Беларусь в поисках внешнего финансирования против COVID-19

Алесь Дубовский, БелГазета
12 мая 2020, 10:58
Фото: рисунок Василия Почицкого
Кроме помощи гуманитарной и безвозмездной есть и иная - возмездная и не вполне гуманитарная. Речь о кредитном финансировании - в первую очередь для испытывающего драматический шок здравоохранения, трещащей по швам социалки и столкнувшейся с разрывом производственно-сбытовых цепочек экономики. Это деньги, которые придется отдавать. Правда, кредитная заявка такого рода обычно предполагает щадящую ставку.

С правительствами разных стран в условиях одновременного наступления рецессии и пандемии происходит сейчас то, что лучше всего иллюстрирует набравшее на прошлой неделе популярность в соцсетях видео с министром юстиции Бельгии Коэном Гинсом. Нормальный бюрократ всегда все делает по регламенту и инструкции. Когда он сталкивается с ситуацией, которая в инструкциях не прописана, начинаются эксперименты методом тыка, каскад неверных решений в поисках верного. Бедняга Гинс перед тем, как погнать бельгийцев с карантина на работу, проинспектировал предприятие по пошиву масок и решил примерить одну из них. Сперва министр натянул маску на голову, как шапочку. При второй попытке получилась налобная повязка. При третьей - шоры на глаза. Наконец, маска заняла приличествующее ей положение на лице министра, который, судя по всему, никогда ее не носил. Когда значительная часть принимаемых решений оказывается ошибочной, нужно стремиться быстро их корректировать и не бояться выглядеть смешным.

Последнее дается нашим чиновникам сложно. Они плохо представляют, как живут обычные люди и как выглядят в их глазах действия госаппарата. Они не любят признавать ошибки. Они не умеют объяснять населению суть принимаемых мер. Зато бюджет у них с профицитом, а переговоры по кредитам ведутся почти непрерывно.


В СЕЙФАХ ВОСТОЧНОЙ ШВЕЙЦАРИИ


26 апреля в эфире белорусского ТВ появился первый вице-премьер Дмитрий Крутой, явно набирающий очки как динамичный антикризисный менеджер и переговорщик. Он взял на себя труд объяснить все, что не объяснили за предыдущие полтора месяца его коллеги, успокоить, проинформировать и т.п. За что ему большое человеческое и журналистское спасибо.

Один из ключевых месседжей телеинтервью - Беларусь встретила коронакризис, что называется, во всеоружии. «Я считаю, мы неплохо подготовились: у нас были максимальные ЗВР за всю историю страны, несколько лет был профицитный бюджет, и определенные валютные остатки у нас накоплены. Была взвешенная политика в отношении господдержки в последние годы. И это тоже определенным образом позволяло экономить деньги. Но на сегодняшний день ни один эксперт не понимает ни глубины, ни продолжительности кризиса. Поэтому какой-то прямой раздачи денег быть не может. Все наши меры, кроме прямой поддержки медицины и граждан, имеют косвенный характер», - отметил чиновник.

Насчет финансов Крутой прав: весь 2019г. страна напряженно готовилась к пику выплат по внешним долгам, которые теперь на фоне пандемии и рецессии можно попытаться рефинансировать или реструктуризировать. При всех тяготах I квартала 2020г. для экономики он был завершен с сократившимся внешним госдолгом. Правда, последняя (или, как сейчас модно говорить, «крайняя») девальвация нацвалюты имела одним из результатов рост внутреннего госдолга.

Справка «БелГазеты». По данным Минфина, госдолг на 1 апреля 2020г. составил BYN53,7 млрд, увеличившись с начала 2020г. на BYN8,9 млрд (+19,9%). Внешний госдолг на 1 апреля достиг $16,6 млрд, уменьшившись с начала года на $0,5 млрд, или на 2,9%. В январе-марте привлечены внешние госзаймы на сумму, эквивалентную $247,7 млн: $222,7 млн - правительства и банков РФ, $12,8 млн - Экспортно-импортного банка КНР, $8 млн - МБРР, $4,2 млн - ЕБРР и СИБ. Погашение внешнего госдолга в январе-марте 2020г. составило $504,9 млн: $221,6 млн - правительству РФ, $171,2 млн - банкам КНР, $88,3 млн - ЕФСР, $22 млн - МБРР, $1,3 млн - ЕБРР и СИБ, $0,5 млн - Товарно-кредитной корпорации США. Внутренний госдолг на 1 апреля 2020г. составил BYN10,4 млрд, увеличившись с начала года на BYN1,7 млрд (+19,1%).

