Сергей Калякин: Я - революционер

Глеб Хмельницкий, UDF.BY
6 августа 2013, 15:28
Почему лидер "Справедливого мира" считает себя революционером? Почему отсутствие единства в оппозиции может породить очередного авантюриста-популиста? Почему для перемен в Беларуси мало одного желания оппозиции?

Сергей Калякин дает откровенный совет тем, кто недоволен верхушкой белорусской оппозиции: прежде чем бороться с режимом, отодвиньте в сторону старую гвардию!

Сергей Калякин дал интервью приложению "ПОЛИТИКА". (Продолжение. Часть 1 можно прочитать здесь)

- Говорят, плох тот солдат, который не стремится стать генералом. Как Вы примеряете на себя этот принцип накануне 2015 года?

- Но плох тот солдат, который в первый же день по глупости получает пулю в лоб. Говоря военным языком, надо хорошо ориентироваться на местности и своевременно реагировать на события. А ложиться под танк, чтобы он тебя раздавил, нет никакого смысла. Аллегория натянута, но реалистична.

Политика – искусство возможного; определение грани возможного, необходимого в данный конкретный момент, очень важна.

- До кампании 2015 года остались полтора-два года. Что собой представляет белорусская оппозиция, сумеет ли она оправиться после разгрома 2010 года?

- Оппозиция не стала слабее с точки зрения кондиций. Условия политической работы очень сильно ухудшились, особенно в силу страха, в пучину которого режим окунул белорусов. Сегодня поднять людей на активные действия значительно сложнее, чем раньше.

С точки зрения подходов, технологических приемов, стратегий, которые может принять оппозиция, думаю, потенциал есть. Но нужно понимать: чтобы добиться перемен, мало желания одной оппозиции. Есть еще несколько важных факторов.

Прежде всего, оппозиция должна сконцентрироваться на работе вне себя, она должна сконцентрироваться на людях, которые оппозицией не являются и таковой не считают. Она должна искать ответы на вопросы, которые волнуют большинство белорусов. А это вопросы социально-экономического и – частично – политического плана: человек думает, как ему выжить. В том природа человеческая. Оппозиция должна давать убедительные ответы на вопросы большинства белорусов.

Судьба перемен сильно зависит и от действий власти – насколько адекватно она будет оценивать ситуацию и сможет ли поддерживать приемлемый уровень жизни.


"Удастся ли встать после очередного обвала?"

- А сможет власть поддерживать нынешний уровень?

- Пока действия властей не отличаются особым искусством. Еще удается жить за счет других стран и заимствований, но ведь и у наших доноров есть собственные проблемы.

Россия ежегодно вкладывает в Беларусь до 10 миллиардов долларов – у нас ВВП составляет порядка 60 миллиардов. Но завтра денежный поток может пересохнуть: российская экономика полностью зависит от цен на сырье.

Белорусская экономика в значительной степени держится на российской экономике (15 миллионов тонн российской нефти мы перерабатываем и продаем, причем 40% нефтепродуктов идут в Евросоюз), поэтому проблемы России автоматически ударят по Беларуси. Белорусское руководство не имеет другого ответа на вопрос – как поддерживать приемлемый уровень жизни.

Как только начнет "чихать" Китай, в Европе сразу изменится конъюнктура цен на нефть, изменится баланс бюджета Российской Федерации, которой станет уже не до белорусских проблем.

Социальный взрыв в Беларуси не вызрел. Вот цифры официальной статистики: реальная зарплата выросла на 20%, хотя инфляция выросла на те же 20%, - доходы населения выросли как минимум на 40%. Товарооборот – единственная отрасль, показатели которой растут.

Обычно летом предприниматели переживают спад товарооборота. Но сейчас товарооборот у них вырос в несколько раз! Почему? Власти, поднимая зарплату, рассчитывали поднять внутренний спрос; повысили, но внутренний спрос на импортные товары! Если "Горизонты" стоят почти столько же, сколько "Самсунги" - кому нужны эти "Горизонты"?

Простое решение – нагнать зарплату – обернулось большими проблемами. Подняв зарплату, мы сделали неконкурентоспособной белорусскую продукцию, теперь не знаем, как разгрузить склады. Выходить из сложившейся ситуации можно только одним путем – девальвировать рубль. Как, когда и насколько рубль девальвируется: на 40% одномоментно или в три приема – на 60%?

До президентских выборов еще полтора года. Если сейчас девальвировать рубль, к президентской кампании можно ликвидировать последствия очередного обвала, и так бесконечно ходить по кругу. Но удастся ли после очередного обвала встать?..

