Эксперт: В конце года мы можем стать свидетелями продажи половины “Нафтана“

"Завтра твоей страны"
11 января 2012, 10:17
ОАО "Газпром" имеет право потребовать от властей Беларуси выкупить за 5 миллиардов долларов ранее проданные российской компании акции ОАО "Белтрансгаз" в случае неисполнения ряда положений соглашения между правительствами двух стран об условиях купли-продажи акций и дальнейшей деятельности "Белтрансгаза". Подводные камни есть не только у этого соглашения, уверены эксперты.

Согласно тексту соглашения, попавшего в распоряжение агентства "ПРАЙМ-ТАСС", "белорусская сторона обязуется по требованию ОАО "Газпром" выкупить все ранее переданные ОАО "Газпром" акции ОАО "Белтрансгаз" за 5 миллиардов долларов, а также компенсировать ОАО "Газпром" все убытки, которые могут у него возникнуть в связи с этим" в случае невыполнения любого из указанных в документе условий. Экономист Лев Марголин убежден: нет таких механизмов, чтобы заставить Беларусь выкупить эту собственность обратно.

- Обычно при приватизации бывает наоборот: государство выставляет инвестору условия и оговаривает, что при их невыполнении оно может выкупить объект. Объект находится на территории страны под ее юрисдикцией. Но каким образом "Газпром" может заставить Беларусь выкупить обратно "Белтрансгаз" и откуда Беларусь возьмет на это деньги? – задается вопросом эксперт. – Это, скорее, инструмент морального давления.

Саму продажу "Белтрансгаза" эксперт называет правильным решением.

- Тем более что это тот объект собственности, который, кроме России, никому больше не нужен, - отмечает Лев Марголин. - Россия же может сделать с этим газопроводом то же, что и с северной веткой нефтепровода "Дружба", которая шла на Литву, -- просто объявить ее аварийной и перестать качать по ней нефть.

Главная опасность, по мнению экономиста, состоит в том, что вся выручка от этой продажи "проедается".

- Если бы средства от продажи собственности шли на выполнение серьезной программы либерализации и модернизации экономики, это было бы гораздо лучше, чем брать кредиты, - считает эксперт. - Но все банально "проедается". Более того, через год, мы, можем стать свидетелями продажи 50% акций "Нафтана", поскольку кредит под залог акций взят на год и, скорее всего, никто его возвращать не собирается при обязательствах выплачивать по 1,6 миллиарда долларов в год. Где взять деньги?

Как отмечает политолог Александр Класковский, всплывшие подробности договора о продаже "Белтрансгаза" иллюстрируют известное изречение, что "дьявол кроется в деталях".

- Из этого договора следует, что Россия, не доверяет белорусскому партнеру, предполагает, что возможны обострения отношений. Вот почему в каждом пункте этого договора забиты условия, способные сразу пресечь возможные попытки белорусской стороны играть в привычной манере - когда нахрапом, шантажом Москву вынуждали идти на уступки, - отмечает эксперт.

Однако Александр Класковский тоже сомневается, что России удастся заставить Беларусь выкупить "Белтрансгаз" в случае каких-то обстоятельств.

- На практике такой пункт вряд ли будет реализован, хотя бы потому, что официальный Минск может вывернуть карманы и показать, что в них гуляет ветер, - полагает аналитик. В то же время Россия может апеллировать к этим пунктам и обратиться, например, в суд ЕврАзЭС.

- В большом пакете документов в рамках евразийской интеграции, который радостно подписало белорусское руководство, отрапортовав об огромных выгодах для страны, на практике может проявиться немало юридических "крючков", которые привязывают Беларусь. Через некоторое время может оказаться что это не римейк отношений в духе "нефть в обмен на поцелуи", а именно то, что аналитики называли "ловушкой евразийской интеграции" , - прогнозирует Александр Класковский.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники
•   UDFНовостиЭкономика ❯ Эксперт: В конце года мы можем стать свидетелями продажи половины “Нафтана“