Это далеко не весь позитив. Перефразируем известную пословицу: пока крепкий хозяйственник спит, бюджет исполняется с профицитом. В мире могут бушевать войны и пандемии, рушиться в тартарары финансовые рынки, дорожать гречка, лимон и имбирь, но нынешняя генерация госуправленцев даже в этих условиях работала, работает и будет работать на профицит республиканского бюджета. Можно сказать, что это и есть сегодняшняя формула белорусской стабильности - превышение доходов бюджета над его расходами.

Справка «БелГазеты». По данным Минфина, профицит бюджета в январе-марте 2020г. составил BYN0,2 млрд. Доходы составили BYN5,1 млрд, или 20,8% уточненного годового плана. Поступление НДС - BYN3,3 млрд (26,6% плана). Акцизы поступили в сумме BYN0,7 млрд (24,5%), доходы от ВЭД - BYN0,7 млрд (14,9%). Расходы бюджета составили BYN4,9 млрд, или 19,2% уточненного годового плана.
На общегосударственную деятельность направлено BYN1,9 млрд (17,5%), на финансирование экономики - BYN1,2 млрд (22%), социальную сферу - BYN4 млрд (21,7%). Профицит бюджета сектора госуправления за январь-март 2020г. сложился в сумме BYN0,3 млрд. Доходы составили BYN12,6 млрд (22,9% уточненного годового плана), расходы - BYN12,3 млрд (21,8%). Профицит бюджета ФСЗН составил BYN0,1 млрд (поступления - BYN4,2 млрд, расходы - BYN4,1 млрд). На 1 апреля задолженность по налогам и сборам составила BYN124,9 млн.


ФИНАЛЬНЫЙ ОТСЧЕТ: 3-4% ВВП


Увы, вопроса о заимствованиях это не снимает. Вот и первый вице-премьер Крутой 26 апреля сделал целый ряд сообщений, где наша страна ищет помощи и в каком размере.

Сначала о размере - в сумме у Крутого получилась кредитная заявка примерно на $2-2,5 млрд. Это адекватная цифра, хотя вряд ли она окажется достаточной - слишком многое под ударом и в экономике, и в социуме, и на внешних рынках. Список кредиторов известен: МВФ, Всемирный банк, Банк развития Китая, Европейский инвестиционный банк (ЕИБ), правительства и т. п.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ. ДМИТРИЙ КРУТОЙ, ПЕРВЫЙ ВИЦЕ-ПРЕМЬЕР:
«Идет еженедельная работа, чтобы постараться привлечь ресурсы, разгрузить бюджет, поддержать устойчивость нашего госдолга и возможность его рефинансирования в тех объемах, которые мы планировали в начале этого года. Если говорить о переговорах с МВФ, то в рамках нашей квоты это примерно $900 млн. Всемирный банк - это переговоры примерно на $300 млн, ЕИБ - тоже примерно $300 млн. Суммарно около $2-2,5 млрд мы сможем привлечь от внешних кредиторов. Это будет очень хорошая цифра».


Спору нет - цифра хорошая, реалистичная. 30 апреля вице-премьер добавил позитива, сообщив о переговорах в режиме видеоконференции с Азиатским банком инфраструктурных инвестиций (АБИИ).

Речь шла о поддержке двух системообразующих банков, о чем Крутой ранее уже просил вице-президента ЕБРР Алана Пию. Слово вице-премьеру: «Пока договорились с коллегами проработать выделение линии в размере $250 млн (первый транш) для «Беларусбанка» и $100 млн для Банка развития на поддержку компаний из наиболее пострадавших секторов». Понятно, что и «Беларусбанк», и Банк развития, скорее всего, подставят кредитное плечо госсектору, а не МСБ.

Тем не менее главную ставку Совмин, естественно, делает, на кредит в $900 млн от МВФ. В конце марта, когда история только начиналась, правительство уверяло, что вопрос решится к концу апреля. Эта статья пишется 2 мая, и на душе немного тревожно. Но Крутой и тут добавил определенности: «Они нам прислали свои запросные предложения по параметрам социально-экономического развития, бюджета, обслуживания государственного долга. Мы сейчас эти таблицы заполняем. По сути, идут технические консультации между экспертами. Сейчас нарабатываем те параметры обязательств, которые будут положены в письмо о намерениях». Будем надеяться, что фонд просто занят сейчас более проблемными заемщиками. Или ставит какие-то условия?

