Двойной удар: в России появились признаки начала банковского кризиса

Яна Милюкова, Forbes
23 апреля 2020, 12:02
Фото Артема Геодакяна / ТАСС
Кредитные бюро зафиксировали сокращение числа заявок от физлиц на новые кредиты, а ЦБ — рост числа заявок на реструктуризацию уже существующих кредитов. Сочетание этих двух факторов — удар по прибыли банков и признак начала кризиса в банковской сфере.

Что произошло. В первую декаду апреля число заявок на потребительские кредиты снизилось на 60% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, на автокредиты — на 90%, на ипотеку — на 44%, на микрокредиты — на 44%, посчитало Национальное бюро кредитных историй. Выдача новых кредитов наличными с 30 марта по 3 апреля сократилась примерно в 3,3 раза по сравнению аналогичным периодом марта, свидетельствуют данные Объединенного кредитного бюро.

Остановка получилась резкой. По данным Объединенного кредитного бюро, в первом квартале кредитование росло: банки выдали 3,95 млн кредитов наличными (+13% в годовом выражении) на 1,2 трлн рублей (+18%). В марте выросла и средняя сумма кредита — почти на 7% по сравнению с февралем, до 320 тысяч рублей. Всего в марте банки выдали почти 1,5 млн кредитов на 467 млрд рублей, свидетельствуют данные Объединенного кредитного бюро.


А в прошлую пятницу глава ЦБ Эльвира Набиуллина отчиталась о резком росте числа заявок на реструктуризацию кредитов. К 15 апреля заемщики подали более 585 000 обращений о реструктуризации, неделей назад она говорила о 107 000 обращений. Доля удовлетворенных заявок граждан возросла с 14 до 44%. «Это почти 200 000 кредитов, отказы — по 250 000 заявлений. По 135 000 заявлений банки еще не приняли решения», — сказала Набиуллина.

Почему это важно. «В целом уже сейчас можно говорить о начале развития кризисных явлений в банковской сфере. Год будет сложным во всех сегментах кредитования — и потребительском, и корпоративном», — сказал Forbes директор аналитической группы по финансовым организациям Fitch Антон Лопатин.

Совокупная долговая нагрузка россиян не очень высокая — около 15% ВВП, но в последние три года темпы роста кредитования превышали темпы роста ВВП, что создает риски для банков, предупреждает директор направления «Финансовые институты» S&P Global Ratings Сергей Вороненко.

Сильнее всего закредитованы заемщики с низкими доходами, банкам придется принимать дополнительные меры, чтобы предотвратить ухудшение качества своих активов, считает Вороненко.

Для потребителя это будет значить сокращение необеспеченного кредитования и ужесточение условий выдачи кредитов. Также банки будут реструктурировать кредитные портфели.

Почему замедляется кредитование. ОКБ и НБКИ объясняют провал тем, что прекратили работу многие торговые точки, а выдача кредитов в отделениях банках практически встала. Кроме того, банки ужесточили условия выдачи кредитов на фоне роста безработицы и сокращения зарплат, говорится в материалах ОКБ. Спад в кредитовании объясняется и реализацией части апрельского спроса в марте, считает руководитель направления банковских рейтингов агентства НКР Михаил Доронкин. Тогда отдельные заемщики решили обратиться за кредитами, опасаясь резкого роста цен на бытовую технику, электронику, товары для ремонта, автомобили.

В апреле на спрос на кредиты влияли уже социальное дистанцирование, меньшая экономическая активность и консервативный подход банков к оценке заемщиков. Впрочем, Fitch заметил снижение роста кредитов еще в феврале этого года, что объяснялось ужесточением условий выдачи кредитов со стороны банков и мер по снижению темпов роста со стороны ЦБ, говорит Лопатин.

В период сильной неопределенности и волатильности, как в марте, склонность населения к долгам существенно снижается, также как и аппетит к риску у банков, указывает Сергей Вороненко.


Что говорят банки?

