Правительство и Нацбанк ставят невыполнимые задачи

Владимир Тарасов, BEL.BIZ
9 ноября 2011, 13:39
Определены планы социально-экономического развития Республики Беларусь и Основные направления денежно-кредитной политики страны на 2012 год. Детальное изучение документа вызывает искреннее изумление.

Прогноз выглядит довольно оптимистичным, но, к сожалению, имеет мало шансов быть выполненным. Правительство, похоже, делает ту же самую ошибку, что и год назад, когда озвучивались цифры, которых хотелось бы достичь, а не те, которые реально могли быть обеспечены экономикой.

То есть само прогнозирование в РБ имеет скрытый изъян: прогноз представляет собой в большей степени задание, к выполнению которого должны стремиться чиновники, а не результат, который возможно получить в результате использования реальных рычагов по управлению экономикой. Поэтому и получается, что в Беларуси никогда нет виновных в провале экономических планов, причиной срыва которых всегда оказываются какие-нибудь объективные обстоятельства.

Но вернемся к заданиям для правительства и Нацбанка на 2012 год.

Инфляцию намечено удержать в пределах 19%

Как сообщил 1 ноября заместитель министра экономики Александр Ярошенко, задачей №1 на 2012 год ставится сокращение инфляции. Из каких-то соображений выбрана цифра годовой инфляции в 19%. Это главный показатель социально-экономического развития на 2012 год. Почему не 18%, не 20% и не 30%, осталось неясным.

В качестве средства для достижения этого уровня, судя по имеющейся информации, предлагаются три вещи: ограничение эмиссии белорусских рублей, ограничение роста заработной платы и дорогие белорусские деньги.

Планы по сокращению эмиссии кажутся довольно убедительными. На финансирование кредитования госпрограмм предполагается направить Br 12 трлн, из которых только Br 7 трлн составят эмиссионные кредиты – средства Минфина, полученные им от продажи госсобственности и поступления кредитов. Сейчас эти деньги Минфин держит в Национальном банке и в нужный момент заберет из него не валюту, а белорусские рубли, и переведет их в коммерческие банки.

Кроме того, около Br 5 трлн предполагается получить в виде возврата кредитных средств от предприятий, в первую очередь сельскохозяйственных.

Правительство собирается не допустить и необоснованного подъема зарплаты, ограничив ее ростом производительности труда. Еще 20 октября заместитель премьер-министра Беларуси Сергей Румас на заседании Национального совета по трудовым и социальным вопросам заявил, что нельзя допустить, чтобы люди на повышенные зарплаты покупали товары, валюту, так как это повлечет очередное повышение цен – то есть приведет к возникновению инфляционно-девальвационной спирали.

Все эти планы выглядят неплохо. Но проблема в том, что президент Беларуси придерживается несколько другой позиции. На встрече с председателем правления Нацбанка Надеждой Ермаковой и премьер-министром РБ Михаилом Мясниковичем 21 октября он дал поручения правительству и Нацбанку сделать так, чтобы реальные доходы обеспечивали жизненный уровень не ниже уровня, который был достигнут в 2010 году. Вопрос о том, в состоянии ли экономика Беларуси обеспечить данный жизненный уровень при запланированном уровне инфляции, не поднимался. Однако президент дал задание, и его надо выполнять.

В том и заключается проблема управления белорусской экономикой – она развивается не в меру имеющихся возможностей, а под влиянием заданий, взятых из воздуха. Почему требуется обеспечить уровень именно 2010 года, а не 2009 или, допустим, 2005 года? На этот вопрос нет ответа, следовательно, не исключена возможность, что стабилизация белорусских финансов и обеспечение уровня жизни, эквивалентного 2010 году, является невыполнимой задачей (в 2012 году). То есть существует вероятность того, что в следующем году все-таки произойдет увеличение зарплат сверх запланированных размеров, со всеми вытекающими из этого негативными последствиями для экономики.

Обеспечить стабильность рубля не планируется

Кроме того, для определения возможной инфляции следует понять причины, которые ее вызвали. А это не только рублевая эмиссия, но и девальвация рубля, так как цены на белорусские товары выставляются, ориентируясь не столько на спрос и предложение на внутреннем рынке страны, сколько на цены на рынках за рубежом, и постепенно к последним подтягиваются.

В связи с этим потенциал для роста цен на 2012 год можно оценить примерно на уровне 50%. С начала года белорусский рубль девальвировался примерно в три раза, тогда как цены выросли немногим менее чем в два раза. То есть девальвация опередила инфляцию в 1,5 раза – на 50%. К концу текущего года такая пропорция, по-видимому, сохранится.

Понятно, что рост внутренних цен все же будет отставать на некоторую величину от внешних, то есть инфляция должна составить не 50%, а несколько ниже. Но есть другая проблема: если рубль продолжит слабеть, то это даст толчок новому росту цен. Это значит, что для удержания инфляции должен быть установлен и порог возможного ослабления белорусского рубля.

И вот тут, если посмотреть планы на 2012 год, нас ждет сюрприз. Нет никаких порогов для курса белорусского рубля. Вводится режим управляемого плавания курса рубля, при котором он будет формироваться при минимальном непосредственном участии Нацбанка. Валютные интервенции предполагается проводить только в целях сдерживания резких колебаний рублевой стоимости именно корзины валют. Правда, в Нацбанке собираются использовать стоимость корзины валют в качестве операционного ориентира, но никаких твердых ограничений вводить не планируется.

То есть, правительство снова собирается ограничить рост цен, не строя жестких планов в отношении величины ослабления белорусского рубля. Это также весьма показательно характеризует уровень планирования в Беларуси: каким образом правительство и Нацбанк собираются удержать цены в фиксированных пределах, если они не собираются контролировать ослабление рубля в таких же пределах? Интересный вопрос, ответа на который нет. Сдерживание инфляции на довольно низком уровне без сдерживания курса рубля от снижения – является невыполнимой задачей в текущих условиях.

Экспортерам спущено задание

Правда, в планах на 2012 год есть другой параметр, который связан, хотя и опосредовано, с курсом белорусского рубля – это сальдо внешней торговли. Правительство должно обеспечить положительное сальдо торговли товарами и услугами в размере 3% ВВП.

Но проблема в том, что это не оценка возможности, а задание. Как сообщил 1 ноября Александр Ярошенко, в частности, устанавливается соотношение экспорта к объему производимой продукции. На экспорт должно поставляться 65% производимой продукции, а 35% – на внутренний рынок. Могут ли предприятия обеспечить это соотношение, и что надо сделать для этого – неизвестно.

Таким образом, и в данном случае определяется то, что "должно поставляться". То есть предприятиям спускается задание, а не оценивается их возможность увеличить объемы экспорта. Примерно так в 2011 году обстояли дела с планами по привлечению прямых инвестиций.

Поэтому, с учетом всех сделанных замечаний, можно ожидать, что еще не утвержденные параметры развития экономики Беларуси на 2012 год выполнены не будут. То есть, Основные направления денежно-кредитной политики на 2012 год ждет судьба аналогичного документа 2011 года. Уже через несколько месяцев после начала 2012 года о планах все забудут, а правительство и Нацбанк будут действовать исходя из текущей ситуации.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники
•   UDFНовостиЭкономика ❯ Правительство и Нацбанк ставят невыполнимые задачи