У иностранного бизнеса в Беларуси российско-кипрское лицо

Дмитрий Заяц, "Белорусские новости"
27 июня 2012, 11:15
Привлечение в экономику страны иностранных инвестиций — не самая сильная сторона белорусского правительства. Кое-какие деньги, безусловно, привлечь удается, но их происхождение порой вызывает вопросы.

Как удалось выяснить интернет-газете Naviny.by, во многих случаях учредителями иностранных компаний в Беларуси выступают кипрские структуры.

Кипрские корни белорусского бизнеса

С учетом давних торгово-экономических и политических взаимоотношений закономерно, что чаще всего учредителями иностранных (совместных) предприятий в Беларуси являются российские структуры. По состоянию на начало 2012-го года в Беларуси насчитывалось 700 иностранных предприятий и более 1300 совместных предприятий, учредителями которых выступали российские юридические и физические лица.

Если сравнивать иностранных собственников по их вкладу в уставные фонды белорусских предприятий, то на первое место также выходят россияне. А вот на втором месте по размеру средств, внесенных в уставные фонды белорусских предприятий, оказались… кипрские структуры. По состоянию на начало 2012 года кипрский капитал присутствовал в 447 организациях на территории Беларуси.

Интернет-газета Naviny.by решила выяснять, почему у белорусских компаний, созданных с участием иностранных инвесторов, нередко кипрские корни.

У иностранного бизнеса в Беларуси российско-кипрское лицо

Инфографика Анатолия Татарчука

Информированный источник рассказал Naviny.by, что «деньги через Кипр заводят в Беларусь многие: и белорусские бизнесмены, и иностранные компании, и российские бизнесмены».

Причин, по которым Кипр так притягателен для инвесторов, несколько, говорит управляющий директор департамента инвестиционного банкинга компании EnterInvest Даниэль Крутцинна.

«В Восточной Европе часть местного капитала пользуется Кипром для реинвестиций. Создание компании на Кипре позволяет инвесторам чувствовать себя более защищенными, проще привлекать финансирование за границей. Регистрация бизнеса на Кипре позволяет легче продавать бизнес и, наконец, это позволяет платить меньше налогов с прибыли», — констатирует Даниэль Крутцинна.

Налоги меньше — дивиденды больше

Как сообщил Naviny.by информированный источник, дивиденды, выплачиваемые дочерним белорусским предприятием компании на Кипре, облагаются по ставке 5%. «В то же время дивиденды, выплачиваемые белорусским физическим лицам, облагаются налогом в размере 12%», — напомнил собеседник Naviny.by, подчеркнув таким образом, что с фискальной точки зрения перечислять прибыль кипрской структуре выгоднее.

Инвестиционные консультанты выделяют также и другие преимущества регистрации компании на Кипре. В частности, один из экспертов Naviny.by обратил внимание на то, что белорусское законодательство не позволяет заключать соглашения между акционерами о правилах управления приобретаемыми бизнес-активами.

«Инвестиционная практика часто создает необходимость подписать соглашение между акционерами (на случай, например, если между ними возникнет конфликт, если один из участников захочет выйти из числа собственников). Законодательство Евросоюза, в частности, Кипра, позволяет урегулировать эти вопросы и в дополнение к уставу заключать соглашения, которые являются юридически обязывающими для акционеров», — пояснил информированный источник Naviny.by в инвестиционных кругах.

Впрочем, отмечают наблюдатели, Кипр подвержен сильному влиянию греческого кризиса. Поэтому сегодня доверие к Кипру как к финансовому центру снизилось и ему на смену, возможно, со временем придут другие юрисдикции, которые будут пользоваться популярностью среди инвесторов.

«Альтернативой Кипру может выступать Голландия, Швейцария, Великобритания, Австрия. Однако издержи на содержание бизнеса в той же Голландии выше, чем на Кипре», — отмечает Даниэль Крутцинна.

Амнистия нам не поможет

По мнению бизнесмена Петра Марцева, одна из причин создания белорусами компаний в оффшорных зонах, к числу которых некоторые наблюдатели относят и Кипр, связана со стремлением предпринимателей вернуть в страну белорусские деньги, которые ранее по разным схемам были из Беларуси выведены.

Белорусские власти, кстати, недавно подключились к дискуссии о необходимости принять меры, которые бы способствовали возврату в страну национального капитала.

«В последнее время много говорят о целесообразности проведения амнистии капиталов. Если эта тема действительно актуальна для Беларуси и способна принести серьезный экономический эффект, ее надо проработать. Но идя на этот шаг, следует четко регламентировать условия, объекты и субъекты амнистии, обеспечить всестороннюю защиту интересов государства. Я жду ваших предложений», — заявил Александр Лукашенко в мае, выступая в Овальном зале с посланием к народу и Национальному собранию.

Амнистия капитала эффективна, необходима и возможна лишь в том случае, если у бизнеса существует доверие к своей стране, полагает Петр Марцев.

«Амнистия капитала ничего не дает, если нет глубоких экономических реформ, которые меняют правила игры в экономике и бизнесе в лучшую сторону. Более того, такие изменения должны быть необратимыми. То есть инвесторы должны понимать, что законы не будут меняться каждый год и при этом задним числом», — говорит Марцев.

В общем, предстоит Беларуси проделать немалый путь, чтобы национальный капитал стал оседать на родной земле. Ну а пока соответствующие условия отсутствуют, бизнесмены находят другие места, чтобы держать свои деньги в безопасности.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники
•   UDFНовостиЭкономика ❯ У иностранного бизнеса в Беларуси российско-кипрское лицо