Как Беларусь может делать деньги из земли, воздуха и воды?

Алексей Тополько, "Завтра твоей страны"
30 мая 2013, 09:47
На каких инфраструктурных проектах сможет заработать Беларусь? Дополнительные денежные ресурсы для государства и частных инвесторов подсчитывает "Завтра твоей страны".

Автомобильные дороги

Платный проезд для водителей стран, не входящих в Таможенный союз, по сети белорусских дорог протяженностью 860 километров — один из первых инфраструктурных проектов, которые белорусские власти пытаются сделать источниками пополнения казны.

Водители, передвигающиеся по сети платных автодорог Беларуси, в зависимости от допустимой общей массы транспортного средства и количества осей будут платить от 0,04 до 0,12 евро за 1 километр.

Инвестиционное соглашение Беларуси с австрийской компанией Kapsh TrafficCOM AG предполагает создание сети платных дорог общей протяженностью 2 074 километров, стоимость инвестиций 267 млн. евро. Для сравнения: во Франции — 10 тыс. км платных автострад, в США — 9 тыс. км., в Китае — 34 тыс. километров.

Как долго будет окупаться этот проект? Специалисты считают: сравнительно быстро. До недавних пор платной была только главная трасса страны — "олимпийка" от границы России до Бреста. В 2012 году она принесла в казну около 60 млн. долларов.

Аэропорт

Платные автобаны — не единственный «коммерческий проект» в инфраструктурной отрасли Беларуси, которая до недавних пор существовала за счет бюджета.

Сейчас, например, рассматривается возможность сотрудничества с российской компанией AEON Corporation по проекту развития Национального аэропорта Минск. Буквально на прошлой неделе на переговоры по этому вопросу в Минск приезжал глава холдинга Роман Троценко, который встретился с премьер-министром Михаилом Мясниковичем. Бизнесмен владеет аэропортовым холдингом "Новапорт", несколькими речными портами, пароходствами и судостроительными активами и планирует вложить в развитие минского аэропорта не менее 100 млн. долларов.

Согласно сообщению пресс-службы правительства Беларуси, "во время встречи рассмотрены вопросы сотрудничества с данными компаниями, возможности привлечения инвестиций в развитие Национального аэропорта Минск, создания на его базе международного транзитного узла между городами России, стран СНГ и странами Европы".

Надо сказать, что белорусские власти уже предпринимали попытки "капитализировать" главные воздушные ворота страны. Одним из инвесторов должна была стать группа компаний с участием "Итеры" и "Внуково". Инвестировать в аэропорт планировал и белорусский бизнесмен Владимир Пефтиев ("БТ Телекоммуникации") вместе с китайским партнером. Но, как выразился Александр Лукашенко, на встрече с белорусскими депутатами в апреле текущего года, этот вопрос "бездарно затянули".

Порт

В текущем году Беларусь, не имеющая выхода к морю, сделала инвестицию в зарубежную портовую инфраструктуру: "Беларуськалий", собственником ста процентов акций которого является государство, выкупил 30% терминала сухих насыпных грузов "Бирю кровиню терминалас" в Клайпеде.

Впрочем, у Беларуси и раньше были попытки стать собственником портовой инфраструктуры за рубежом. В начале 1990-х годов в терминал Вентспилса инвестировал тот же "Беларуськалий" (вместе с "Уралкалием" и "Сильивнитом"). Это же солигорское предприятие инвестировало и в одну из портовых компаний в украинском Николаеве.

В конце прошлого года было заявлено, что Беларусь, возможно, привлечет инвестора для строительства крупного речного порта. Он может разместиться на Днепре в Брагинском районе, а инвестирует в него турецкая компания "ТДРМ ДЫШ Тиджарет Текстиль Санайи".

Железная дорога

Белорусская железная дорога из действующих инфраструктурных предприятий, несомненно, самая ценная отрасль. Именно поэтому она не приватизируется и не продается, несмотря на давно обозначенный интерес со стороны "Российских железных дорог".

Но белорусское руководство всегда готово поднять капитализацию и эффективность своей железной дороги в совместных проектах. Самый крупный из них — создание транспортно-логистического оператора стран Таможенного союза, "Объединенной транспортно-логистической компании (ОТЛК)".

"РЖД" планируют внести в капитал ОТЛК 50% плюс две акции "Трансконтейнера" и 100% "РЖД логистики", Казахстан — акции "Казтранссервиса" и контейнерные железнодорожные терминалы на станциях Достык и Алтынколь, от Беларуси просят грузовые терминалы на станции Брест и "другие активы". По бизнес-плану "РЖД" будет владеть 65% ОТЛК, остальные получат по 17,5%. Партнеры российской монополии будут оплачивать свою долю за счет дивидендов от работы ОТЛК.

Водоканалы

Система водоканалов — монополист, который исправно приноси т деньги в бюджет, и в еще меньшей степени, с точки зрения государственных интересов, нуждающийся в реорганизации с участием частников. Но лишние деньги не помешают — вот почему правительство и водоканалы охотно принимают участие в международных экологических программах, под которые выделяются реальные деньги.

В частности, в текущем году Беларусь получила грант на 21 млн евро для проекта "Беларусь: экологический инфраструктурный проект — первый этап". Донорами стали Экологическое партнерство Северного измерения, Шведское агентство по сотрудничеству в области международного развития и правительство Финляндии.

Планируется также, что 18,255 млн евро и 25 млн евро выделят Европейский банк реконструкции и развития и Северный инвестиционный банк на канализационные системы.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники
•   UDFНовостиЭкономика ❯ Как Беларусь может делать деньги из земли, воздуха и воды?