Северокорейское будущее Беларуси

"Завтра твоей страны"
29 февраля 2012, 10:07
Деление бизнеса на "своих и чужих" поворачивает развитие экономики Беларуси вспять. Это нормально, когда предприятия конкурируют между собой в сбыте продукции и в получении необходимых ресурсов – сырьевых, денежных, кадровых. Однако в Беларуси говорить о добросовестной конкуренции между частным бизнесом и государственным сектором не приходится.

- Частный бизнес фактически никогда не получал денег из инновационных фондов, в которых предприятия частной формы собственности были основными донорами, - утверждает председатель Клуба финансовых директоров Андрей Карпунин. – Это касается инновационных фондов и в торговле, и в строительстве.

Покупайте втридорога!

Такая же ситуация – "главное, чтобы частнику не досталось" - и в распределении сырьевых ресурсов.

Каждый год квоты на стекло, цемент, полиэтиленовые гранулы, древесина, вторсырье и другие сырьевые материалы по одинаковой схеме распределяются между государственными и частными предприятиями.

- Незначительные квоты раздают частным предприятиям и большие – государственным, - рассказывает председатель Республиканской конфедерации предпринимательства Виктор Маргелов. - А все, что свыше квот, покупайте втридорога. Каждый год частные предприятия бешеные деньги платят, например, за оконное стекло, потому что нет другой возможности приобрести его.

Негосударственные предприятия практически не могут получить по распределению специалиста с бюджетной формы обучения - им предлагают заключить договор с институтом и заплатить за обучение студента.

- Многие пробовали, - говорит Виктор Маргелов. – Обучали студента, а он пришел, поработал немного и ушел. Но, с другой стороны, за чьи деньги учат студентов-бюджетников? В том числе, и за деньги частных предприятий, которые платят налоги государству. Тогда почему частник за специалиста должен дополнительно платить?

Поддержку – малым!

По мнению экспертов, между государственным и частным бизнесом должен быть знак равенства абсолютно во всем: в банковских кредитах, в господдержке, в доступе к государственному заказу. При этом малому бизнесу следует оказывать особую поддержку.

- В США, европейских государствах, Японии четко действует правило: малый бизнес имеет приоритетное право на госзаказы в определенных процентах, - приводит пример Андрей Карпунин. - Крупные корпорации обязаны от 5 до 20 процентов закупок осуществлять у малого бизнеса. Это дает ему возможность расти и развиваться. А у нас, наоборот, лучше государственный сектор возьмет себе в два раза больше и сгноит потом на складах, чем достанется хоть что-то малому бизнесу.

На деле, как отмечает эксперт, "у чиновников в голове есть четко проведенная граница: по одну сторону находятся они, по другую - частный бизнес".

В первую очередь такая политика приводит к потере конкурентоспособности.

- Наличие добросовестной конкуренции – это вопрос долгосрочной устойчивости системы и ее суммарной эффективности, - говорит Виктор Маргелов. - Если одни участники рынка недобросовестными методами получают дополнительное конкурентное преимущество, они ослабляют добросовестных участников, и система со временем теряет устойчивость.

Деление бизнеса на "своих и чужих" поворачивает развитие экономики Беларуси вспять.

- Целые научно-исследовательские учреждения должны работать, чтобы определить размер ущерба, который наносится стране этими действиями, - считает Андрей Карпунин. – Должно быть четкое понимание, что есть путь, по которому идет Северная Корея, где конкуренция отсутствует, но есть и Сингапур, который никогда не "душил" мелкий и средний бизнес. В результате мы видим, каких экономических успехов достигла эта маленькая страна.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники
•   UDFНовостиЭкономика ❯ Северокорейское будущее Беларуси