Прежним курсом в никуда

Леонид Фридкин, БелГазета
6 августа 2020, 03:33
Рисунок: БелГазета
После относительно благополучного 2019-го текущий год выглядит вяло-кризисным. Дело здесь не только в пандемии коронавируса и ценах на нефть. Планы роста ВВП и производительности труда, а также привлечения инвестиций в нынешней пятилетке систематически не исполнялись. Зато рост реальных располагаемых доходов населения превзошел все ожидания. А потому социальные обязательства, обслуживание долгов и господдержка неэффективного госсектора становятся все более тяжелой ношей для экономики.

Тем не менее в следующей пятилетке власти намерены в основном сохранять прежний курс. Следовательно, придется изыскивать новые источники пополнения бюджета и влезать в новые долги.

У планов роста экономики и повышения инвестиционной активности есть шансы сбыться при сохранении предсказуемости внутренних экономических условий, устойчиво низкой инфляции, стабильной и понятной налоговой системе. Обеспечить этот «квадрат» с учетом проблем текущего года (даже политического фактора) будет затруднительно. Последствия пандемии и шоков на финансовых и ресурсных рынках могут сказываться еще долго во всем мире и неизбежно затрагивать нашу страну. На внешние факторы накладываются собственные проблемы, главная из которых - неэффективность административно-командной модели управления и госсектора.

По данным Минфина, за шесть месяцев 2020г. доходы консолидированного бюджета составили BYN24,2 млрд - на 6,5% меньше, чем годом ранее, а расходы - почти BYN26,4 млрд, или на 12,6% больше. Доходную часть вытягивали НДС и акцизы, тогда как налога на прибыль собрали на 44,5% меньше, чем год назад, и всего 18,8% от годового плана, а доходов от ВЭД - на треть меньше - 31,6% плана.

За полугодие республиканский бюджет недополучил около BYN1,8 млрд, а по итогам года недостача может составить примерно BYN3,8 млрд - из-за девальвационных убытков, снижения экономической активности, сокращения экспорта нефтепродуктов и импорта товаров. Компенсировать удастся лишь около 1/6 этой суммы. В результате дефицит может оказаться в 2-2,5 раза больше, чем планировалось. Между тем субвенции ФСЗН и регионам, обслуживание госдолга, социальные выплаты, содержание бюджетной сферы, поддержка госпредприятий требуют все больше ресурсов. Часть этих расходов вообще не была запланирована. Все это существенно сокращает ресурсные возможности в 2021г.


ЖЕСТКАЯ ПОСАДКА МЯГКИХ ФИНАНСОВ


В таких условиях, как бы ни пытались власти смягчать денежно-кредитную политику, в следующем году бюджетно-налоговая политика будет, возможно, даже жестче, чем в нынешнем. Дело в том, что власть (если она не сменится) сохранит прежние направления расходования средств. Но если ВВП и вырастет на планируемые 1,9-3,5%, а инфляция не превысит 5%, доходная база бюджета останется довольно скромной. Так что «балансировать» будут лишь доходную часть бюджета, пытаясь наполнить его любой ценой.

Это не означает явного увеличения фискального бремени, но в скрытой форме оно обязательно произойдет. Сначала речь пойдет о попытках как-то компенсировать потери из-за внешних и внутренних факторов путем стимулирования экономического роста. К примеру, в 2021г. республиканский бюджет потеряет BYN353,5 млн ($146,5 млн) только от вывозных таможенных пошлин в связи с российским «налоговым маневром». В последующие годы эти потери продолжатся, и к 2024г. такие доходы будут утрачены окончательно. Впрочем, государству пора задуматься о том, как отвязаться от нефтяной зависимости не только в поставках, но и в структуре экономики. Ведь потребление нефти в мире сокращается, и в ближайшие 10-15 лет нефтепереработка может окончательно стать анахронизмом.

Нежелание проводить комплексные реформы в экономике вынуждает правительство ограничиваться косметическими мерами и в налоговой сфере. В более спокойных обстоятельствах их бы, возможно, хватило. Но после очередного обвала их явно маловато для выхода из столь же очередного периода стагнации.