Банки, предоставившие комментарии Forbes, тоже видят снижение числа заявок на потребительские кредиты, но только в отделениях. Заявки онлайн либо растут, либо остаются на прежнем уровне.

В Сбербанке с 30 марта сократилось число клиентов в отделениях, которые обращаются за потребкредитами, но дистанционный спрос на потребительские кредиты «находится на стабильно высоком уровне», заявил представитель банка.

В ВТБ тоже видят снижение числа клиентов в розничных отделениях и меньший объем выдачи потребительских кредитов оффлайн. Но доля онлайн-заявок на кредиты наличными выросла в два раза и в настоящее время превышает 60%.

С началом нерабочих дней поток заявок на кредиты наличными снизился в среднем на 20%, при этом доля кредитов, оформляемых онлайн, выросла в 2 раза — почти половина всех кредитов сейчас выдается в онлайн-каналах, сообщили в пресс-службе «Почта банка».

Снижение числа заявок на кредиты в банке «Хоум кредит» зафиксировали с середины прошлого месяца, сообщили Forbes в пресс-службе банка, при этом снижение в онлайн каналах было «менее выраженным», сообщили в пресс-службе.

Падение спроса на кредиты фиксируют и в Райффайзенбанке. «На самоизоляции клиенты совершают меньше крупных покупок, отказываются от ремонта, отпуска», — сказал руководитель управления кредитных рисков розничного сегмента Райффайзенбанка Алексей Крамарский.

В Райффайзенбанке также видят рост количества заявок на реструктуризацию. «Однако мы работаем в привычном режиме», — сказал Крамарский. Рост запросов на реструктуризацию в Сбербанке назвали «ожидаемым». «Мы всесторонне рассматриваем каждую заявку клиента и, в случае несоответствия требованиям закона, предлагаем клиенту воспользоваться гибкими программами помощи банка», — говорится в ответе банка. Глава ВТБ Андрей Костин в интервью РБК заявил, что банк ожидает наплыва запросов на реструктуризацию кредитов после майских праздников. Пока, по его словам, люди не могут понять, каким будет их доход в будущем и не знают, «сохранят ли они работу, когда они получат следующую зарплату и т.д».


Что ждет банковский сектор?

У банков в этом году будет снижаться норма прибыльности — не только за счет увеличения расходов на создание резервов по кредитам, но и за счет снижения выручки, считает Лопатин.

«Масштаб последствий для банков будет определяться продолжительностью воздействия коронавируса и снижения цен на энергоносители на российскую и мировую экономику», — сказал Михаил Полухин из АКРА. По оценке АКРА доля ссуд заемщиков, которые могут претендовать на получение отсрочки, в портфелях банков составит 5–10%.

Сегмент необеспеченного кредитования «может войти в фазу сильной коррекции к середине 2020 года», а розничные портфели банков замедлят рост в полтора-два раза — до 10-12% против 18,6% в 2019 году, предупреждает Вороненко.

Доля проблемных кредитов в розничном сегменте может составить около 8% от розничного портфеля, для сравнения — на конец 2019 года показатель равнялся 4,5%, сказал Вороненко. Расходы банковской системы на формирование резервов в розничном сегменте могут увеличиться до 4% от средних розничных портфелей, в 2019 году было около 1,5%. 2019 год был «очень хорошим годом с точки зрения кредитных потерь по рознице», добавил он.

В Райффайзенбанке не исключили, что после окончания периода самоизоляции спрос на кредиты может возобновиться.

А в «Почта банке» не исключают, что может сыграть отложенный спрос и будет резкий всплеск обращений клиентов за кредитами. В банке «Хоум кредит» заявили, что ситуация в апреле уже начинает стабилизироваться, в ВТБ заявили, что по сравнению с началом апреля отмечают восстановление спроса на ипотечное кредитование, а также и постепенное оживление продаж автокредитов.

Последние новости о панде
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники
•   UDFНовостиЭкономика ❯ Двойной удар: в России появились признаки начала банковского кризиса