МАЗ и КамАЗ: то ли начало конца, то ли конец начала

Денис Лавникевич, BEL.BIZ
26 июня 2012, 14:04
Первый вице-премьер белорусского правительства Владимир Семашко, выступая 22 июня в парламенте, заявил, что Беларусь считает необходимым создание ряда альянсов с Россией в области промышленных активов.

"Например, в настоящее время ведутся переговоры по объединению активов МАЗа и КамАЗа. Это позволит получить взаимовыгодный синергетический эффект, увеличить объемы реализации продукции, снизить издержки. Создание СП возможно только на паритетной основе", – сказал Семашко.

Первый вице-премьер заявил, что наконец-то достигнута договоренность с Россией по принципам создания холдинга "РосБелавто". "Российское государство в лице "Ростехнологий" владеет 49,9% акций КамАЗа. Беларусь – 100% акциями МАЗа. Чтобы была паритетность управления холдингом "РосБелавто", расчеты показывают, что если КамАЗ внесет 49% принадлежащих государству акций, то МАЗу нужно вносить 75%, исходя из произведенной оценки", – заявил в пятницу Владимир Семашко.

"Мы же хотим для сохранения влияния оставить 25% плюс 1 акция Беларуси, а 75% минус 1 акция – отдать холдингу. Тогда будет паритетность, тогда в холдинге решения будут приниматься консенсусом, никто не будет ущемлен", – продолжил первый вице-премьер.

"Мы сделали предложение российской стороне и получили согласие. Я думаю, что если с той стороны сказали "да", наш президент сказал "да", то так тому и быть. Наверное, на этих условиях будет создан холдинг по производству грузовых автомобилей "РосБелавто", – сказал Семашко.

Он пояснил, что, в соответствии с оценкой рыночной стоимости активов, произведенной компанией Ernst&Young, стоимость КамАЗа составляет $1,6 млрд, МАЗа – $1,1 млрд. По словам первого вице-премьера, после обсуждения данной оценки, участники проекта с ней согласились. Как заявил Владимир Семашко, штаб-квартира холдинга будет размещаться в Москве.

"РосБелавто" будет создан с центром компетенции в Москве", – сказал первый вице-премьер. Впрочем, о том, что Россия и Беларусь все же достигли принципиального согласия по принципам формирования холдинга МАЗ – КамАЗ, первой сообщила пресс-служба президента Беларуси 21 июня.

Генеральный директор КамАЗа Сергей Когогин в кулуарах Петербургского международного экономического форума заявил, что минимальный оборот холдинга с МАЗом может составить до семи миллиардов евро.

"Эта интеграция для белорусской стороны выгодна. Во-первых, это объединенный рынок автомобилей, на котором сегодня мы продаем 77% продукции МАЗа. И главное, что сюда мы можем войти через кооперационные поставки, то есть специализации уже в рамках объединенного холдинга. У нас еще есть холдинг "Автокомпоненты", который, мы полагаем, можно будет активно вовлечь в кооперацию с этим объединенным холдингом. Принципиальное согласие собственников КамАЗа по этому вопросу имеется", – заявил премьер-министр Михаил Мясникович во время своего недавнего доклада президенту.

Сегодня "Ростехнологиям" принадлежит 49,9% акций КамАЗа. Еще 27,3% ценных бумаг производителя контролирует инвесткомпания "Тройка Диалог", 11% – немецкий концерн Daimler.

Напомним, вся эта история началась с того, что в феврале 2011-го госкорпорация «Ростехнологии» предложила руководству Беларуси объединить КамАЗ и МАЗ в одну компанию, в результате чего КамАЗ станет владельцем 100% акций МАЗа, а белорусское правительство получит пакет акций КамАЗа. Но в ответ первый Владимир Семашко заявил, что белорусская сторона не намерена расставаться более чем с 49% МАЗа. Тогда Москва предложила создать совместное предприятие «РосБелавто» на базе МАЗа и КамАЗа. Изначально предполагалось, что с белорусской стороны в холдинг войдут активы еще и других машиностроительных предприятий. Но и эта идея застопорилась.

