Безнадежный диагноз белорусской экономике

"Радыё Свабода"
10 декабря 2011, 00:02
Крупнейшие аудиторские компании мира, среди которых «Ernst & Young», «Deloitte», «PricewaterhouseCoopers», «KPMG», признали экономику Беларуси гиперинфляционной.

Аналитики подчеркивают, что в XXI веке это беспрецедентное явление для Европы. По официальным данным, базовая инфляция с начала года составила 113%, а по итогам 2011-го может превысить 120%.

Отнесение экономики Беларуси к упомянутому стандарту означает, что компании, работающие по международным стандартам финансовой отчетности, должны руководствоваться пунктом № 29 "Финансовая отчетность в гиперинфляционной экономике".

В отчете аудиторских компаний сообщается: в условиях гиперинфляцию представление отчетности о результатах хозяйственной деятельности и финансовому положению в местной валюте без переоценки лишенное смысла. Деньги теряют покупательную способность так быстро, что сопоставление полученных сумм даже в течение одного отчетного периода становится невозможным.

Глава клуба финансовых директоров Андрей Карпунин говорит, что подобного решения следовало ожидать:

- Это абсолютно предсказуемо и мы были готовы к этому еще летом. Я наоборот даже удивлен, что они приняли такое решение только сейчас. Согласно 29-му стандарту, они должны были отреагировать, когда мы приближались к 100% инфляции за три года. Учитывая, что дата окончания финансового года для Америки и Европы сильно отличаются, то, сложив инфляцию за три года по международным стандартам финансовой отчетности, они должны были принять еще летом это решение. То есть, оно должно было приниматься еще до того, как мы официально зафиксируем уровень 100%.

И хотя стандарт № 29 не определяет цифры уровня инфляции, после которого она считается гиперинфляцию, однако существует ряд характеристик "пограничного состояния": сохранение населением денег в другой валюте или перевод их в недвижимости и вещи; разрешение на торговлю товарами и услугами в СКВ; привязка процентных ставок и зарплат к индексу цен; колебания уровня инфляции в пределах 100% и т.д.

В любом случае, как говорит финансовый аналитик Андрей Карпунин, проблем такая оценка белорусской экономики несет очень много:

- Белорусские предприятия будут вынуждены пересмотреть всю свою отчетность этого года, что приведет к значительным расходам. Потому что при официальном признании нас страной с гиперинфляцией, прежде всего, все основные средства необходимо будет пропускать через независимую оценку. То есть, здесь иностранные акционеры, иностранные участники белорусских компаний при принятии отчетов от своих белорусских дочерей обязаны потребовать проведение вот этой оценки. То есть, отчетность должна быть сделана только на основании оценки. А это чрезвычайно большая работа и, естественно, что у предприятий будет очень много расходов.

Эксперты констатируют: отнесение экономики к гиперинфляционной напрямую влияет на международную репутацию страны, отвращает от нее потенциальных инвесторов и оставляет наедине с внутренними проблемами. По убеждению аналитиков, руководство Беларуси последовательно приближалось к логической развязки. Печатный станок выдавал столько национальной валюты, сколько требовала не экономика, а президент и правительство, в результате чего белорусский рубль потерял всякую ценность.

Говорит директор Агентства деловых связей Валентин Лопан:

- Правительство и Нацбанк должны стоять на страже национальных интересов, как и записано в законодательстве, в Конституции. В том числе и на страже укрепления национальной валюты. Если они этого не делают, то должны объяснить - почему.

- Был период - года три назад, - когда рублю начали доверять.

- Потому что был стабильный курс. Всем понятно: зачем суетиться, если можно взять белорусские рубли и, если нужно, поменять их на валюту? Это просто техническая сторона дела. А если к этому добавить собственность только за рубли, то тогда рубль будет в цене. Сами люди скажут: зачем мне доллары, когда я за белорусские рубли могу купить землю, дом, дачу, акции. А за валюту - нет. Тогда рубль будет цениться и курс у него будет совсем другой. Сейчас белорусский рубль не обеспечен национальным богатством страны - шахтами, заводами, землей, зданиями. Потому что они продаются только за валюту. Причем, как на бытовом уровне, так и на государственном. Вот в этом проблема наших национальных денег. А курс - дело техники.

Финансовый аналитик Андрей Карпунин подытоживает: оказавшись в компании гиперинфляционных стран, белорусскому руководству придется приложить немало усилий, чтобы попытаться оттуда выбраться. По подсчетам эксперта, в лучшем случае сделать это удастся не раньше 2015 год:

- Теперь, для того, чтобы разгрести эту ситуацию, придется приложить много усилий. Ведь, попав в список стран с гиперинфляцию, будет очень сложно потом оттуда выйти. Реально процедура выхода из этого списка завершится совсем не скоро. Сейчас мы закрываем только 2011 год, потом закроем еще 2012-й, 2013-й, и только после закрытия 2014 году можно будет о чем-то говорить. Иными словами, только зимой-весной 2015 года мы сможем принять меры на вывод страны из списка государств с гиперинфляцией. Потому что для анализа и для оценки берется трехлетний период, и 2011 год как раз попадает в эти три года.

Переориентироваться на стандарт финансовой отчетности в гиперинфляционной экономике придется, прежде всего, экспортоориентированным предприятиям и компаниям с иностранным капиталом.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники
•   UDFНовостиЭкономика ❯ Безнадежный диагноз белорусской экономике