся в валюте, цены и тарифы, часть налоговых и арендных платежей номинируются в долларах или евро.

Остается и главная угроза - высокие инфляционные и девальвационные ожидания. Свою роль в этом сыграла многолетняя монетарная политика властей, накачивавших необеспеченными деньгами экономику в надежде обеспечить ее рост. При этом основными ресурсами были банковские кредиты и внешние займы, преимущественно государственные, а государство продолжает доминировать в ряде отраслей, мешая развивать фондовый рынок. Так что для населения и бизнеса иностранная валюта всегда была наиболее доступным, понятным и надежным финансовым инструментом на все случаи жизни.

Между тем, собственные возможности экономики страны по финансированию инвестиций с начала 2000-х гг. составляли в среднем около 16-17% ВВП, при удачной конъюнктуре - около 20%. Однако инвестиции в среднем составляли 25% ВВП, а в 2008-11гг. и 2012-14гг. доходили до 30% ВВП. Авторы стратегии честно признают, что долгое время положение спасал «особый режим» поступления в Беларусь топливно-энергетических ресурсов из России. Но с 2007г. влияние этого фактора стало снижаться. Недостаток средств компенсировался, как правило, эмиссией. Внутренний дисбаланс вместе с внешними шоками привел к каскаду девальваций. В 2009г. белорусский рубль обесценился к доллару США на 30%, в 2011-м - в 2,8 раза, 2015-м - на 56%, теряя не только «вес», но и способность исполнять функции денег, а заодно - доверие к себе. На пике долларизации к 1 января 2016г. доля рублей в общем объеме широкой денежной массы составляла всего 27,7%.


ВРЕМЯ СОБИРАТЬ РУБЛИ

Теперь власти пытаются исправить положение. Определенных успехов удалось добиться. Главными приоритетами правительства и Нацбанка стали ценовая стабильность и макроэкономическая сбалансированность. С одной стороны, для экономической модели, основанной на внутренних инвестициях, доверие к национальной валюте является жизненно важным. С другой, долларизация сбережений и долгов значительно снижает устойчивость к внешним шокам и генерирует риски для финансовой стабильности страны. А потому снижения степени долларизации широкой денежной массы к 1 января 2019г. до 60% недостаточно. Теперь установлен ориентир 80%.

В основу стратегии восстановления доверия к рублю и в целом к экономической политике государства предлагается положить следующие направления:

• формирование бизнес-среды, основанной на верховенстве закона и правилах рыночной конкуренции;

• обеспечение защиты частной собственности и обеспечение равенства всех форм собственности;

• внедрение принципов и поведенческих норм, основанных на открытости и прозрачности процессов принятия и реализации государственной экономической политики, активных коммуникаций органов госуправления.

По сути, это основные цели тех самых институциональных реформ, на проведение которых власти не решаются все последние 20 лет.


НЕ КОРЫСТИ РАДИ

На этом фоне куда менее эффектно выглядят планы перейти к 2021г. к режиму инфляционного таргетирования, существенно снизить в ближайшие два-три года уровень монополизма в экономике и даже полностью исключить региональные ограничения по движению товаров и услуг внутри страны (оказывается, они существуют). Одновременно есть намерение улучшить макропруденциальное регулирование, надзор и инфраструктуру на финансовом рынке, функционирование платежной системы.

Предполагается ежегодно снижать госдолг (который сейчас на 97% валютный) за счет ограничения связанных и несвязанных государственных заимствований. Их ежегодный объем не должен превышать 75% годовой потребности в погашении госдолга.

Важное новшество - возобновление покупки Минфином валюты за рубли, аккумулируемые в бюджете, на внутреннем валютном рынке. Это довольно спорный инструмент, но авторы стратегии считают его оправданным.

Обеспечить диверсификацию источников финансирования экономики предлагается за счет развития фондового и страхового рынка, рынка небанковских финансовых и микрофинансовых организаций, инвестиционных и венчурных фондов. Обещают создать механизмы хеджирования валютных рисков, в т.ч. с использованием производных финансовых инструментов. Этой теме в стратегии отведена целая глава. Причем выглядит она весьма неубедительно. Казалось бы, есть все необходимое для создания рынка хеджирования валютных рисков, а его все равно нет.

Впрочем, и многие другие намерения неоднократно звучали в разных программах и стратегиях. Но до дела никак не доходило, хотя проблема валютных и кредитных рисков существует давно.



Заманчиво выглядит идея стимулировать развитие коллективного инвестирования с помощью освобождения на пять лет доходов по инвестиционным операциям инвестфондов и их инвесторов, вывести на рынок новые виды корпоративных и государственных рублевых облигаций.

Столь же не ново намерение реализовать меры по оздоровлению госпредприятий, установить жесткую финансовую дисциплину для экономически несостоятельных и неэффективных организаций. Банкротов планируется своевременно выводить с рынка и передавать их активы более эффективным рыночным субъектам. Для этого предлагается завершить работу по изменению законодательства о банкротстве (которая до неприличия затянулась) и максимально адаптировать национальные стандарты бухучета к нормам МСФО. Интересно, значит ли это, что чиновники готовы отказаться от манипуляций с амортизацией, курсовыми разницами и т.п., регулярно устанавливаемых указами и постановлениями?

Важное место в стратегии занимают меры, направленные на восстановление функций рубля как средства сбережения и меры стоимости. При этом «кнут» явно перевешивает «пряники». С одной стороны, обещается дать всем экономическим агентам свободный доступ к иностранной валюте. С другой стороны, будут и далее ограничиваться возможности ее использования во внутренних расчетах, а номинирование цен, тарифов, страховых и других платежей в иностранной валюте будет искореняться. Пример должны показать сами власти, отказавшись от установления ставок налогов, арендной платы и тарифов в СКВ. В придачу все показатели будут сообщаться публике только в рублях.

Самый эффектный момент в стратегии - предложение договориться с Россией о прекращении расчетов в иностранной валюте на территории Беларуси между резидентами за природный газ. Впрочем, россиян скорее больше интересует расширение сферы применения российского рубля, чем нашего. А там рукой подать и до единой валюты Союзного государства - о которой, по слухам, говорится в таинственной 31-й «дорожной карте» углубленной интеграции.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники
•   UDFНовостиЭкономика ❯ Как купить доверие к рублю