Почему занятость в Беларуси начала уходить в тень

Алина Машкова, Завтра твоей страны
25 мая 2020, 08:39
Фото с сайта zautra.by
От коронакризиса первыми страдают самые бедные группы населения. Бизнес вынужден идти на сокращение зарплат и штата. Правительство обещает повысить размер пособия для тех, кто окажется безработным, однако медлит с принятием этого решения.

Экономист Исследовательского центра ИПМ Глеб Шиманович отмечает, что среди основных проигравших от коронакризиса в Беларуси уже оказались самые уязвимые: чем беднее была группа населения, тем сильнее упали ее доходы. Это неполные и многодетные семьи, трудовые мигранты, работники, занятые частично или неформально.

Исследование Всемирного банка, Исследовательского центра ИПМ и BEROC показывает, что больше половины населения уже столкнулось со снижением доходов.

— Они существенно снизились у людей не занятых или частично занятых, в относительно малообеспеченных домохозяйствах с доходом менее 250 рублей на человека, — подчеркнул Глеб Щиманович во время дискуссии «Поднять целину. Как коронавирус повлиял на экономику Беларуси и что нужно сделать, чтобы прорваться», организованной Исследовательским центром ИПМ и фондом имени Конрада Аденауэра.

Пока основной шок принимают на себя жители крупных городов, поскольку именно в них больше развита сфера услуг, которая первой пострадала от кризиса.

Директор Исследовательского центра ИПМ Александр Чубрик во время дискуссии напомнил, что белорусы в кризис всегда легко находили работу в соседних странах — России и Польше.

— Думаю, важнейшим среднесрочным вызовом, который нас ожидает, будет ужесточение миграционной политики в других странах, – сказал Александр Чубрик. – Скорее всего, Россия и Польша будут ужесточать свою миграционную политику, и это означает, что люди из белорусских регионов поедут в города. И это серьезный вызов для политики развития городов.

Микробизнес уходит в тень — нет подушки безопасности


Частные предприятия сокращают работников и оптимизируют расходы на оплату труда быстрее, чем государственные.

В то же время подписанный президентом указ о поддержке экономики, по словам директора бизнес-союза предпринимателей и нанимателей имени Кунявского Жанны Тарасевич, пока компаниям помог не сильно. А в таких сферах, как торговля и пассажирские перевозки, микробизнес начал частично уходить в тень из-за отсутствия подушки безопасности и необходимости платить зарплаты и высокие социальные отчисления.

— Условно, работник работал на ставку, а стал работать на 0,25 либо был полностью уволен, но при этом продолжает работать и получать оплату «вчерную». Фактически наша занятость снова начала уходить в теневой рынок. Но это характерно именно для микроорганизаций и ИП, — пояснила во время дискуссии Жанна Тарасевич.

О том, что их доходы упали более чем на 20%, заявили во время опроса, проведенного BEROC и компанией MIA Research, 40% представителей ста микро-, малых и средних бизнесов, работающих в разных отраслях. Еще 38% отметили, что уменьшили расходы на оплату труда, а 25% — что им пришлось увольнять сотрудников.

— Но это первая волна шока, — предупреждает Глеб Шиманович. — И это не означает, что в более долгосрочной перспективе ситуация не поменяется. Воздействие шока на государственные предприятия в итоге может оказаться более значительным, чем на частные.


Пробелы, которые выявил кризис


Рынок труда ожидают непростые времена. И это вызов для системы социальной политики. В период кризиса должны работать так называемые автоматические стабилизаторы: пособия по безработице, пособия, связанные с тем, что человек оказался за чертой бедности. В условиях кризиса расходы по этим статьям резко увеличиваются.

— Но у нас данные инструменты социальной помощи не столь эффективны и не пользуются спросом среди населения, потому что размеры пособий достаточно низкие, а критерии их предоставления — жесткие, — отмечает Глеб Шиманович.

В марте средний размер пособия по безработице составил 28,96 рубля. В Минтруда уже давно говорят о необходимости его повышения. В то же время на финансирование мероприятий по занятости населения на 2020 год заложена сумма в 38 миллионов 977,6 тысячи рублей. Это меньше, чем на 2019 год, когда была запланирована сумма 41,8 миллиона и на 2018 год — 42,3 миллиона рублей.

В условиях кризиса правительство вынуждено модифицировать инструменты социальной помощи, чтобы они стали рабочими. Тем, кто окажется безработным во втором квартале этого года, правительство обещало увеличить пособие до бюджета прожиточного минимума (с 1 мая он вырос почти до 247 рублей). Предложение по повышению пособия по безработице, по словам первого заместителя премьер-министра Дмитрия Крутого, направили на рассмотрение президента. Но власти медлят с решением. Ведь для его реализации понадобится увеличить расходы Фонда соцзащиты населения.
— Как мы видим, этот процесс занимает достаточно долгое время, что негативно отражается на состоянии социально уязвимых групп населения, — отметил Глеб Шиманович. — Проблема в том, что эти инструменты надо было сделать рабочими изначально. Это пробел в системе социальной защиты Беларуси, который подчеркнул текущий кризис.

Социальное государства, как себя всегда позиционировала Беларусь, вдруг оказалось неспособным быстро оказать социальную поддержку населению.

— Это связано с тем, что фискально мы ограничены, немногое можем себе позволить, – подчеркнула во время дискуссии академический директор BEROC Катерина Борнукова. — Действенных механизмов оказания социальной помощи на данный момент нет.

Спасти рабочие места и поддержать доходы


По мнению постоянного координатора ООН в Беларуси Иоанны Казана-Вишневецкий, сейчас самая важная задача для государства — спасти рабочие места и поддерживать доходы людей на должном уровне, что будет поддерживать внутренний спрос.

— Уверена, что со стороны правительства будут приняты меры, которые оно сейчас рассматривает. Это согласуется с тем, что происходит в других странах для реагирования на эпидемию COVID-19. Меры долгосрочной политики также чрезвычайно важны, речь идет о соцзащите и оплате пособий по безработице, — говорит Иоанна Казана-Вишневецкий.

Предложения по выплате пособий по безработице среди других изменения содержатся в законопроекте «О взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь». Минтруда также предлагает отменить такой страховой случай, как «потеря работы», и такую выплату, как «пособие по безработице» при наступлении страхового случая.

Сейчас на стадии рассмотрения находится новая редакция проекта закона «О занятости населения Республики Беларусь», в котором предлагается выплачивать деньги на пособия по безработице напрямую из госбюджета, а не через субвенции в ФСЗН, как это происходит с 2018 года. Размер этих выплат для некоторых категорий населения, например, людям предпенсионного возраста и тем, кто проживает на территориях с напряженной ситуацией на рынке труда. Впрочем, по высказанному ранее мнению старшего научного сотрудника Центра экономических исследований BEROC Льва Львовского, предложенная мера — пересмотр пособия для некоторых категорий населения во время текущего кризиса — уже не сыграет роли автоматического стабилизатора. Кризис в разгаре.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники
•   UDFНовостиЭкономика ❯ Почему занятость в Беларуси начала уходить в тень