Многие факторы будут влиять на развитие ситуации в стране. Важно, чтобы оппозиция анализировала эти факты и в нужный момент совершила нужные действия – к этому оппозиция должна быть постоянно готова. Оппозиция должна выступать альтернативой действующему режиму: раз эти неспособны, то эти, наверное, могут. А лучше бы люди думали так: эти явно уже не способны, а эти могут, потому что они нас убедили. Оппозиция должна создавать такую ситуацию. А для этого она должна иметь общую единую стратегию.

И наша партия сейчас предлагает: давайте выработаем общую стратегию при множественности технологических инструментов.

Отсутствие единства оппозиции может породить авантюриста-популиста

- Это как?

- Есть технологический инструмент – "Народный референдум". У меня к нему масса вопросов, но я не против: если он будет в рамках общей стратегии, если посредством его "авторы" будут доносить до народа общее послание, общую повестку перемен – на здоровье!

Кампания "За справедливые выборы" понесет в народ то же послание.

У оппозиции может быть множество политических инструментов. Но шанс есть только тогда, когда эти инструменты применяются в рамках общей стратегии. Если мы создадим множество стратегий и множество инструментов, мы окончательно убедим людей, что мы не представляем альтернативу бездарному режиму; общество будет искать другой выход. Этим выходом может оказаться очередной авантюрист-популист, который воспользуется ситуацией.

- Мы сейчас как раз и наблюдаем отсутствие единой стратегии…

- Мы наблюдаем завершающий этап поиска этой стратегии и видим, что уже выработаны инструменты. Есть много общего в разных стратегиях, но до конца процесс единой стратегии не доведен. Стратегия отвечает на вопрос: как должно быть, а не как это сделать? По этому вопросу мы в состоянии договориться.

- Что нужно, чтобы договориться?

- Политическая воля, реальная оценка нашей ситуации. Слишком розовое восприятие нашей действительности и возможностей каждой структуры этому препятствует; слишком пессимистический подход (не до жиру, быть бы живу!) тоже вредит.

Ухудшившиеся условия политической деятельности заставляет организации, решая сиюминутные проблемы, не участвовать в выработке и реализации общей стратегии.


"У нас революцию никто сегодня не готовит"

- Кстати, революционное крыло оппозиции набросилось с обвинениями на "умеренную" часть, к которому относится и "Справедливый мир". Недавно в Вильнюсе оппозиция провела дискуссию, на котором "умеренные" отрицали возможность революционного пути развития Беларуси…

- Я там не присутствовал, не знаю – про какой круглый стол вы говорите. Я тоже читал статью в интернете, но толком там и не понял – о чем идет речь? В последнее время у нас проходили консультации с представителями литовских партий, но там разговор шел совершенно о другом!

Революционеры или не-революционеры обсуждали вопрос о том, как Литва, приняв председательство в Евросоюзе, может повлиять на решение белорусского вопроса.

Встречались с докладчиком Европарламента Юстасом Палецкисом, и с президентом фракции Европарламента Свободой, который приезжал в Литву. И все!

Но я могу с уверенностью утверждать: сегодня в Беларуси нет оппозиционных организаций, которые ставят перед собой задачу прийти к власти вооруженным путем. Их просто нет и быть не может! Поэтому я согласен, что у нас революцию никто сегодня не готовит. Сегодня в Беларуси для революционных перемен нет никаких условий – ни экономических, ни социальных, ни политических, ни физических.

Читаю иногда революционные комментарии в интернете; авторы, очевидно, готовы придумывать революционные сценарии, лежа на диване и положив на пузо ноутбук. К реальности это не имеет никакого отношения. Исследования НИСЭПИ говорят, что 70% белорусов хотят перемен, но в то же время люди боятся перемен. Они боятся одного – чтобы перемены не привели к очередной катавасии, которая резко обвалит и без того невысокий жизненный уровень. Поэтому я хотел бы увидеть людей, которые разбрасываются страшилками, чтобы понять: они вменяемые либо витают в другом пространстве и времени?

Да, я не являюсь революционером. Но если мы говорим о революции с точки зрения коренного изменения существующей политической системы – я революционер. Я понимаю, что эту систему нельзя реформировать, ее можно и нужно революционным образом преобразовать. Нужно понимать, о чем идет речь.

Это была очень странная публикация, я не знаю, что это такое.


"Мы становимся заложниками российской халявы"

- Лукашенко превратил Россию в дойную корову. Россия, понятное дело, пытается поиметь с Беларуси свое…

- Россия хотела бы еще одного теленка, я думаю (смеется). Трудно сказать, кто кого нашел: корова теленка, или теленок корову. Для миллионов белорусов это пока является благом. Но мы становимся заложниками российской халявы: самое страшное не в том, что мы получили колоссальные ресурсы от Российской Федерации, а в том, что мы их бездумно и бесследно прожрали.

