Богданкевич: “Истоки кризиса — внутри страны“

ucpb.org
31 марта 2009, 12:08
Выступление Станислава Богданкевича на Антикризисном форуме "О путях преодоления кризиса и важнейших направлениях нового экономического курса в условиях мировой рецессии".

Уважаемые дамы и господа!

Белорусская экономика находится в глубоком кризисе. Важно разобраться в истоках этой болезни, поставить правильный диагноз, наметить пути выздоровления. Отчего мы заболели? Все ли дело во влиянии мирового кризиса? Тем более, что он фактически не затронул Беларусь. Не обвалил наш фондовый рынок, так как в стране он не функционировал. Не было также оттока портфельного капитала, так как ранее не было его притока. У нас чисто экономический кризис. Истоки его — внутри страны. Важно понимать, что финансовые и валютные проблемы, о которых так много говорится, для нас являются вторичными. Основные вызовы Беларуси — отсталая экономика и ошибки в экономической политике.

Исходная причина нашего недомогания лежит в административно-командной модели развития, которая в свое время довела одну из богатейших по природным ресурсам стран мира — Советский Союз — к разорению и распаду. Истоки кризиса — в сохранении архицентрализованной, по существу советской, модели управления. У нашей правящей элиты, которая плохо представляет работу экономики без директив и чиновничьего надзора, эта модель казалась единственно верной. Властью было наложено "табу" на критику этой модели. Белорусская номенклатура суть первоначальных экономических проблем страны свела к разрыву хозяйственных связей, прежде всего с Россией. Получив в наследство из прошлого экономику, лишь в незначительной мере работавшую на внутрибелорусский рынок, страна сосредоточила главные усилия не на формировании национальной экономики, а на восстановлении советской административно-командной модели и на сохранении старых связей. Пятнадцать лет рыночные реформы, а также развитие внутринациональной экономики, то есть экономики прежде всего для обеспечения внутренних потребностей, не рассматривались как способ решения социально-экономических проблем.

Это привело к неприемлемому уровню зависимости страны от внешнего рынка, импортоемкости порядка 70% к ВВП. В Европе, да и в мире, мало найдется стран с такой внешнеторговой зависимостью. Это привело к дефициту торгового баланса свыше 4 млрд.дол., а также низкой конкуренции на внутреннем рынке и, тем самым, высокой инфляции — 12-13%, а для 90% населения страны — более 20%. Выбор административно-командной модели развития обрек страну на сохранение упора на «вал» в ущерб качественным, конечным показателям. При ВВП за 2008 год в 129 трлн.руб. не реализовано 46 трлн. или 35% годового объема производства (остатки на складах — 6,5 трлн., дебиторы 39,9 трлн.). В результате изъят из оборота (во многом безвозвратно утрачен) капитал порядка квартального объема производства (более 15 млрд.дол.). Реальный сектор экономики был обескровлен ежегодным изъятием у него в госбюджет порядка 50% ВВП. В результате мы имеем то, что имеем. Гордимся «гламурными» темпами роста «вала», немалая часть которого числится в неликвидных складских остатках и дебиторах.

В этих условиях институт банкротства был заморожен.

Функционирование неэффективной экономики поддерживалось политикой кредитной экспансии. Свидетельством этого является неправомерный рост задолженности экономики банкам (ежегодный прирост в 40–60% при приросте ВВП 8–10%). Наша номенклатура обычно сравнивает социально-экономические показатели с олигархическими странами, не желая замечать качественного отставания от западных соседей, избравших демократию и рынок. Белорусская экономика в докризисный период обеспечивала зарплату порядка 400 дол., в то время как рыночная экономика Польши — 1 200 дол., или в три раза выше.

