Две трети предприятий могут не протянуть до июля

Ольга Томашевская, "Белорусы и рынок"
22 апреля 2020, 15:59
Иллюстративное фото
Для изучения проблем, с которыми предприятия столкнулись в кризис, и путей их решения Центр экономических исследований BEROC провел опрос представителей бизнеса. На первом этапе в нем приняли участие руководители и собственники 55 белорусских компаний.

В интервью в рамках проекта «Открытый диалог» о первых результатах исследования рассказал старший научный сотрудник BEROC Родион Морозов.

— Каковы ваши первые впечатления от опроса?

— Бизнес активно откликается, за два дня мы собрали 55 анкет. У бизнеса есть четкое представление о проблемах и способах их решения. Предприниматели готовы участвовать в решении возникающих проблем, но, к сожалению, большинство из них не представляют, как они могут влиять на тех, от кого эти решения зависят. В Беларуси нет мощных бизнес-ассоциаций, которые представляли бы интересы определенных отраслей. А небольшие отраслевые ассоциации не настолько влиятельны, чтобы лоббировать свои интересы в напряженных и быстро меняющихся условиях. Поэтому бизнес рассчитывает, что в раскрытии и решении проблем помогут исследователи и журналисты.

— О каких проблемах сегодня заявляют компании?

— Самая частая — падение спроса на внутреннем рынке. Несмотря на то что карантина нет и никто не запрещает ходить в рестораны и магазины, спрос падает. Более 80 % опрошенных нами предпринимателей столкнулись с этим еще в марте. Страдают крупные устойчивые предприятия в сфере оптовой и розничной торговли, а также услуг. Падение спроса говорит о том, что население серьезно отнеслось и к эпидемии, и к экономическим проблемам — люди научены предыдущими кризисами, они ощущают, что ситуация быстро не улучшится, поэтому сокращают траты.


Еще одна важная проблема, о которой заявляет бизнес, — сохранение арендной платы и налоговых платежей на прежнем уровне при значительном сокращении или остановке деятельности. Получается, что выручка серьезно просела, а за аренду и налоги приходится платить, как и раньше.

— Как предприятия реагируют на эти вызовы?

— В первую очередь опти­мизируют затраты. И хотя стараются пока не увольнять людей, 49 % перевели сотрудников на неполный рабочий день, 40 % сократили зарплаты и премии, а 25 % отправили сотрудников в неоплачиваемые отпуска. (Поскольку одно и то же пред­приятие может одновременно при­нимать разные меры, сум­марно получается больше 100 %. — О. Т.)

Еще одна важная стратегия противодействия кризисным явлениям — формирование новых бизнес-моделей, перестройка бизнеса, поиск новых ниш, чтобы не увольнять людей. Более трети опрошенных предприятий пытаются экспериментировать. Задача государства и бизнес-­ассоциаций — помочь предприятиям перестроиться и встать на этот путь.

– В чем может заключаться первая помощь?

— Согласно опросу, временная отмена арендной платы или ее субсидирование позволило бы на треть увеличить число предприятий, которым хватит «подушки безопасности», чтобы продержаться больше трех месяцев. В целом при отсутствии мер поддержки со стороны государства две трети предприятий не протянут до июля.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники

Новости других СМИ