Беларусь и нефть: по тропе контрабандистов

Стась Ивашкевич, "Белорусские новости"
22 декабря 2011, 16:29
Странные дела творятся в белорусском государстве. Бушует валютный кризис. Население хранит доллары уже не в чулке под матрасом, а в рамочке на стене.

Из-за хронической нехватки валюты руководство страны начинает пускать на мясо священных коров "рыночного социализма", распродавая ключевые объекты госпромышленности…

Но в то же время Минск находит миллиарды долларов на экзотические "хобби". Несмотря на возможность беспошлинно закупать российскую нефть, белорусские НПЗ перерабатывают еще больше заморского сырья, чем в прошлом году. Через Украину в Беларусь поступает азербайджанская нефть (940 тысяч тонн только за январь-октябрь 2011 г.), но основные объемы "альтернативного сырья" по-прежнему импортируются из Венесуэлы (1,3 млн. тонн за аналогичный период).

И это при том, что, согласно официальным данным, заморские углеводороды обходятся Минску на 15% дороже мировой цены! Правда, в Украине Белорусская нефтяная компания (БНК) перепродает венесуэльскую нефть по демпинговым ценам. Видимо, заполняя таможенные декларации при ввозе товара в Беларусь, БНК несколько преувеличивает свои затраты. Но тогда получается, что Венесуэла, сама переживающая перманентный валютный кризис, продает Беларуси нефть себе в убыток? Вряд ли.

Чтобы понять, кто же оплачивает взаимовыгодное сотрудничество Каракаса и Минска, достаточно взглянуть на другие диковинные поставки "альтернативного" сырья на белорусские НПЗ.

Казахстанский мазут

В прошлом году заместитель главного технолога Новополоцкого НПЗ Алексей Вегера сообщил на конференции в Минске, что его завод вышел на полную загруженность и положительную рентабельность, переключившись частично на переработку казахстанского мазута и российского печного топлива (200 тысяч тонн ежемесячно на обоих белорусских НПЗ). Поставки мазута из Казахстана в прошлом году в пять раз увеличили белорусский импорт из этой страны.

Сверхприбыльная переработка таких объемов импортного мазута на сравнительно немодернизированных белорусских НПЗ вызывает удивление экспертов, поскольку в прошлом году поставки российских нефтепродуктов в страну облагались пошлиной и продавались по мировой цене - также как и сырая нефть. Переработка же казахстанского мазута, с учетом дорогостоящей железнодорожной доставки через Украину, вызывает у участников рынка такое же удивление, как и "венесуэльская эпопея".

Сомнения оказались небеспочвенны. Исходя из документации Белорусской железной дороги, как минимум часть казахстанских углеводородов, поступающих в Беларусь, являются не мазутом, а "нефтью сырой". Но зачем Минску скрывать импорт нефти из Казахстана под видом мазута? Эксперты отмечают, что такое прикрытие является типичным для контрабандного экспорта через Казахстан беспошлинной российской нефти.

"Сырой мазут" казахстанского разлива

Согласно соглашению между Москвой и Астаной, российские нефтяники имеют право вывозить сырье в Казахстан беспошлинно - для переработки на местных НПЗ. На самом деле существенная часть углеводородов реэкспортируется оттуда в третьи страны. На границе контрабандный вывоз оформляется как экспорт мазута, якобы полученного при переработке российского сырья в Казахстане, и уплачивается казахстанская экспортная пошлина на мазут - в разы меньшая, чем российская пошлина на нефть. Недоплачивая половину экспортной пошлины, предприимчивые экспортеры могут получать стандартную прибыль, продавая контрабандную нефть на 30% дешевле мировой цены. Участники рынка иронично именуют схему экспортом "сырого мазута".

В последние годы реэкспорт российской нефти через Казахстан достиг таких масштабов, что в октябре Москва ввела полный запрет на железнодорожные поставки углеводородов в эту страну. Но эти меры коснутся, в основном, лишь мелких контрабандистов.

Российские ВИНКи (вертикально интегрированные нефтяные компании) реэкспортируют сырье, поставляемое по трубопроводам (6 млн. тонн в год), причем не только под видом мазута, но и при помощи свопа с казахстанскими производителями. Последний вариант особенно удобен для "Лукойла", который сам ежегодно добывает 4,5 млн. тонн на казахстанских месторождениях. В отличие от мелких контрабандистов, получающих за такую деятельность тюремные сроки, крупные компании, экспортирующие "сырой мазут", сталкиваются с крайне либеральным отношением властей.

