Венесуэльская нефть больше не нужна

BISS
3 января 2012, 07:28
Два года назад белорусские власти с помпой объявили о том, что нашли альтернативу российской нефти.

Искать альтернативу стали в ситуации, когда Россия резко изменила условия поставок нефти для Беларуси, впервые установив для нее лимит беспошлинного сырья в объеме 6,3 млн. т, - всю остальную нефть Беларусь должна была покупать по стандартной российской пошлине (отметим, что белорусские НПЗ при полной загрузке перерабатывают около 22 млн. т в год).

Поскольку альтернатива российской нефти была найдена в далекой Венесуэле, эксперты скептически оценивали перспективы данного проекта, учитывая логистику доставки венесуэльского сырья.

Уже тогда было понятно, что экономическая целесообразность в подобных поставках могла быть лишь в случае бонусной цены или льготных схем оплаты нефти, что с учетом особых отношений президентов Беларуси и Венесуэлы исключить было нельзя.

Аверс альтернативной нефти на Мозырь

Уже с мая 2010 года Беларуси удалось организовать регулярную поставку венесуэльской нефти танкерами (по 2-3 танкера в месяц по 80 тыс. т). Она поставлялась на отечественные НПЗ через 3 порта - украинскую Одессу, эстонскуюю Муугу и литовскую Клайпеду, а затем по железной дороге доставлялась на белорусские НПЗ.

Между тем, амбиции в отношении альтернативной нефти у белорусской власти были очень большими. В октябре 2010 года БНК и венесуэльская PDVSA заключили рамочное соглашение на поставку 30 млн. т нефти в 2011-2013 годах: по 10 млн. т ежегодно.

Поставлять нефть в таких объемах цистернами было не только неразумно, но и невозможно. Поэтому белорусские нефтяники стали отрабатывать логистику потавок венесуэльской нефти по наиболее дешевой схеме. Обстоятельтсва так сложились, что к этому времени украинский трубопровод Одесса-Броды остался без работы - российские компании практически прекратили по нему транзит сырья.

Это позволило Беларуси в ноябре 2010 года впервые попробовать эту трубу в режиме прямой прокачки для поставки на Мозырский НПЗ 80 тыс. т нефти российской нефти сорта Urals.

Одновременно белорусская сторона готовилась использовать Одесса-Броды для системной прокачки нефти. 17 января 2011 года глава "Укртранснефти" Александр Лазорко и замгенерального директора ЗАО "Белорусская нефтяная компания" (БНК) Андрей Шишко подписали договор об оказании услуг по транспортировке нефти. Поставка каспийской нефти по маршруту Одесса-Броды до Мозырского НПЗ стала дешевле в сравнении с железной дорогой примерно на 30 USD/т.

А для того, чтобы еще больше оптимизировать всю цепочку доставки сырья, белорусские нефтяники готовилась работать по своп-схеме.

Механизм своп-схемы следующий. Государственная нефтяная компания Азербайджана, работающая на месторождениях в Венесуэле, получила право поставить на рынки Северной Америки 4 млн. т нефти. Взамен этим поставкам азербайджанская нефть поступает в Беларусь. Она сначала из порта Супса поставляется в порт Одесса, а затем компания "Укртранснафта" обеспечивает ее транспортировку по трубопроводу Одесса-Броды далее в Беларусь.

Заявленные 4 млн. т легкой нефти предполагалось поставить через евразийского партнера, которому венесуэльская компания PDVSA в своих портах продает нефть марки "Санта Барбара" с целью ее последующей реализации на южно-американском рынке.

Системная прокачка азербайджанской нефти в направлении Мозырского НПЗ по украинскому нефтепроводу Одесса-Броды началась 13 февраля 2011 года.