Если бы Германии кто-нибудь пообещал ежегодно триллион евро – сомневаюсь, что Германия отказалась бы. Но эти деньги можно по-разному использовать – спустить или наращивать свои ресурсы, модернизировать экономику. К сожалению, подсев на донорскую иглу, Беларусь, и прежде всего ее руководство, считает, что халява будет вечной. Это большое заблуждение - сама Россия имеет много проблем. Поэтому в любой момент мы можем оказаться у разбитого корыта.

- Кремль очень недоволен своим ненадежным партнером. Поддержит ли он Лукашенко в 2015 году?

- Я не хочу заглядывать вперед.

Россия решает задачи по мере их поступления. Сегодня я вижу, что для России крайне важен проект Таможенного союза и Евразийского экономического союза. Участие в них Беларуси хотя бы на словах - благо для руководства России. Она, на мой взгляд, готова заплатить определенные экономические и политические дивиденды.

Но все меняется. Все зависит от продвижения проекта, от того, подключится ли к нему Украина (не думаю, что подключение Украины станет благом для Беларуси – российские интересы сразу переключатся на великую соседку). Поэтому Россия не является глупой коровой: поддерживая, она решает свои задачи и реализует свои интересы. Сегодня Россия удовлетворительно решает свои задачи с помощью Лукашенко, ее это устраивает.

До 2015 года дожить надо; посмотрим, что будет еще в конце 2013 года, в 2014-ом. Россию ждет серьезный экзамен и большие траты – Сочинская Олимпиада.

Пока Россия вынуждена поддерживать Лукашенко, косвенно поддерживая и население Беларуси. В значительной степени мы живем за счет России – не только за счет трансфертов, которые мы получаем. Около миллиона белорусов сегодня работают в России и кормят свои семьи.
Люди, которые думают, что можно бездумно порвать отношения с Россией и начать строить забор с ней, а с другой части света нас начнут поддерживать так, как это делает Россия, - утопия. Завоевания с Россией надо укреплять, с российской помощью нужно делать нашу продукцию более привлекательной. Потому что кроме калийных удобрений, небольшого ассортимента машин и нефтепродуктов нам сегодня нечего предложить высокотехничной Европе. Надо бороться за традиционные рынки, которые обеспечивают работой, а значит – продуктами питания, одеждой.


"Улучшение отношений с Европой откроет доступ к заимствованиям"

- Евросоюз пытается сейчас втянуть Беларусь в свою орбиту. Получится ли?

- Основные экономические интересы Беларуси лежат в России, но и в Европе у нас есть интересы, особенно у белорусского руководства. Живя в условиях постоянного заимствования, мы должны иметь хорошие отношения с потенциальными кредиторами. А кредиторы находятся не только на востоке, МВФ, ЕБРР, другие институты находятся в Европе. Улучшение отношений с Европой откроет доступ к инструментам заимствования, к технологиям и инвестициям. Власти интересен этот аспект сближения с Европой.

Европа пытается балансировать: мы готовы решать ваши проблемы, но только тогда, когда вы будете соответствовать хотя бы минимальным демократическим стандартам, в том числе – в области прав человека.

У белорусского руководства и у европейских стран есть общие интересы, чтобы улучшать отношения.

Безусловно, Россия и Евросоюз вместе с США имеют неравные возможности влияния на ситуацию в Беларуси. При том, что совокупная экономическая мощь Евросоюза и США значительно выше, чем у России, в силу сложившихся связей – экономических, политических и других – влияние России превосходит многократно. Если Европа попытается вывести Беларусь из-под российского влияния под свое – это вариант не проходит. Россия приложит максимум усилий, чтобы такого не случилось. А инструментов у России гораздо больше, чем у Евросоюза.


"Прежде чем бороться с режимом, отодвиньте старую гвардию в сторону"

- Бытует мнение, что с нынешней оппозицией кашу не сваришь. Нужно отправлять всю верхушку оппозиции в отставку, пустить в оппозицию новую кровь – тогда есть шансы на перемены. Что скажете? Вы в отставку не собираетесь?

- Пока не собираюсь; даже если бы я и захотел – люди просто не позволят уйти, потому что они расценят мой уход как предательство. Потеряв возможность социального благополучия, роста, поверив мне, многие люди связали свою судьбу с нашей партией. Просто сказать "до свидания, я ухожу" могут люди, которые не представляют, как функционирует партия.

Всем, кто озабочен неспособностью старой гвардии, мой совет: прежде чем бороться с режимом, отодвиньте старую гвардию в сторону, если вы такие умные и способные. Становитесь лидерами общественного мнения, оппозиции – так вы отодвинете нас в сторону и докажете свою состоятельность. За подобными разговорами просматривается попытка умертвить существующую оппозицию, которая действует в очень жестких условиях. А что взамен?

Всем умным и успешным я желаю удачи на поприще оппозиционной деятельности. Поле для деятельности – гигантское. Флаг в руки – и вперед!
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники
•   UDFНовостиЛицом к лицу ❯ Сергей Калякин: Я - революционер