Принципиальные разногласия состояли в том, что белорусская сторона настаивала на слиянии исключительно на паритетной основе (50% на 50%), а Россия хотела получить контроль в создаваемом холдинге. В мае глава госкорпорации "Ростехнологии" (акционер КамАЗа) Сергей Чемезов заявил, что российская сторона должна иметь контрольный пакет акций в Росбелавто (50% плюс одна акция), иначе структура будет неуправляемой. Создание СП с МАЗом на паритетной основе просто невозможно еще и потому, что стоимости активов МАЗа и КамАЗа сильно отличаются не в пользу белорусского предприятия, пояснял Чемезов.

Однако Беларусь упорно оценивала своего автогиганта значительно выше реальной рыночной стоимости. Так, в феврале 2011-го года было заявлено, что МАЗ стоит $2,5 млрд – КамАЗ на тот момент стоил всего $2,02 млрд, исходя из капитализации. МАЗ – непубличная компания, так что оценить ее стоимость сложно. Поэтому госкорпорация "Ростехнологии" предложила сперва провести оценку обоих активов, а потом провести обмен акциям.

Белорусское правительство привлекло международную аудиторскую компанию Ernst&Young, которая оценила стоимость активов МАЗа в $800 млн. Это явно не устроило белорусские власти: КамАЗ уже оценивался намного дороже ($2,4 млрд). Тогда контракт с Ernst&Young пригрозили просто расторгнуть и заказали повторную оценку. И получили требуемую цифру – $1,095 млрд.

14 июня Александр Лукашенко говорил, что готов отказаться от этой идеи, если позиция России не изменится. "Мы твердо договорились: если мы объединяем активы, значит в общей компании 50/50, соответствующее управление. Но руководство той корпорации, видите ли, не устраивает 50/50. Надо контрольный пакет акций, и дороговато Беларусь просит. Ну хорошо, если дорого, тогда не надо соглашаться. Давайте будем работать", – заявил Лукашенко, отметив, что у него состоялся разговор с президентом России о перспективах объединения двух предприятий.

"МАЗ сегодня нисколько не хуже КамАЗа. С удовольствием его покупают. И не только в республиках СНГ, но и в России с удовольствием берут", – сказал глава Беларуси. Для КамАЗа белорусский завод интересен тем, что МАЗ широко представлен в сегменте седельных тягачей, где доля КамАЗа пока меньше 5%. За счет Минского автозавода КамАЗ получит новый сегмент рынка. МАЗу же одному будет сложно выжить на рынке, да и КамАЗу нужны союзники, чтобы противостоять конкурентам, которые хлынут в Россию после вступления в ВТО.

Российский посол в Минске Александр Суриков недавно заявил: "Есть опасения, что и МАЗ, и КамАЗ будут выжиты со всех рынков китайскими компаниями. Если белорусская сторона уйдет со своим МАЗом в сторону, у нее появятся проблемы еще быстрее, чем с другими конкурентами".

Свои мнения по вопросу «нового расклада сил» в проекте создания холдинга «РосБелавто» для портала BEL.BIZ изложили белорусские и российские эксперты.

Ярослав Романчук, экономист:

– Судя по всему, соглашение действительно достигнуто. Остается непонятным один вопрос – как эти доли-проценты относятся к совместному предприятию, то есть к холдингу как к самостоятельному юридическому лицу. Мы услышали, какие доли МАЗа и КамАЗа будут внесены в холдинг "РосБелавто", но не знаем еще, как будет контролироваться сам холдинг. Семашко все это настолько путано объяснял, что у меня сложилось впечатление, будто он хотел скрыть правду.

Артем Шарифов, инвестиционный аналитик, инвесткомпания "Тройка Диалог" (Москва):

– Лично я пока словосочетание «соглашение достигнуто» слышал только от белорусского руководства – от Лукашенко, Мясниковича, Семашко. Так что это белорусская сторона, видимо, считает, что соглашение по "РосБелавто" достигнуто. Но наши партнеры – совладельцы КамАЗа – пока ничего подобного не говорили. И пока я не услышу об этом от Сергея Чемезова, от Дмитрия Медведева, – я не стану говорить, что Беларусь и Россия пришли к окончательному соглашению относительно слияния МАЗа и КамАЗа в какой-либо организационной форме.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники
•   UDFНовостиЭкономика ❯ МАЗ и КамАЗ: то ли начало конца, то ли конец начала