Так, в прошлом году инспекторы ФТС в Новороссийске сделали химический анализ казахстанского мазута, который партиями до 60 тысяч тонн поставлялся танкерами в болгарский порт Бургас, где находится единственный в этой стране НПЗ, принадлежащий "Лукойлу"16. И установили, что на самом деле это - российская сырая нефть. Ущерб государству от недоплаченной пошлины за арестованную партию (30 тысяч тонн) был оценен почти в 7 млн. долларов. Прокуратура, однако, посчитала указанную сумму недостаточной для заведения уголовного дела о контрабанде и ограничилась административным расследованием (указание неправильных данных в транспортных документах). Но вскоре и административное дело было закрыто "в связи с недостаточностью доказательств вины юридического лица".

Российский "сырой мазут"

Российская нефть экспортируется под видом мазута не только из Казахстана, но и через порты самой России, Прибалтики и Украины. Согласно аудиту, проведенному Счетной Палатой РФ, в 2009 году экспорт "сырого мазута" из России составил 10 млн. тонн. Но это, видимо, лишь вершина айсберга, поскольку тут не учтены операции, совершаемые под прикрытием принадлежащих ВИНКам НПЗ. К примеру, Киришский НПЗ "Сургутнефтегаза" ежегодно перерабатывает до миллиона тонн "сверх своей проектной мощности". Основные объемы киришского экспорта идут в Таллиннский порт, который официально сырую нефть не переваливает с 2007 года. Но более 500 тысяч тонн в месяц мазута отправляется из Таллинна в США на танкерах, предназначенных для перевозки сырой нефти.

"Транспортировка мазута танкерами, предназначенными для перевозки сырой нефти (crude oil tankers) иногда практикуется. Но, в отличие от "продуктовозов" (oil products tankers), которые стандартно перевозят мазут, крупнотоннажные crude oil tankers, как правило, не оснащены системами подогрева, необходимыми для того, чтобы не дать мазуту застыть в грузовых баках. Поэтому использование crude oil tankers в холодное время года для перевозки мазута на дальние расстояния является рискованным и используется лишь в отдельных случаях", - объясняет представитель судоходной компании Minerva Marina Ямиас Джанопулос.

Однако при экспорте из Таллинна владельцы упомянутых танкеров таких рисков не боятся. Вероятно, потому, что мазут, который они перевозят, соответствует химическим параметрам сырой нефти.

"Сырой мазут" и Беларусь

До утраты нефтяных преференций Минск тоже активно занимался реэкспортом углеводородов из РФ. В 2009 году через Беларусь только официально было реэкспортировано 2 млн. тонн российского бензина и дизельного топлива. О реэкспорте сырой нефти под видом белорусского мазута можно лишь догадываться. Похоже, что, потеряв в 2010 году официальные нефтяные льготы, Минск договорился с некоторыми российскими партнерами о поставках беспошлинного российского сырья в Беларусь контрабандой - через другие оффшоры.

Так, например, в январе этого года "Сургутнефтегаз", который снабжает белорусские НПЗ по трубопроводам "Дружба", активно искал дополнительные маршруты поставок в Беларусь нефти марки Urals. В частности, компания договорилась о перевалке в украинском порту "Южный" для дальнейшей транспортировки сырья в Мозырь. Причина была в том, что в январе "Транснефть" приостановила поставки в Беларусь из-за очередного конфликта между Москвой и Минском, поэтому дружественным Беларуси нефтяникам пришлось искать способы доставлять нефть через третьи страны. Поскольку на тот момент Кремль уже вернул Беларуси нефтяные льготы (спор в январе, напомним, был не о пошлинах, а о премии к цене), по приемлемой для Минска стоимости поставки могли быть только беспошлинными. Через Украину же такое возможно исключительно контрабандой.

Венесуэльский своп

В прошлом году венесуэльское издание El Nacional сообщило, что во время визита в Каракас Лукашенко вел переговоры о закупке венесуэльской нефти с 30-процентной скидкой - по цене "сырого мазута", причем представители Венесуэльской нефтяной компании допускали такую возможность только при использовании свопа.

Участники рынка, комментируя цену венесуэльской нефти для Беларуси и схему ее доставки, также указывают на высокую вероятность того, что поставки осуществляются по свопу с российскими ВИНКами. Необходимость данной операции, очевидно, была вызвана тем, что поставки миллионов тонн "сырого мазута" в Беларусь напрямую, на фоне политического конфликта между Москвой и Минском, могли вызвать санкции Кремля против контрабандистов.

Вместо этого российские друзья Минска продолжают экспортировать "сырой мазут" в Америку, но продают его там с 30процентной скидкой Венесуэле, которая использует сырье на своих НПЗ в США или перепродает своим американским клиентам. Взамен Каракас по той же цене отправляет в Беларусь аналогичные объемы своей легкой нефти марки Santa Barbara, используя танкеры, которые доставляют в США российское сырье. По прибытии в Таллинн танкеры из Венесуэлы, как правило, там же получают новый груз и везут его обратно в США.

