Беларусь попала в денежно-кредитный тупик

bel.biz
22 октября 2012, 17:27
На прошедшей неделе председатель правления Национального банка Беларуси Надежда Ермакова наконец-то объяснила, что происходит на финансовом рынке страны в последний месяц.

А также она прокоментирова почему Нацбанк не принимает мер по снижению ставок по рублевым кредитам, рост которых грозит замедлением в развитии экономики.

Дальше выжидать с пояснениями было, наверное, уже нельзя, так как некоторые банки ограничили предоставление кредитов в рублях, а ставки по межбанковским кредитам сроком на 1 день на прошедшей неделе выросли уже до 55% годовых, превысив средний уровень ставок до кризиса ликвидности примерно в 2,5 раза.

Причина дефицита рублей довольно тривиальна: население и предприятия в августе-сентябре тратили имеющиеся у них белорусские рубли на покупку иностранной валюты, что и привело к дефициту последней.

Нацбанк, конечно, мог бы в связи с этим предоставить банками дополнительные рублевые ресурсы, но делать этого не стал, ограничившись обеспечением только текущих операций банков. Поступая таким образом, Нацбанк рассчитывает снизить ажиотажный спрос на валюту со стороны предприятий и заставить их продавать свою валюту.

Продавать предприятиям есть что: по последним данным Нацбанка, на 1 октября 2012 года у предприятий на непереводных депозитах в находилось валюты на 23,2 трлн. BYR, причем данные депозиты выросли за сентябрь на 1,9 трлн. BYR. То есть, если предприятия начали бы продавать валюту, то они, действительно, могли бы не допустить возникновения дефицита рублей на рынке.

Аналогично поступают и физические лица, которые, как сообщила Надежда Ермакова, в сентябре снизили рублевые сбережения почти на 900 млрд. BYR, а вот валютные увеличили примерно на 260 млн. USD. В рублевом выражении непереводные депозиты населения за сентябрь выросли на 2,4 трлн. BYR, достигнув 45,3 трлн. BYR. В рублевом выражении это очень большая сумма - немногом более 5 млрд. BYR.

В условиях дефицита рублей Нацбанк принял решение не снижать ставку рефинансирования в октябре. Но и повышать ее не стал.

Впрочем, Надежда Ермакова особой обеспокоенности сложившейся ситуацией на финансовом рынке Беларуси не высказала. Она ожидала стабилизации ситуации после 14 октября, когда завершится формирование банками фонда обязательных резервов в размере около 15 трлн. BYR. Скачка курса доллара Ермакова ждет, и до конца года, по ее мнению, курс не дойдет до 9 тыс. BYR/USD.

Действия Нацбанка в настоящее время выглядят вполне разумными. Они действительно через какое-то время приведут к стабилизации на финансовом рынке страны.

Но дело в том, что в целом избранная Нацбанком стратегия не приведет к решению проблем, существующих в настоящее время

Наступит декабрь, население и предприятия вспомнят о том, что с 1 января 2009 года Нацбанк осуществил девальвацию рубля, и снова начнут скупать доллары. Благо, что рублей к тому времени у них опять будет достаточно из-за роста зарплаты у населения и прибыли у предприятий. То есть, в декабре-январе можно ожидать повторения происходящих сейчас событий.

Допустим, ставки по рублевым средствам снова вырастут, Нацбанк как обычно не станет поддерживать банки и ситуация в течение месяца-двух нормализуется. Но в начале весны в Беларуси стартует посевная компания, на которую если не Нацбанк, то правительство деньги наверняка найдет, что окажет давление на рубль. В итоге - беспокойство у населения и предприятий.

Кроме этого, возможно возникновение кризиса и по другим причинам. Его может вызвать и сам Нацбанк, если, руководствуясь идеей о свободном образовании курса белорусского рубля, допустит значительное (на несколько процентов в месяц) ослабление белорусского рубля по отношению к доллару. В этом случае население и субъекты хозяйствования решат, что ожидаемая ими девальвация наступила и опять начнется скупка валюты, рост ставок и т. п.

Бег по кругу

И так будет повторяться снова и снова. Ставки по кредитам, возможно, будут подниматься не так значительно, как в октябре, но в этом случае будет возникать дополнительное давление на курс рубля. Чтобы ситуация в конечном итоге нормализовалась и ставку рефинансирования можно было снизить до нормального уровня – ниже 10% годовых, потребуется не один год, и это при том, что придется смириться с падением темпов роста ВВП, так как высокие ставки будут препятствовать росту.

Но у руководства Беларуси терпения на несколько лет явно не хватит, и президент РБ распорядится прекратить такую денежно-кредитную политику гораздо раньше. Как она будет прекращена, неизвестно, но в подобных предыдущих случаях президент соглашался на девальвацию.

Другие способы решения проблем типа использования средств из золотовалютных резервов для поддержки курса белорусского рубля или резкого увеличения стоимости жилищно-коммунальных услуг, руководством Беларуси в настоящее время отвергнуты.

Президент, правительство и Нацбанк в настоящее время рассчитывают на чудо: положительное сальдо внешней торговли и привлечение прямых иностранных инвестиций в Беларусь в размере 4,5 млрд. USD в 2013 году.

Это именно чудо, так как готовых проектов со 100-процентной реализацией по увеличению экспорта и продаже белорусских предприятий в настоящее время нет. Есть только поручения президента: увеличить и привлечь.

К тому же, руководство Беларуси, похоже, и само не очень-то верит в возможность реализации данных планов.

Так, Надежда Ермакова 10 октября вновь подчеркнула, что Национальный банк лишь сглаживает резкие колебания курса рубля, а не устанавливает его, и общий курс будет зависеть от того, как сработает экономика. То есть глава Нацбанка переложила ответственность за возможные проблемы с себя на внешнюю торговлю и экономику. Президент Беларуси Александр Лукашенко сделал это еще раньше.

На совещании 11 сентября по работе экономики РБ за истекший период 2012 года, оценке итогов года и проектах прогноза, бюджета и денежно-кредитной политики на 2013 год, Александр Лукашенко сказал следующее: "Вы объясните людям, что мы не пойдем ни на какую девальвацию. Нет такой необходимости сегодня девальвировать национальную валюту. Мы сегодня не сдерживаем курс. Какой складывается, такой складывается".

То есть президент, хотя и сказал, что не пойдет на девальвацию, уже оправдал возможное ослабление рубля на любую величину. Он сказал, что необходимости девальвировать национальную валюту нет сегодня, но насчет завтра и послезавтра промолчал. Более того, он уточнил, что курс рубля не сдерживается, то есть, если сложится так, что рубль надо будет девальвировать, значит так и будет.

Возможно, конечно, что президент не осознавал, как могут быть проинтерпретированы населением его слова, но, тем не менее, подобные высказывания высших руководителей государства только подогревают девальвационные ожидания в стране.

Население видит, что президент и председатель правления Нацбанка, хотя, конечно же, и не хотят девальвации и пытаются ее предотвратить, но уже фактически сняли с себя ответственность за то, что может произойти на валютном рынке.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники
•   UDFНовостиЭкономика ❯ Беларусь попала в денежно-кредитный тупик