Азербайджанская нефть по остаточному принципу

В течение 2011-2012 годов Беларусь гарантировала поставки по украинскому нефтепродпроводу Одесса-Броды транзит по 4 млн. т нефти в год. Договор был заключен сроком на 2 года с последующей его пролонгацией по соглашению сторон. Белорусская сторона заявляла, что в дальнейшем контракт может быть продлен, а объемы поставки возрасти до 8 млн. т в год.

Однако график поставок азербайджанская нефти стал срываться чуть ли не с первого дня. Чтобы азербайджанская нефть попала на Мозырский НПЗ, из трубопровода Одесса-Броды требовалось вытеснить 620 тыс. т технологической нефти сорта Urals. Если бы украинский нефтепровод ежесуточно перекачивал 23 тыс. т нефти, на это потребовалось бы около 1,5 месяца и уже в марте азербайджанская нефть пришла бы на Мозырский НПЗ.

Однако в марте Беларусь неожиданно просит азербайджанскую сторону снизить объемы поставок из-за планового капремонта на Мозырском НПЗ. У белорусской стороны был выбор, какой нефтью пожертвовать – российской или азербайджанской. Выбор был сделан в пользу российской. Цена российской нефти была тем ключевым фактором, на который Минск никак не мог закрыть глаза: снижение импорта российской нефти неминуемо обернулось бы повышением цены вследствие повышения премии.

После завершения капремонта на Мозырском НПЗ, поставки азербайджанской нефти в Беларусь по Одесса-Броды возобновились, однако их объем снижался м в последние месяцы года Мозырский НПЗ принимал лишь 80 тыс. т нефти (один танкер).

Оптимизация импорта

Почему белорусская сторона так быстро потеряла вдохновение в отношении проекта, который так настойчиво опекала еще год назад?

Изначально было понятно, что отечественные НПЗ пока не способны эффективно перерабатывать углеводородное сырье по мировой цене. Тем не менее, даже несмотря на то, что ценовые условия импорта венесуэльской нефти остаются непрозрачными, при определенных обстоятельствах данный проект для Беларуси остается выгодным.

Прежде всего, белорусская сторона постаралась максимально оптимизировать логистику поставок венесуэльской нефти.

Подписание соответствующего соглашения на первом этапе, когда поставки нефти в Беларусь осуществлялись через территорию Украины железнодорожным транспортом, позволило снизить транспортные расходы с 65,2 USD до 42,5 USD/т. Затем, когда стороны перешли на трубопроводный транспорт, расходы снизились до 15 USD/т.

Зампредседателя концерна "Белнефтехим" Владимир Волков ранее отмечал, что выгода поставок нефти трубопроводным транспортом вполне ощутима. По его словам, в 2011 году Беларусь получала доход от венесуэльской нефти в размере 4-6 USD/т.

Такая доходность формировалась по нескольким причинам. Помимо оптимизации логистики поставок, также, вероятно, работали схемы, позволявшие удешевить импорт альтернативной нефти.

Кроме того, нефтепродукты, выработанные из венесуэльской нефти, поставлялись на экспорт (а не на убыточный внутреннем рынок), причем, на один из самых привлекательных и оптимальных по логистике рынок - украинский.

Кроме того, белорусская сторона в Таможенном союзе добивалась отмены дискриминационной для себя пошлины для импортируемой сырой нефти (раньше она составляла 5%). Россия долгое время не соглашалась идти на уступки. Белорусские чиновники приложили массу усилий, чтобы убедить, что теряет на пошлинах около 300 млн. USD в год (исходя из предполагаемого объема импорта нефти не из стран Таможенного союза в объеме 10 млн. т).

Россия вытеснила альтернативу

Однако невзирая на огромные усилия по оптимизации импорта и полученный на первом этапе неплохой результат, белорусская сторона, тем не менее, в 2011 году венесуэльский проект еле теплился.

На это повлияло ряд факторов.