Таким образом, партнеры доплачивают по 30-60 долларов на тонне нефти за обратный фрахт до Америки, чтобы прикрыть поставки на белорусские НПЗ контрабандного сырья из РФ, за которые Минск платит на 200-250 долларов меньше мировой цены.

Должок

Потери российского бюджета от поставок "сырого мазута" в Беларусь могут превышать 500 млн. долларов невыплаченных экспортных пошлин только за прошлый год. В 2011 году убытки намного больше. Ведь, согласно подписанным ранее своп-контрактам, российские ВИНКи продолжают поставлять дешевый "сырой мазут" Венесуэле, которая, в свою очередь, продолжает отправлять в Беларусь танкеры с "Санта-Барбарой". Одновременно Минск расплачивается с поставщиками "сырого мазута", позволяя им реэкспортировать аналогичные объемы углеводородов через Беларусь.

По информации участников рынка, Беларусь в этом году импортировала из России 2,7 млн. тонн дизельного топлива и прямогонного бензина. На нефтебазах белорусской компании "Трайпл" в нефтепродукты добавляется 0,2% спирта, что, согласно белорусскому законодательству, позволяет реэкспортировать их в третьи страны беспошлинно - под видом биодизеля и бензина-растворителя. Учитывая, что в РФ такая смесь облагается стандартной пошлиной на нефтепродукты, потери ФТС от данной схемы реэкспорта за январь-октябрь превысили 600 млн. долларов.

И это не считая вероятного реэкспорта российской сырой нефти под видом белорусского мазута. Так, в октябре Белорусская нефтяная компания заключила с оператором литовского порта Клайпеда беспрецедентно крупный контракт на перевалку мазута - 2,2 млн. тонн за год. В три раза больше, чем годом ранее! Весь этот объем отдан на откуп "Лукойлу", который вывозит оттуда часть белорусского мазута танкерами для сырой нефти. Судя по всему, таким способом Минск расплачивается не только за "сырой мазут", но и за азербайджанскую нефть, которую "Лукойл" поставляет в Мозырь по трубопроводу Одесса-Броды.

Правда, основные объемы каспийского сырья Минску продает "Бритиш Петролеум" - оператору и крупнейшему акционеру месторождения "Азери-Чираг-Гюнешли", где добывается 80% азербайджанской нефти. В прошлом году вице-премьер Беларуси Владимир Семашко подписал в Лондоне контракт, согласно которому британская компания поставляет в Беларусь сырье Azeri Light при посредничестве SOCAR Trading - торговой "дочки" Государственной нефтегазовой корпорации Азербайджана (ГНКАР). Одновременно "Бритиш Петролеум" получает в балтийских портах мазут белорусских и российских НПЗ, часть из которого вывозится в США на танкерах для перевозки сырой нефти.

Примечательно, что российская "дочка" "Бритиш Петролеум" - ТНК-ВР, ведущая против своей материнской компании рейдерскую войну в России, очевидно, оказалась с ней по разные стороны баррикад и в Беларуси. Судя по гневным репликам Александра Лукашенко, российские совладельцы Мозырского НПЗ в Беларуси - ТНК-ВР и "Газпром-нефть" - поставлять свой "сырой мазут" Минску отказались. "Если хоть одна копейка уйдет на ту сторону (российским акционерам завода), пеняйте на себя, - инструктировал Лукашенко руководителя Мозырского НПЗ относительно переработки "альтернативной нефти". - Им не надо было перерабатывать нефть и прибыль не была нужна".

Зато для "хороших нефтяников" белорусский руководитель не скупится на почести и награды. К примеру, в прошлом году в разгар нефтяного конфликта между Минском и Москвой Александр Лукашенко наградил главу "Лукойла" орденом "Дружбы народов". В этом году владелец "Русснефти" получил калийные месторождения в Беларуси.

Недавно Александр Лукашенко с благодарностью заявил, что поставками своей нефти Венесуэла и Азербайджан помогли Беларуси сохранить независимость. Действительно, трудно переоценить готовность Уго Чавеса и Ильхама Алиева предоставить политическое прикрытие контрабандным сделкам Минска с российскими нефтяниками. Оплачивает же всю эту любовь российский бюджет, и счет его потерь от нефтяной контрабанды через Беларусь идет на миллиарды долларов. А прибыли поступают на оффшорные счета белорусского руководства и российских нефтяников…
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники
•   UDFНовостиЭкономика ❯ Беларусь и нефть: по тропе контрабандистов