Традиционно нас ожидает индексация на уровень инфляции ставок налогов, установленных в белорусских рублях, а также льгот и вычетов по подоходному налогу - на темп роста номинальной зарплаты (8,4%). Возможен опережающий рост ставок акцизов на табачные изделия от 8 до 25%, расширение перечня подакцизных товаров и сокращение перечня товаров, облагаемых НДС по ставке 10% - за счет исключения «промежуточных» товаров. Отмена малоиспользуемых налоговых льгот будет сопровождаться появлением новых, внешне эффектных, но вряд ли более эффективных.

Например, предлагается освободить от налогов доходы инвестиционных фондов и их инвесторов, в т.ч. иностранных. При этом предполагается, что все слова и дела властей в предвыборный период не повлияют на доверие инвесторов к нашей стране и ее финансовой системе.

Может быть увеличен инвестиционный вычет для организаций, реализующих инновационные проекты, а также расширена сфера его применения по затратам на НИОКР. Обсуждается вопрос перехода на добровольное применение единого налога на вмененный доход или даже его отмены, введение нулевой ставки НДС на ремонт иностранных транспортных средств.

Для укрепления финансовой самостоятельности регионов планируется разрешить исполкомам по своему усмотрению расходовать средства местных инновационных фондов, передать в местные бюджеты часть экологических сборов, а также доходы от продажи земельных участков иностранным государствам и международным организациям.

Еще один шаг - расширение полномочий местных властей по увеличению ставки отдельных сборов, полностью зачисляемых в местные бюджеты. Сами по себе эти платежи невелики - дополнительно удастся собрать около BYN7 млн. Но если местные власти получат возможность их увеличивать, да еще и избирательно, то ремесленников и владельцев агроусадеб ждут неприятные сюрпризы.

Доходы консолидированного бюджета в 2021г. могут составить около BYN38,5 млрд - на BYN1,2 млрд меньше плана на текущий год. Интересно, что ожидаются дополнительные поступления от увеличения ставок налогов на недвижимость и землю и почти двукратное увеличение налога на прибыль. При этом заранее планируется создать резервный фонд президента на сумму налога на прибыль, превышающую расчетные поступления этого налога в 2020г. - около BYN400 млн. Дополнительные резервные фонды будут созданы и в местных бюджетах.


НИ В ЧЕМ НЕ ОТКАЗЫВАТЬ


Ориентация расходной части бюджета может сместиться в сторону особых интересов. Так, перечень государственных программ на 2021-25гг. предполагается дополнить программами, направленными на обеспечение национальной безопасности, охраны правопорядка, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, развитие земельно-имущественных отношений и СМИ.

Неизменным приоритетом останется повышение зарплаты бюджетникам. Базовая ставка вырастет на 5,4%, т.е. выше прогнозируемой инфляции в 4,8%. Но если найдутся средства, бюджетникам добавят еще. По инерции декларируется намерение увязывать темпы роста зарплат в экономике вообще и в бюджетном секторе в частности с темпами роста экономики и производительности труда. Но в реальности это уже не беспокоит правительство. Источником прибавки бюджетникам станет дополнительный резервный фонд президента, формируемый за счет поступлений налога на прибыль. В целом фонд оплаты труда бюджетного сектора (с отчислениями) на 2021г. оценивается в BYN15 млрд - на BYN1 млрд больше, чем было запланировано на текущий год. Какая часть этой суммы пойдет учителям и врачам, а какая - силовикам и чиновникам - вопрос ДСП.

На погашение и обслуживание госдолга в 2021г. потребуется BYN7,5 млрд, в т.ч. в иностранной валюте - $3 млрд. Для его рефинансирования придется занять около BYN3,4 млрд ($1,4 млрд), из которых 85% - на внешних рынках. При этом планируется, что госдолг удержится на уровне 39% ВВП. Сохранится господдержка организациям реального сектора экономики, а также строительства жилья: из планируемых 3,5 млн кв. метров с помощью государства будет построено 683,7 тыс.

Таким образом, тяжесть содержания неэффективного госсектора и бюджетной сферы в следующем году не изменится. Планируется лишь перераспределить ее на плечи и карманы бизнеса и населения наиболее удобным для государства образом.
Статьи в рубрике "Мнение" отражают точку зрения исключительно автора. Позиция редакции UDF.BY может не совпадать с точкой зрения автора. Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники

Новости других СМИ