Огромные ценовые субсидии и исключительно благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура, плюс внутренняя кредитная экспансия позволяли какое-то время скрывать главную ущербность административной экономики — низкую эффективность. Как сказал недавно премьер-министр Сергей Сидорский, гламурные цифры заслоняют у кое-кого реалии. Однако уже с конца 2006 года замалчивать негативное развитие стало весьма затруднительно. Половина предприятий утратили либо отвлекли в складские остатки и дебиторы значительную часть собственного оборотного капитала, оказались «на кредитной игле». Росла инфляция. К этому с конца 2008 года добавилось ухудшение внешнеэкономической конъюнктуры, связанное с мировой рецессией. Упали цены на нефтепродукты, возросли цены на газ. Начались проблемы с реализацией продукции на российском рынке. Возрастал дефицит торгового баланса. Начали таять золотовалютные резервы, которые к тому же были виртуальными, так как базировались почти исключительно на внешних займах.

Все это заставило номенклатурную элиту открыть глаза на реалии. Привело, что называется, в чувство. Сегодня правительство публично декларирует то, реализацию чего необходимо было начинать 15 лет тому назад — либерализацию и модернизацию. Правительство, наконец, обнаружило, что доля малого бизнеса, являющегося повсеместно локомотивом экономики, составляет лишь 9% к ВВП. Ахиллесова пята антикризисного правительственного курса — безосновательное упование на возможность улучшения негодной административной модели развития при сохранении архицентрализации, на сохранение льготных цен на энергоносители, на выход из кризиса с помощью, главным образом, займов, которые, к тому же, используются в скрытой от общественности форме, и не на развитие, а на поддержание внешнеторгового дефицита, то есть на потребление.
У правительства нет четкого представления о сложившейся в экономике ситуации и внятной системы приоритетов, вокруг которых должна строиться экономическая политика. По крайней мере, они системно не озвучены. Власти нужно перестать бояться критики. Отмахиваться от нее навешиванием ярлыков. Представляются ошибочными попытки уменьшить различными ухищрениями размеры реальной безработицы. Она — прямой и неизбежный результат экономической политики последних лет. Надо решиться на ликвидацию застарелого флюса на рынке труда, каким является внерыночное сохранение десятков тысяч морально и технически устаревших рабочих мест, на которых невозможно обеспечить достойную зарплату. Их сохранение лишь загоняет проблему вглубь. Консервация доставшейся из прошлого производственной структуры — не выход из ситуации. Иллюзорны предположения, что переживем с помощью займов смутное время, и все вернется на круги свое. Как раз наоборот. Из кризиса выйдем более сильными, если, воспользовавшись им, проведем структурные и инновационные изменения. Крайне важно сформировать программы государственных гарантий, и не только в области финансов, но и здравоохранения и образования. Необходимо подумать о децентрализации власти, отказе от советской модели управления, передаче существенной части финансов и ответственности в регионы.

Экономика Беларуси как бы застыла. Между приказами гнать "вал" и рыночной реальностью. Между необходимостью создания благоприятного делового климата и желанием держать под контролем каждый сегмент рынка.

Прежде всего, власти и обществу следовало бы определиться с важнейшими приоритетами экономической политики. Необходимо исходить из того, что государство вряд ли сможет угадать, какие элементы экономики Беларуси наиболее перспективны. История это подтверждает. Отраслевые приоритеты решит сам бизнес. По-нашему мнению, приоритетами экономической политики на ближайшую перспективу могли бы стать конечные, качественные показатели, а именно:

1. Инфляция и валютный курс. Ориентиры: уровень инфляции — 3%, максимум 5% из расчета на год. Плюс стабильный валютный курс, базирующийся на сбалансированности спроса и предложения, при минимальном использовании резервов (внешних займов).

2. Всемерное развитие внутринационального рынка в условиях стабильного роста экспорта. Мы не можем определять спрос на мировых рынках, но на собственном это делать можно. // Это действительно концептуальная проблема выбора. Разработанная российскими экономистами модель стимулирования собственной экономики исходит из приоритетов развития и стимулирования внутреннего рынка. Точно так же мы можем таргетировать векторы собственной адаптационной экономической политики // Ориентиры: повышение доли внутреннего рынка до 50% к ВВП (с нынешних — 30%).

3. Эффективное и экономичное жилищное строительство. Ориентиры: ежегодное сокращение количества стоящих на очереди более чем на 10%; выход на показатель равенства: месячная зарплата = цене 1 м2 нового жилья; увеличение строительства собственных домов и коттеджей из местных материалов.

Главным тезисом нового экономического курса должна стать децентрализация, дебюрократизация, экономическая свобода. Нужна детальная антимонопольная программа развития конкуренции. При этом мы не отрицаем важности государственного регулирования экономики, социальной сферы. Однако делать это необходимо при сохранении верховенства принципов рыночной модели развития, безусловного верховенства закона.

Без экономической свободы эффективная экономика немыслима. Важнейшая ее составляющая — свободная конкуренция. Только на базе этого принципа, в сочетании с обоснованной монетарной политикой, возможно обеспечение стабильности цен и валютного курса.

Трудно понять, почему правительство всерьез не озаботится проблемой огромной инфляции. Тем более, что и высокая процентная ставка по кредитам, от которой страдает реальная экономика, напрямую зависит от уровня инфляции. Высокий рост цен — абсолютное зло. В рыночных экономиках темпы роста цен отстают от наших в три и более раза. Какие еще нужны аргументы для подтверждения истинности этого тезиса?!

Не менее важен принцип жесткой договорной и финансовой дисциплины — безусловной составляющей эффективной экономики. Без дисциплины и строгой имущественной ответственности нельзя создать привлекательной деловой среды для инвестора. Жесткая дисциплина предполагает отказ от субсидирования банкротов. Инструментом, безусловно гарантирующим соблюдение строгих финансовых и договорных отношений в экономике, является только реальная угроза банкротства. Механизм банкротства необходим рынку. "Нарывы надо своевременно вскрывать!"

Вопросы малого и среднего бизнеса, трудовой занятости, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и многие другие — это прежде всего вопросы местных органов власти. Местная власть должна располагать соответствующими полномочиями и финансовыми ресурсами. В условиях кризиса, до пересмотра налогово-бюджетной системы, следовало бы направить на эти цели соответствующие ресурсы из республиканского бюджета в региональные, местные.

Итак, на наш взгляд, должно быть публичное обращение власти к нации с признанием допущенных ошибок и объявлением о переходе к новому экономическому курсу. В первоочередном порядке принимаются к реализации:

1. Программа стабилизации цен и платежного баланса.

2. Программа демонополизации и развития конкуренции.

3. Программа развития внутринационального рынка.

Руководителей предприятий и бизнесменов необходимо освободить от пут монополизма: от заданий, инструкций, отчетов, запретов. Отменить всякие ограничения, тормозящие развитие фондового рынка и страхового дела. Установить незыблемое правило: ни одно экономическое решение не принимается без публичной дискуссии и поиска согласия с предпринимательскими кругами.

Государство шаг за шагом должно уходить из бизнеса. Однако, полагаю, и здесь необходимо избегать администрирования, особенно в части, касающейся функционирования крупных государственных компаний, предприятий. Главное, чтобы все предприятия, в том числе государственные, были, наконец, поставлены в равные условия деятельности с частными, без чего невозможна подлинная конкуренция. Процветают — пусть остаются в государственной форме собственности. Нуждаются в инвестициях, в дополнительных источниках модернизации, повышении эффективности — продаются акции, приватизируются. На них должны распространяться законы жесткой финансовой и материальной ответственности вплоть до банкротства.

Следовало бы пойти на революционный, смелый шаг — освободить малые и средние предприятия и индивидуальных предпринимателей на протяжении первых трех лет работы как от налогообложения, так и от проведения проверок. Это был бы не декларативный, а реальный шаг по пути развития бизнеса и становления среднего класса. И ничего трагического с бюджетом не случится. Сегодня государство больше теряет на теневой экономике. Ее доля в ВВП — порядка 15%, а доля всего легитимного малого бизнеса — менее 9%.

Смелые шаги необходимы и в сфере налогообложения и бухучета. Только задумайтесь — на этом участке работает полумиллионная армия бухгалтеров, контролеров и налоговиков, из которых одни создают «бумажки», другие их проверяют и контролируют. Все при деле! И это в век ИТ, компьютеризации и интернета.

В условиях кризиса весьма затруднительно существенно снизить государственные расходы. Однако источники их покрытия и структуру расходов необходимо кардинально пересмотреть. Правительство имеет возможность привлечь извне порядка 10 миллиарда долларов в форме займов и прямых инвестиций. (МВФ — 2,5 млрд., РФ — 2,5 млрд., Венесуэла — 0,5 млрд., ЕБ — 0,3 млрд., МБ — 1 млрд., Китай — почти 3 млрд. Плюс арабский Восток, Иран. Плюс ресурсы, аккумулируемые банками — не менее 4 млрд. Плюс прямые инвестиции — более 3 млрд.). Есть все возможности существенно сократить размер средств, изымаемых у реальной экономики, оставив их на модернизацию, инновации и развитие.

Структура бюджетных расходов должна быть кардинально пересмотрена. Во-первых, следует сократить не менее чем на 30%, а лучше в два раза размер средств на содержание бюрократии — органов власти всех уровней. Во-вторых, осуществить консервацию затратных, прежде всего непроизводительных проектов — агрогородков, спортивно-культурных сооружений. Урезать дотации на поддержку неэффективных производств. Вместо этого предусмотреть создание Фонда антикризисного реагирования. Определить объем повышенных дотаций местным Советам, дополнительной капитализации госбанков, возможное финансирование региональных программ занятости, содержания безработных, перепрофилирования и создания новых рабочих мест.

Пособие по безработице должно быть установлено на уровне не ниже размера прожиточного минимума. Для безработных следовало бы предусмотреть бюджетную поддержку в погашении кредитов, полученных на строительство жилья, рассрочку платежей. Обеспечить для нуждающихся в жилье за счет средств бюджетов оплату процентов по ипотечным кредитам сверх 5% годовых.

Следовало бы принять бюджетные программы по строительству низкобюджетных общежитий в областных городах и г. Минске — для облегчения внутристрановой миграции.

Незамедлительно, еще до разработки нового закона, необходимо обеспечить социальную справедливость в пенсионном обеспечении, устранить вопиющие диспропорции между пенсиями высших госчиновников, «палатников» и другими категориями.

Необходимо ограничить практику использования внешних займов на потребление. Кредиты должны использоваться на высокоэффективные проекты, создающие новые рабочие места или модернизацию старых.

Расходование бюджетных средств, внешних займов должно находится под гласным общественным контролем — посредством создания специальных интернет-сайтов по важнейшим их направлениям.

Необходимо провести земельную реформу. Обеспечить принятие законодательной базы о вовлечении земли в полноценный коммерческий оборот.

Следует поддержать реализацию "Национальной платформы бизнеса–2009", разработанную союзами предпринимателей.

Оценку эффективности правительства, других органов "вертикали" производить на основе заранее установленных нормативов, выполнения приоритетов. При их невыполнении — в отставку.

Заключение.

Из экономического кризиса Беларусь выйдет посредством перевода экономики на рыночную модель развития. Новый экономический курс будет базироваться на государственной демонополизации, предусматривающей, в том числе, постепенный уход государства из экономики. На безусловном равенстве всех форм собственности. На развитии и умножении человеческого и социального капитала граждан страны. На свободной конкуренции. На всемерном развитии внутринационального рынка в условиях экономической интеграции. На либерализации, модернизации, внедрении новейших технологий и инноваций.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники
•   UDFНовостиЭкономика ❯ Богданкевич: “Истоки кризиса — внутри страны“