Источники в нефтяной отрасли отмечают, что причиной в том числе стал тяжелый для белорусской нефтянки финиш 2010 года. Тогда, в частности, Белорусскую нефтяную компанию, которая является оператором венесуэльско-азербайджанского свопа, обязали в ущерб собственной экономике с целью выполнения директивных показателях закупить большой объем российской нефти со стандртной пошлиной. Нынешний кризис также серьезно повлиял на финансовую ситуацию БНК.

Однако главная причина все же другая. При подписании нефтяных соглашений в рамках создания ЕЭП профильные российские чиновники заявили, что собираются вытеснить с белорусских НПЗ любую альтернативную нефть.

Это им удалось. На вытеснение альтернативы в принципе были нацелены и условия поставок российской нефти в Беларусь в 2010 году.

Размер премии к цене поставляемой в Беларусь российскими компании нефти был жестко завязан на согласованный балансом объем - 21,7 млн. т, а также на объем поступивших в российский бюджет пошлин. Зависимость получалась простая: чем больше Беларусь покупает российской нефти и чем больше перечисляет дивидендов, тем ниже премия.

По этой причине Беларусь в 2011 году минимизировала импорт альтернативной нефти. А в ближайшее время у нее такой необходимости вообще может не возникнуть. По крайней мере, в 2012 году.

В середине декабря Беларусь и Россия согласовали баланс нефтяного сырья Беларуси на 2012 год. Предусмотрена поставка в Беларусь 21,5 млн. т российской нефти трубопроводным транспортом - на 3,5 млн. т больше, чем в 2011 году. Кроме того, баланс включает также возможность поставок в Беларусь 2 млн. т нефти в год по железной дороге. Эти поставки позволят полностью загрузить белорусские НПЗ и, кроме того, Беларусь сохранит возможность экспорта всего объема собственной нефти (1,68 млн. т).

Впрочем, и белорусская сторона, похоже, что всерьез не рассматривала венесуэльско-азербайджанский своп как альтернативу российской нефти. Это был запасной вариант и аргумент в споре с российскими нефтяными компаниями за более комфортные условия поставок. Это откровенно признал в этом году зампредседателя концерна "Белнефтехим" Бронислав Сивый. "По сути, нам теперь выгоднее работать с Россией, но мало ли что произойдет завтра в отношениях с Россией. Поэтому надо, чтобы мы имели эту диверсификацию, и мы будем эту работу продолжать", - сказал он.

Придется платить

Еще в середине декабря 2010 года в БНК уверенно заявляли, что Беларусь в 2011 году намерена закупить в Венесуэле 10 млн. т нефти (в соответствии с контрактом с венесуэльской компанией РDVSA). Из этих 10 млн. т часть нефти будет закуплена непосредственно в Венесуэле и поставлена танкерами через морские порты стран Балтии, а часть (до 8 млн. т) транспортирована по украинской и белорусской системе магистральных нефтепроводов.

Между тем, как сообщил в середине декабря глава правления "Укртранснафты" Александр Лазорко, Украина транспортировала в Беларусь в этом году 988 тыс. тонн азербайджанской нефти. Кроме того, по оценкам, еще около 500 тыс. т нефти будет поставлено в этом году через эстонский порт Мууга.

Даже если и удастся белорусской стороне в последние пару недель года доставить 1-2 танкера (по 80 тыс. т), в любом случае очевидно, что реальный объем поставки нефти окажется намного ниже, чем прогнозировалось.

Кстати, украинские партнеры изначально скептически относились к возможностям белорусской стороны организовать поставки альтернативной нефти в заявленных объемах. Поэтому в соглашении по транзиту нефти заложили жесткий принцип - "прокачивай или плати". Таким образом, если белорусский партнер не прокачивает нефть через Украину, он все равно обязан платить. По имеющимся данным, это около 60 млн. USD в год.

Поскольку договор заключен и на 2012 год, то эту сумму Беларусь оплатит Украине и в следующем году. Хотя весьма сомнительно, что она будет прокачивать альтернативную нефть в ближайшие годы.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники
•   UDFНовостиЭкономика ❯ Венесуэльская нефть больше не нужна