Справка «БелГазеты». Среди последних одобренных МВФ кредитов - $10,8 млрд Колумбии на борьбу с пандемией, $200 млн Грузии на те же цели, $643 млн Эквадору, $91 млн в рамках программы быстрого кредитования для Малави. Последние заявки на быстрое кредитование подали Демократическая Республика Конго, Афганистан, Панама и Коста-Рика.


ЕВРОПА СТАВИТ УСЛОВИЯ


А теперь об условиях. Наш неповторимый путь борьбы с COVID-19 уже сказался на чувствительном к гуманитарной тематике европейском внешнеполитическом векторе и соответственно на шансах РБ получить что-то во время пандемии от ЕС. Еще во второй декаде апреля Еврокомиссия (ЕК) сообщила, что не откроет границы ЕС для белорусов, пока коронавирусная статистика по РБ демонстрирует нынешнюю динамику. Собственно, в целом открываться сама Европа намерена не ранее осени.

29 апреля замгендиректора департамента ЕК по европолитике соседства и переговорам о расширении Катарина Матернова устроила Минску выволочку за действия в условиях пандемии: «Беларусь не предпринимала... мер для предотвращения распространения COVID-19.... Экспоненциальный рост количества случаев в Беларуси свидетельствует о том, что влияние [пандемии] на Беларусь будет очень большое». Тут все понятно: внутри ЕС жестко и крайне нелицеприятно критикуют Брюссель за безрукость и бессилие во время пандемии, поэтому логично перевести огонь критики на европериферию, где трактор, баня и субботник. Тем более, ВОЗ и ООН уже высказались, и ЕК просто присоединился к их оценкам.

30 апреля диалог с Европой не только ужесточился, но и был фактически переведен в денежную плоскость. Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель в интервью радио «Свобода» подтвердил заявление главы МИД РБ Владимира Макея о готовности Брюсселя выделить белорусской системе здравоохранения €60 млн. Но Боррель связал помощь с выполнением Минском рекомендаций ВОЗ: «На прошлой неделе я разговаривал с министром иностранных дел РБ г-ном Макеем. И я подчеркнул, что совместная работа в рамках многосторонней системы является наиболее эффективным способом реагирования на коронавирусный кризис. И я также знаю, что власти РБ уже тесно сотрудничают с ВОЗ, но также знаю, что нужно больше. Таким образом, я призываю власти Беларуси придерживаться рекомендаций ВОЗ».

По словам Бореля, при предоставлении помощи невозможно, чтобы страна-получатель «не выполняла рекомендаций, которые мы реализуем в наших странах и просим всех выполнять».

Жозеп Боррель не просто возглавляет дипломатию ЕС - это каталонский политик-социалист с огромным стажем, доктор наук, образованный человек. Трудно предположить, что человек с подобным бэкграундом не информирован о наиболее вероятной реакции президента РБ на оферту «объявишь карантин - получишь €60 млн». Вряд ли эта сумма способна произвести впечатление на главу государства с ВВП около $60 млрд, из-за своей позиции по пандемии рискующего в т.ч. собственным политическим будущим. У пристрастного наблюдателя может возникнуть глубоко субъективное и ошибочное ощущение, что даже в той обтекаемой формулировке, которая прозвучала в эфире, Боррель провоцировал Лукашенко на действия, обратные требуемым, - скажем, еще пару субботников. Конечно, это не так. Вероятно, таким образом верховный представитель евродипломатии намекал, почему Беларуси нет в числе приграничных стран ЕС, которым Брюссель выделил помощь для борьбы с пандемией 21 апреля.

Справка «БелГазеты». ЕК одобрила предоставлении пакета макрофинансовой помощи на €3 млрд 10 партнерам по политике расширения и соседства, «чтобы ограничить экономические последствия пандемии коронавируса»: Украине (€1,2 млрд), Албании (€180 млн), Боснии и Герцеговине (€250 млн), Грузии (€150 млн), Иордании (€200 млн), Косову (€100 млн), Молдавии (€100 млн), Черногории (€60 млн), Северной Македонии (€160 млн) и Тунису (€600 млн).
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники

Новости других СМИ