Что происходит с белорусской экономикой и кто ее спасет?


4 июля 2020, 07:07
Фото: svaboda.org
В прошлом году за 4 месяца все белорусские организации сработали с прибылью 4,5 миллиарда. А в этом году за такой же период наработали на минус 458 миллионов. Свобода разбиралась, что происходит и как спасать экономику.

Если в прошлом году за январь — апрель все организации Беларуси заработали 4,5 миллиарда рублей, то в этом году за такой же период имеют убытки на 458 миллионов. Убыточных организаций в Беларуси 22%, а их чистый убыток — 5,2 миллиарда.

С убытками на 191 миллион рублей сработали и промышленные организации, хотя в прошлом году за такой же период заработали 2,6 миллиарда. 26% всех организаций промышленности убыточны. Чистый убыток — 2,2 миллиарда.

А что с драйверами экономики?


Нефтепереработка и добыча калийных удобрений традиционно приносят прибыль белорусской экономике. Но не в этом году.

Заместитель председателя концерна «Белнефтехим» Светлана Гурина в интервью профильному ресурсу «Нефтехимия» 29 июня признала, что «на 1 мая 9 организаций концерна имели признаки несостоятельности».

«Основные причины сложного финансового положения — усиление конкуренции на основных товарных рынках, зависимость от условий поставки основного сырья по импорту, нехватка собственных средств для реализации инвестиционных проектов, замещающих кредитными ресурсами, стоимость которых зачастую остается достаточно высокой для обеспечения окупаемости проектов, а также девальвационные процессы в экономике Беларуси и в странах — основных торговых партнерах», — говорит Светлана Григорьева.


На долю этого концерна приходится треть производства Беларуси. В него входят около 60 организаций. Но основную прибыль дает производство нефтепродуктов.

Одно из крупных предприятий отрасли «Нафтан» — работает в Новополоцке. По данным Белстата, убытки города за первые 4 месяца — 43 миллиона рублей. А в прошлом году за такой же период был плюс на 46 миллионов. Просроченная кредиторская задолженность за 5 месяцев доросла до 15,5 миллиона рублей.

В Солигорске другой драйвер белорусской экономики — «Беларуськалий». За первые четыре месяца Солигорский район имеет прибыль 143 миллиона рублей, а в прошлом году имел втрое больше.

Что с экспортом, ВВП и кредитами?


ВВП Беларуси просел на 1,8% по сравнению с периодом января — мая прошлого года и составил 51 миллиард рублей. Оборот внешней торговли просел на 19,9%, экспорт — на 19,1%.

На 1 июня внешний долг Беларуси, согласно Минфину, составлял 16,7 миллиарда долларов. Россия непосредственно и Евразийский фонд реконструкции и развития контролируют 61,6% внешних долгов Беларуси.

Кто спасет экономику?


По словам руководителя центра Мизеса Ярослава Романчука, в нынешней ситуации экономике могут помочь: сами белорусы, а также иностранные кредиты и инвестиции.

Белорусы — «если согласятся, чтобы их доходы были на 20% ниже».

Кредиторы же могут помочь «на короткий период», считает экономист.

«В Беларуси еще есть что брать и продавать. Еще есть НПЗ и „Беларуськалий“, активы которых могли бы приобрести. Сейчас Минфин Беларуси хаотично ищет деньги. Россия же деньги за просто так никогда не давала, только когда были интересы их игроков. До решения вопроса с „Белгазпромбанком“ никаких уступок не будет. Насчет интеграции — не думаю, что Лукашенко подпишет какие-то документы до 9 августа. Поэтому будет экономическое давление, финансовое давление, ограничение на товары, болезненные для Беларуси», — говорит Ярослав Романчук.


По словам аналитика «Альпари Евразия» Вадима Иосуба, «острой срочной необходимости в кредитах нет». Они нужны, но пока денег хватит.

«Золотовалютных резервов хватает примерно на два года, чтобы выплачивать внешние долги без их рефинансирования. То есть если ни копейки больше не дадут, то коллапс начнется через два года.

Даже в нынешних условиях финансирование находить удается. Недавно были размещены еврооблигации. На рыночных условиях, основные инвесторы — из США и Великобритании. Но вопрос в ставках, там был под 6% годовых. А хотелось бы кредитоваться дешевле, если в мире низкие ставки. Такие кредиты дают МВФ, Всемирный банк — эти организации активно сейчас кредитуют. Там нет политических требований, одна просьба — выполнять рекомендации Всемирной организации здоровья, но Беларусь даже на такие условия не идет», — говорит Вадим Иосуб.


Кредитовать Беларусь может и Россия. Но, по словам Вадима Иосуба, в этом случае нужны интеграционные уступки со стороны Беларуси.

«С привычным союзником все понятно, все вопросы цены на нефть, газ и кредиты увязываются с более плотной интеграцией», — отмечает Вадим Иосуб.


В нынешней экономической ситуации Александр Лукашенко уже анонсировал повышение пенсий, а также зарплат учителям.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники
•   UDFНовостиЭкономика ❯ Что происходит с белорусской экономикой и кто ее спасет?