Новые поручения на старый лад

Леонид Фридкин, БелГазета
9 июля 2020, 03:03
Фото: svaboda.org
По случайному стечению обстоятельств среди «наиболее актуальных вопросов, поступивших при сборе подписей избирателей», которые легли в основу распоряжения президента «О дополнительных мерах по решению актуальных вопросов жизнедеятельности населения», оказалось множество таких, что давно обсуждались. Некоторые уже запланированы к исполнению, а иные даже включены в правительственные программы.

Например, первым пунктом поручается принять программу, направленную на существенное увеличение электропотребления для нужд отопления, горячего водоснабжения и пищеприготовления, включая расширение льготных условий для потребителей, отапливающих электроисточниками жилье и дачи, а также создание наиболее благоприятных условий с учетом мирового опыта в целях повсеместного развития электротранспорта.

Какие такие граждане просили увеличить потребление электричества на перечисленные нужды, мы вряд ли узнаем. Интересно другое. Комплексный план развития электроэнергетической сферы до 2025г. с учетом ввода БелАЭС был утвержден постановлением Совмина №169 еще 1 марта 2016г. Затем постановлением от 6.08.2018 № 579 к этому плану был добавлен межотраслевой комплекс мер по увеличению потребления электроэнергии до 2025г., содержащий 64 инвестпроекта, которые должны увеличить потребление электроэнергии в 2026г. до 1,6 млрд кВтч в год. Неужто этого недостаточно, чтобы пристроить электроэнергию БелАЭС? Или ее создание до такой степени не просчитано, что нужны дополнительные меры?


ГОСПОШЛИНА С ТЕХОСМОТРОМ


Следующее поручение - усовершенствовать порядок взимания госпошлины за выдачу разрешения на допуск транспортных средств к участию в дорожном движении без привязки к прохождению техосмотра. Т.е. настало время разобраться с тянущимся шесть лет недоразумением, от которого никакой пользы не видно. Все это время граждане и бизнес просят о «разводе» госпошлины с техосмотром. Результат смешения двух разных процедур вообще получился печальный. К примеру, в феврале директор УП «Белтехосмотр» Юрий Ленчевский в интервью «Интерфаксу» признавал, что нездоровый ажиотаж вокруг возможной «отвязки» подорвал всю систему гостехосмотра: количество клиентов ежегодно снижается, в т.ч. в 2018-19гг. - на 10% ежегодно. «Это напрямую связано с тем, что периодически делаются громкие заявления, что пошлина будет отвязана от прохождения гостехосмотра», - пожаловался Ленчевский.

Кстати, проект указа об «отвязке» Минфин начал готовить еще в сентябре прошлого года. Где документ завалялся - без особого поручения не разобраться.


ПОСТРОИТЬ И ОТРЕМОНТИРОВАТЬ


Далее президент распорядился обеспечить своевременный капитальный и текущий ремонт улично-дорожной сети, развитие дорожной инфраструктуры, объектов дорожного сервиса, благоустройство территорий, комплексный подход при замене инженерных сетей и элементов благоустройства населенных пунктов, особенно возле жилых домов. Поручается максимально учитывать интересы граждан при планировании маршрутов общественного транспорта, а также проводить капремонт жилищного фонда в установленные сроки.

Отдельно поручается обеспечить надлежащее качество питьевой воды, устойчивое водоснабжение, очистку и отведение сточных вод, а в столице - реализовать комплекс мероприятий по переводу в 2025г. на водоснабжение только из подземных источников.

Между прочим, перевести Минск на подземные источники до 2025г. президент требовал еще в декабре 2018г. В начале минувшей весны представители «Минскводоканала» даже уверяли, что готова предпроектная документация. Можно лишь гадать, зачем понадобилось давать повторное поручение полтора года спустя.

Кстати, в государственной программе «Комфортное жилье и благоприятная среда» на 2016-20гг. имеется подпрограмма «Чистая вода». Но, очевидно, никогда не лишне напомнить чиновникам еще разок-другой, что планы и программы надо выполнять.

