Белорусский экспорт спасет только новая экономическая модель

Ирина Левшина, "Белорусские новости"
14 ноября 2012, 23:52
Александр Лукашенко озаботился ситуацией во внешней торговле и потребовал от правительства наращивать экспорт. "Нам надо найти два, максимум три миллиарда в год — и мы будем нормально жить", — считает он.

Аналитики, однако, убеждены: ни два, ни три, ни пять миллиардов долларов не способны обеспечить стабильность и, тем более, развитие отечественной экономики. Этому препятствует сама экономическая модель, созданная белорусскими властями.

На совещании 2 ноября Лукашенко раскритиковал работу правительства и директоров предприятий. "Вы засиделись в кабинетах. Мне нужен результат, чтобы нас не лихорадило, чтобы был нормальный обменный курс", — заявил он.

Глава государства посетовал на то, что ему лично приходится заниматься "вопросами развития конкретных направлений сотрудничества с зарубежными странами".

"А где работа правительства? Вы не должны работать в Минске — вы должны работать на перспективных и действующих рынках. Вы можете вообще ничего не продавать, но деньги везите в страну. А если уж продали, то на 200 процентов деньги должны быть здесь", — напутствовал Лукашенко участников совещания.

Он отметил, что пока прогнозный показатель по темпам роста экспорта выполняется: за восемь месяцев он составил 22,5% при прогнозе 11,6-12%.

"Однако меня сегодня больше интересуют не общие показатели, а рельефная картина того, как и кто работает на наращивании экспорта, все ли резервы задействованы", — подчеркнул Лукашенко.

Главу государства не устраивают слабая работа товаропроводящей сети за рубежом и отсутствие у экспортеров "четкой стратегии развития".

"Менее 10 процентов белорусского экспорта реализуется через собственные сети, но и эти организации страдают низкой финансовой дисциплиной, отсутствием грамотной ценовой политики", — констатировал Лукашенко.

По его словам, нередки случаи, когда продают продукцию на внешние рынки, минуя собственные сети, через посреднические схемы в ущерб экономике предприятий.

Например, отметил Лукашенко, Комитет госконтроля установил факты, когда тракторы МТЗ и запчасти к ним поставлялись посредником по внутренним ценам якобы для реализации на территории Беларуси, но фактически они экспортировались в Россию, Казахстан, другие страны — только уже совсем по другим ценам.

"Как мне докладывают, объем таких поставок за период с прошлого года по август текущего составил более 90 миллиардов рублей", — сказал глава государства.

"Складывается впечатление, что руководство ряда наших министерств и концернов пребывает в самоуспокоенности, более того — беспечности, прячась за положительными общими цифрами, к достижению которых они не имеют никакого отношения. Этому нужно положить конец. Все должны впрягаться в работу и, как говорится, пахать основательно", — подчеркнул Лукашенко.

На робкое замечание премьер-министра Михаила Мясниковича о том, что как "один из вариантов изыскания дополнительных средств в госбюджет" можно было бы рассматривать приватизацию, Лукашенко отреагировал довольно резко. "У вас что, есть сегодня конкретные предложения по эффективной приватизации предприятий, нужной для народа, а она по каким-то причинам тормозится? Дадут хорошую цену — будем приватизировать. Нет цены — нет приватизации", — отрубил глава государства.

"Прежде чем идти на какую-то приватизацию, надо посчитать деньги и серьезно подумать. Мы уже давно определились: обвальной всеобщей приватизации не будет", — напомнил Лукашенко.

По данным Национального статистического комитета, положительное сальдо внешней торговли товарами, которое в первом полугодии интенсивно росло и по итогам января-июля достигло рекордного показателя в 2 млрд. 13,8 млн. долларов, затем резко пошло на спад.

За январь-август этот показатель снизился до 1 млрд. 671,8 млн. долларов, а по итогам сентября сократился еще на 360 млн. долларов, до 1 млрд. 313,8 млн.

Это произошло после того, как по требованию России Беларуси пришлось свернуть "растворительный бизнес" — экспорт в Европу российских нефтепродуктов под видом разбавителей и растворителей, которые не облагаются вывозной пошлиной.

Снижается и сальдо внешней торговли услугами. За сентябрь, по данным Белстата, оно сократилось до 171 млн. долларов — это минимальное значение с начала года (для сравнения: в августе показатель составлял 225,4 млн. долларов).

На этом фоне золотовалютные резервы (ЗВР) сокращаются уже четыре месяца подряд.

На 1 ноября объем ЗВР составил 8 млрд. 23,2 млн. долларов в эквиваленте, сократившись на 102,8 млн. долларов по сравнению с началом октября.

Сокращение ЗВР в Нацбанке объясняют погашением внешних и внутренних обязательств в иностранной валюте, а также снижением цен на драгоценные металлы на международных рынках.

Для развития экспорта и товаропроводящей сети за рубежом при премьер-министре Беларуси в конце октября создан консультативный совет, в который помимо руководителей правительства, ключевых министерств и ведомств включены пять крупных бизнесменов — всего 27 человек.

Однако, как считает экономист Леонид Злотников, белорусский экспорт способна спасти только другая экономическая модель.

"Попытки расширить экспорт путем создания сети за рубежом осуществлялись и ранее, — напомнил он. — Кроме того, у нас и сегодня в России немало дилеров, созданы товаропроводящие сети крупных предприятий, но это слабо работает".

По словам эксперта, сегодня, в условиях растущей конкуренции, как никогда важно соотношение цены и качества, и здесь очевидно, что Беларусь проигрывает не только Европе, но и ближайшим соседям.

"Наши предприятия не модернизированы, система управления ими неэффективна. Заводам выделялись средства только для поддержания существующего уровня производства, а не на приобретение современных технологий, организации кооперации на международном уровне. Таким образом, Беларусь теряет индустриальный элемент, который достался в наследство от СССР", — говорит Злотников.

Эти проблемы, подчеркивает экономист, невозможно решить жестким администрированием, в основу которого положена гонка за количественными показателями.

По мнению Злотникова, проблему экспорта следует решать не за счет создания крупных холдингов, на которые делают ставку власти, и формирования советов при правительстве, которых уже было достаточно.

"Необходимо создавать другую по своей сути экономику, где мог бы свободно работать частный бизнес, а государство ему не мешало бы в этом", — подчеркнул эксперт.

Однако сегодня наблюдается прямо противоположная картина — фактически власти стали на путь национализации частных предприятий.

Уже есть печальные примеры с кондитерскими фабриками "Коммунарка" и "Спартак". Кроме того, национализация предусмотрена законом о банкротстве, который вступает в действие с начала 2013 года.

Изо всех сил пытаясь найти новые источники финансовой поддержки, на либерализацию экономики белорусский режим не способен, так как это противоречит его сути. Пока, благодаря поддержке России, командная экономика Беларуси худо-бедно, но держится. Однако перспективы у этой модели нулевые.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники
•   UDFНовостиЭкономика ❯ Белорусский экспорт спасет только новая экономическая модель