Две трети предприятий могут не протянуть до июля
Иллюстративное фото
В интервью в рамках проекта «Открытый диалог» о первых результатах исследования рассказал старший научный сотрудник BEROC Родион Морозов.
— Каковы ваши первые впечатления от опроса?
— Бизнес активно откликается, за два дня мы собрали 55 анкет. У бизнеса есть четкое представление о проблемах и способах их решения. Предприниматели готовы участвовать в решении возникающих проблем, но, к сожалению, большинство из них не представляют, как они могут влиять на тех, от кого эти решения зависят. В Беларуси нет мощных бизнес-ассоциаций, которые представляли бы интересы определенных отраслей. А небольшие отраслевые ассоциации не настолько влиятельны, чтобы лоббировать свои интересы в напряженных и быстро меняющихся условиях. Поэтому бизнес рассчитывает, что в раскрытии и решении проблем помогут исследователи и журналисты.
— О каких проблемах сегодня заявляют компании?
— Самая частая — падение спроса на внутреннем рынке. Несмотря на то что карантина нет и никто не запрещает ходить в рестораны и магазины, спрос падает. Более 80 % опрошенных нами предпринимателей столкнулись с этим еще в марте. Страдают крупные устойчивые предприятия в сфере оптовой и розничной торговли, а также услуг. Падение спроса говорит о том, что население серьезно отнеслось и к эпидемии, и к экономическим проблемам — люди научены предыдущими кризисами, они ощущают, что ситуация быстро не улучшится, поэтому сокращают траты.
Еще одна важная проблема, о которой заявляет бизнес, — сохранение арендной платы и налоговых платежей на прежнем уровне при значительном сокращении или остановке деятельности. Получается, что выручка серьезно просела, а за аренду и налоги приходится платить, как и раньше.
— Как предприятия реагируют на эти вызовы?
— В первую очередь оптимизируют затраты. И хотя стараются пока не увольнять людей, 49 % перевели сотрудников на неполный рабочий день, 40 % сократили зарплаты и премии, а 25 % отправили сотрудников в неоплачиваемые отпуска. (Поскольку одно и то же предприятие может одновременно принимать разные меры, суммарно получается больше 100 %. — О. Т.)
Еще одна важная стратегия противодействия кризисным явлениям — формирование новых бизнес-моделей, перестройка бизнеса, поиск новых ниш, чтобы не увольнять людей. Более трети опрошенных предприятий пытаются экспериментировать. Задача государства и бизнес-ассоциаций — помочь предприятиям перестроиться и встать на этот путь.
– В чем может заключаться первая помощь?
— Согласно опросу, временная отмена арендной платы или ее субсидирование позволило бы на треть увеличить число предприятий, которым хватит «подушки безопасности», чтобы продержаться больше трех месяцев. В целом при отсутствии мер поддержки со стороны государства две трети предприятий не протянут до июля.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники