Тысячи белорусов стали заложниками российского автопрома

"Завтра твоей страны"
22 марта 2010, 08:56
Белорусский автобизнес - в неведении, автолюбители – в панике. Таковы плоды вступления Беларуси в Таможенный союз с Казахстаном и Россией. Отдельные фирмы уже подсчитывают убытки. А через три месяца негативные последствия начнут ощущать и тысячи белорусов, мечтавших приобрести недорогую, но качественную иномарку. Как повышение пошлин повлияет на уровень аварийности на белорусских дорогах и криминализацию автобизнеса? И как можно разрулить ситуацию?

Выход из таможенного тупика искали участники круглого стола, организованного в Минске Либеральным клубом.

Автодилеры несут потери

Первыми под жернова Таможенного союза попали юридические лица, торгующие в основном новыми автомобилями. С 1 января 2010 года растаможка для юрлиц увеличилась в несколько раз. Как следствие существенно сократились и продажи.

По словам директора "Атлант-М Холпи" Александра Сколубовича, с начала года продажи автомобилей дилерами уменьшились в 2-4 раза.

- Если в 2008 году наша компания реализовала на внутреннем рынке около 1400 автомобилей "Mazda", то в 2009 продажи упали до 840 автомобилей, - отмечает Александр Сколубович.

В марте "Атлант-М Холпи" надеется продать примерно 20 автомобилей "Mazda", а за весь год – около 200. И это при том, что "Mazda", завезенная уже по новым пошлинам, подорожала в среднем от 10 до 17%. Но конкуренции с физическими лицами, которые пока пользуются льготной растаможкой, дилеры все равно не выдерживают. Частники пригоняют в три раза больше машин.

С 1 июля ставки таможенных пошлин для физлиц должны уравнять со ставками для юрлиц. Но вряд ли это спасет автодилеров.

- Даже если таможенные пошлины и уравняются, подъем на нашем авторынке в лучшем случае произойдет только через год, - считает бренд-менеджер холдинга "Атлант-М" Илья Прохоров.

Впрочем, это самый оптимистичный прогноз. Некоторые эксперты убеждены, что отечественные дилеры не выдержат конкуренции и будут вынуждены покинуть авторынок Беларуси.

Недолгим будет праздник и на улице перегонщиков-одиночек, торгующих авто с пробегом. Теперь физические лица активно скупают машины в Литве и в Германии. За последний месяц только через два пункта пропуска на литовско-белорусской границе было ввезено столько же автомобилей, сколько импортировал самый крупный автохолдинг "Атлант-М" за три года. Некоторые приобрели по четыре авто, оформив на родственников и знакомых и рассчитывая выгодно продать россиянам после 1 июля. Однако эти надежды могут не оправдаться. Россия вправе оставить существующие заградительные барьеры на авто из Беларуси. Тогда эти автомобили окажутся на внутреннем авторынке Беларуси, и реализация их может растянуться, как минимум, на два года.

Русские придут!

А затем и место перегонщиков, скорее всего, займут российские импортеры, которые имеют больший объем закупок, а значит возможности для снижения цен. Однако для среднестатистического белоруса приличная иномарка и от российского дилера будет не по карману.

Не стоит особо рассчитывать также на собираемые в России автомобили известных мировых марок: "BMW", "Toyota", "Volkswagen", и другие. Во-первых, как отмечает Илья Прохоров, цена на тот же "Volkswagen" российской сборки почти такая же, как на автомобиль, произведенный в Германии. А вот качество значительно хуже.

Во-вторых, согласно договору о Таможенном союзе, даже с территории стран-участниц беспошлинно могут завозиться лишь автомобили, в которых доля местных комплектующих составляет не менее 50%. А таковых сборочных производств в России немного. Они не могут насытить даже российский рынок.

Кстати, в последнее время россияне покупают гораздо больше новых автомобилей, чем белорусы. По информации бренд-менджера "Атлант-М" в России в 2009 году был продан почти 1 миллион новых автомобилей, а в Беларуси — всего 17 тысяч, или в 58 раз меньше. Притом что численность населения в нашей стране в 14 раз меньше, чем в Российской Федерации. И не потому, что в России выше зарплаты – просто российское правительство предлагает покупателям автомобилей ряд поощрительных мер в виде приема в зачет старых машин, льготных кредитов.

В Беларуси же, наоборот, автокредитование носит дискриминационный характер. Как отмечает Илья Прохоров, если бы не кризис и создание Таможенного союза, то в течение двух-трех лет Беларусь спокойно достигла уровня покупки 50—60 тыс. новых автомобилей в год. Но после того, как был введен запрет на выдачу валютных кредитов, люди перестали покупать авто в кредит вообще. Ведь при рублевой ставке в 26% годовых за 5 лет пользования кредитом придется выплатить стоимость двух машин. Желающих брать кредит на таких условиях нет. Чтобы они появились, по словам председателя Наблюдательного Совета ОАО "Белорусский индустриальный банк" Владислава Коцаренко, необходимо получить разрешение от Национального банка выдавать гражданам хотя бы половину суммы автокредита в валюте.

Но даже если Нацбанк и сделает такой шаг навстречу белорусам, кредиты все равно будут по карману немногим. Среднестатистический белорус может купить автомобиль стоимостью порядка 5 тысяч долларов. До 1 июля такая возможность еще есть. А после --только за растаможку придется платить около 4,5 тысяч евро.

Получается, белорусов принудят пересесть с качественных немецких, американских и японских автомобилей на ненадежные российские "Lada" и "Волги", что, по словам одного из лидеров народного движения по защите автолюбителей Федора Сухова, чревато ростом аварийности на дорогах, поскольку уровень безопасности российских автомобилей гораздо ниже, чем немецких, японских или американских. К примеру, самая последняя модель, "Lada Priora" имеет всего две подушки безопасности. В то время как ее зарубежные аналоги - десять таких подушек.

Кто виноват и что делать?

Эти извечные российские вопросы в существующей ситуации на авторынке весьма актуальны и для Беларуси. Сейчас "Lada" занимает 6% белорусского авторынка. В основном продукцию российского автопрома приобретают госструктуры. Но после передела белорусского рынка количество этих машин на дорогах нашей страны может вырасти в несколько раз. Чего собственно и добиваются российские власти.

- Вводя высокие пошлины на иномарки белорусские власти поддерживают российских производителей. Результаты этой протекционистской политики могут привести к расцвету "черного" рынка и криминализации автобизнеса, - прогнозирует председатель Ассоциации малого предпринимательства Сергей Балыкин.

Ведь потребность в качественных импортных автомобилях останется, а значит, аферисты будут искать различные серые схемы ввоза иномарок. Крайними вновь окажутся законопослушные граждане, которые по незнанию могут приобрести "криминальное" авто.

- Если бы наше государство вообще отказалось от заградительных пошлин на авто, то рынок развивался бы. И у автодилеров, и у населения дела пошли бы лучше. А протекционизм приведет к снижению жизненного уровня населения, - отмечает Сергей Балыкин.

С ним солидарен известный белорусский экономист Сергей Чалый. Он называет Таможенный союз "трехсторонним протекционистским соглашением, которое Беларуси совсем не нужно". По оценке экономиста, как и любое протекционистское образование, этот союз приведет к уменьшению конкуренции и к технологическому отставанию в России и Беларуси. В итоге, для белорусов автомобили станут недоступными.

- Экономические интересы Беларуси принесли в жертву политическим амбициям Путина, - резюмирует Сергей Чалый.

Поскольку представители властных структур проигнорировали заседание круглого стола, то роль адвоката российского автопрома и Таможенного союза взял на себя представитель Либерально-демократической партии Беларуси Александр Раткевич. По его мнению, Беларусь вынуждена идти на уступки России, чтобы получать дешевый газ и продавать свои МАЗы, трактора, холодильники, телевизоры

- Главное, сохранить рабочие места в нашей промышленности и цены на энергоносители, - убежден представитель ЛДПБ.

Однако Сергей Чалый напоминает, что ни газово-нефтяные соглашения, ни поставки белоруской техники договором о Таможенном союзе не регулируются. Россия рьяно защищает своих производителей. К примеру, российское правительство обязывает все субъекты федерации покупать КАМАЗы.

- Так что для МАЗа российский рынок практически закрыт, - констатирует эксперт.

Другой известный экономист Леонид Злотников подчеркивает, что Беларуси следовало не заключать Таможенный союз, а развивать зону свободной торговли и с Россией, и с Западом.

- Без западных технологий и капиталов наша экономика обречена, - считает Леонид Злотников.

Нефть в обмен на автопошлины

Леонид Злотников и Сергей Чалый советуют дилерам и автолюбителям добиваться диалога с властью, чтобы она, в конце концов, учитывала и их интересы. Пока, правда, попытки наладить такой диалог со стороны Белорусской автомобильной ассоциации не принесли ожидаемого результата. Не добились желаемого и представители гражданской инициативы "За авто", которые собирают подписи за отмену решения о повышении пошлин с 1 июля.

Как отметил один из лидеров инициативы Сергей Кулинич, среди белорусских обывателей есть те, кто считает, что ничего нельзя изменить, поскольку за них уже все решило правительство. Даже некоторые представители автохаусов говорят, что согласны работать по высоким пошлинам, поскольку не хотят ссориться с властями. Однако и среди дилеров, и среди автолюбителей немало тех, кто подписывается под требованием об отмене решения о повышении растаможки.

В качестве компромиссного варианта участники круглого стола предложили перенести введение новых пошлин для физических и юридических лиц на 2012 год. Ведь именно через два года председатель российского правительства Владимир Путин обещал отменить все пошлины в рамках Таможенного союза. Тогда мы хотя бы будем знать, что платим повышенные автопошлины в обмен на дешевую российскую нефть.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники
•   UDFНовостиЭкономика ❯ Тысячи белорусов стали заложниками российского автопрома