Не хочется подозревать, что без дополнительных указаний свыше Минтранс, Минжилкоммунхоз и подчиненные им структуры выполнять ни свои обязанности, ни требования законодательства, ни ранее утвержденные программы как следует не в состоянии. Но тогда к чему эти указания?


РАЗ КОНТРОЛЬ, ДВА КОНТРОЛЬ


В распоряжении поручается усилить контроля цен в торговле и принимать меры «при установлении фактов необоснованного повышения цен» на товары. Настораживает требование принять «эффективные меры» по повышению зарплаты в организациях с низким уровнем оплаты труда и обеспечить «действенный контроль» за своевременной выплатой зарплаты. Исполнение этих требований может обернуться новым витком проверок и административного давления на бизнес.

А вот с обеспечением занятости и повышением уровня зарплаты за счет создания новых высокопроизводительных рабочих мест могут быть сложности. Вообще-то такие намерения декларируются в целом ряде пятилетних и годовых планов, а также в специальных программах. Загвоздка в том, что обеспечить столь нужные и важные вещи можно лишь в уверенно растущей, а не стагнирующей экономике. Но экономика не будет расти, пока доминирующий в ней госсектор остается неэффективным. А неэффективен он по множеству причин, одна из которых - избыточная численность работников. Ее мог бы принять частный сектор, но ему власти не доверяют. И пока они будут кошмарить бизнес и распугивать инвесторов административным прессингом и силовыми приемами, создавать новые, а тем более высокопроизводительные рабочие места будет затруднительно.



КАК ДАТЬ ВСЕМ ВСЁ


Столь же проблемным выглядит поручение повысить доступность кредитов на покупку жилья для всех категорий граждан. Когда-то власти уже наплодили видимо-невидимо льготников, веря, что жилье - один из локомотивов, способных вытянуть экономику к процветанию. Кончилось это трехкратной девальвацией и гиперинфляцией в 2011-12гг. До недавних пор со льготными кредитами старались быть поаккуратнее. Но особенность уроков истории и экономики в том, что их не учат.

Предмет особой заботы - обеспечение жильем военнослужащих, в т.ч. арендным, на условиях долевого строительства и обустройство военных городков. Актуальная задача для нашей мирной республики. Кроме того, Брестскому горисполкому до конца следующего года велено построить стадион на территории 38-й отдельной гвардейской десантно-штурмовой бригады, причем «с использованием внебюджетных средств». Теперь гадайте: не придется ли бизнесу заплатить за «качалку» десантников, которых, возможно, направят на улицы наших городов «для защиты конституционного строя»?

Остальная часть документа - решение вопросов строительства школ, детских садов и яслей, физкультурно-оздоровительных комплексов и бассейнов, капремонт и открытие новых отделений в нескольких медицинских учреждениях, строительство водопроводных сетей в одном агрогородке и магазина в другом, реконструкция канализации в Лиде, строительство автомобильной дороги «Юго-западный обход г. Могилева» и т.п. Ну и, конечно, еще одного ледового дворца - как же Светлогорску без такого объекта первой необходимости. Наверняка весь город просил, когда подписывался.



ХОТЕЛИ КАК ЛУЧШЕ


Перечисленные поручения, как и все остальные, больше похожи не на наказы избирателей, а на работу «вертикали» над прошлыми недоработками. А местами - на конспект несбывшихся планов. До какого же предела централизации дошло управление страной, если для того, чтобы построить или отремонтировать несколько школ, детских садов или больниц в городах и весях, требуется личное поручение главы государства? Неужто у местных властей без указания свыше на такие дела не хватает ни полномочий, ни ресурсов? Получается, что нет.

Разумеется, издавая подобное распоряжение, власти хотели как лучше: продемонстрировать электорату свою заботу и решить накопившиеся за многие годы проблемы. Но, получается как всегда: демонстрация неэффективности административно-командной системы и безынициативности бюрократической «вертикали» в решении как повседневных, так и долгосрочных задач.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники
•   UDFНовостиЭкономика ❯ Новые поручения на старый лад