Добротвор: Чуешь чужую беду – обязательно попадешь в политику

Глеб Хмельницкий, UDF.BY
30 сентября 2013, 02:21
Быть неравнодушным – значит находиться в оппозиции к действующему режиму. В этом уверен отец пятерых детей и оппозиционный активист из Колодищ Илья Добротвор.

Илья Добротвор получил известность в оппозиционных кругах после президентской кампании 2010 года. Не достигнув законных 35 лет для участия в президентских выборах, он самовыдвинулся кандидатом и подал документы в ЦИК на регистрацию инициативной группы в составе… одного человека – самого себя. Чтобы показать абсурдность избирательной системы в стране.

В 32 года Илья Добротвор (между прочим, отец пятерых детей) провел уже пять избирательных кампаний. Депутатского мандата, естественно, не получил, но не оставляет попыток прорваться во власть, чтобы влиять на ситуацию изнутри.

Как Добротвор ввязался в политику? Почему до сих пор занимается столь безнадежным делом? Каковы планы на будущее? На эти и другие вопросы смелый активист ответил приложению UDF.BY "ПОЛИТИКА".


В чем секрет успеха?

– Освобождение Дашкевича вы встретили прогулкой по минскому метрополитену с бело-красно-белым флагом. Как вы умудрились проехать по всей первой линии метрополитена с флагом – "красной тряпкой" для силовиков?

– Самые успешные акции делаются в одиночку – это исключает течку информации. Следовательно, реакция силовых структур запаздывает. Я не считаю акцию 30 августа успешной на все 100%, ведь в итоге все равно попался. Однако это не значит, что стоит останавливаться. Просто сейчас я перешел в другой формат деятельности.

В общем, помогло знание психологии силовиков и удача.


Путь в политику

– Вам 32, за плечами скопился большой жизненный и политический груз: участие в нескольких избирательных кампаниях (в том числе в президентской гонке 2010 года), административные аресты… Как вы вообще оказались в политике?

– Ввязывался постепенно: начинал простым участником массовых акций протеста – дошел до кандидата на выборах. Позже, когда я стал предпринимателем, политика сама занялась мною – власть стала пытаться ликвидировать меня и моих коллег как класс. Да, в нашей стране политика – неблагодарное дело. Но жить без идеалов, как большинство населения, я считаю неприемлемым.

– Вы не один раз баллотировались кандидатом в депутаты различных уровней, однако все попытки попасть во власть закончились провалом. Почему?

– Я не считаю их провалами, ведь по реальным результатам я, за редким исключением, побеждал. За все время я реально проиграл только две кампании на уровне Колодищанского сельского Совета и одну на уровне Минского районного Совета – там мои конкуренты победили без всяких вопросов. Во всех остальных кампаниях меня "побеждали" фальсификации, подтасовки и грубые нарушения законодательства.

– Какой политический опыт запомнился Вам больше всего?

– Белорусский майдан 2006 года, а также работа с Николаем Статкевичем на парламентских выборах 2008 года. Власть сильно боится Статкевича и людей, которые работают с ним в одной команде. Лично мне сожгли машину, хотя я был рядовым членом кампании. А члена моей инициативной группы запугали настолько, что она сожгла подписные листы и через неделю попала на лечение в "Новинки".


Семья

– Участие в оппозиционной политике отнимает много времени. Как вам удается воспитывать пятерых детей, да при этом еще и участвовать в оппозиционной жизни?

– Тут надо отдать должное моей жене: она периодически перекладывает часть моих семейных обязанностей на свои хрупкие плечи. Даже в последних кампаниях помогала мне. Конечно, родственники и друзья по возможности тоже помогают.

Я потихоньку начинаю вводить старших детей в нормальное белорусское общество. Вожу в Куропаты на экскурсии. Вместе со мной они участвуют в безопасных акциях, например, в толоке на Куропатах.

Добротвор: Чуешь чужую беду – обязательно попадешь в политику

Илья Добротвор с детьми в Куропатах


– Немногие сегодня рискуют завести нескольких детей – самому бы выжить. У вас же их – целых пять. Что сподвигло вас на это?

– В основном вера в Бога. Раз Бог дает нам с женой столько детей – значит мы сможем их вырастить и выучить. Это вера не фанатичная, а простая – житейская. Это не значит, что я не хожу в церковь: просто я не вижу разницы между христианскими конфессиями. Я могу прийти как к католикам, так и православным или баптистам: Бог-то один, а все остальное – политика.

– Участвуя в политике, вы жертвуете много личного времени, которое могли бы отдавать воспитанию семье. Как жена мирится с этим?

– С трудом. Но мириться ей помогает вера и смирение – если ты венчалась, то надо нести свой крест до конца. Иначе следующий будет еще тяжелее. Если ты вступил в брак по любви, хочешь не хочешь, а будешь любить человека вместе со всеми его достоинствами и недостатками.

Добротвор: Чуешь чужую беду – обязательно попадешь в политику

Илья Добротвор с женой


"Политика у нас – это расходы, а не доходы"

– Политика – дело в нашей стране неприбыльное для оппозиционера. Чем зарабатываете на жизнь?

– Как и при любых оккупантах – неофициальными работами и подработками. Где только появляется возможность.

Скажу больше: в Беларуси политика – это расходы, а не доходы. И ею можно заниматься только по велению сердца. Если ты не можешь равнодушно пройти мимо чужой беды, несправедливости – безусловно, в конечном итоге ты попадёшь в политику. В нашей стране быть неравнодушным – значит, находиться в оппозиции к действующему режиму.


Пока "Талака" – а там посмотрим

– Вы присутствовали на конференции демократических сил Гражданский альянс за справедливые и честные выборы для лучшей жизни "Талака". Видимо, настраиваетесь на очередную избирательную кампанию. Почему "Талака"? Еще есть "Народный референдум" и ряд других оппозиционных структур, которые пока не вошли ни в один существующий блок...

– "Талака" первой начала поход на выборы. Альтернативные коалиции меня не приглашали. На мой взгляд, "Народный референдум" все-таки не нашел отклика среди людей. Если идею не смогли раскрутить за прошедшие месяцы, может, стоит от нее отказаться и придумать нечто новое? Что-то более простое и понятное обычным людям?

Думаю, через месяц-другой станет ясно, кто что предлагает. Тогда можно сделать и окончательный выбор. Конечно, в идеале хотелось бы, чтобы вся оппозиция объединилась в одно движение. Но, к сожалению это из области фантастики.

– Похоже, что "Талака" пока не имеет стратегии и тактики ни на местную кампанию, ни на президентскую. Вся оппозиция говорит, что она выступает за честные и справедливые выборы, но вот механизмов завоевания этих выборов у оппозиции нет...

– Стратегия и тактика, скорее всего, не изменится по сравнению с последней парламентской кампанией. В "Талаке" собрались люди опытные, и это, к сожалению, приведет к действиям по стандартным шаблонам.

Общий текст послания на местных выборах похоронит желание избирателей голосовать за кандидата (если только его хорошо не знают лично). С моей точки зрения, это ошибка. Так как за общим для всех текстом не видно конкретного человека. Лучше бы дать каждому основу, которую кандидат переработает конкретно под себя и свой округ. Но на это не пойдут – не вписывается в шаблон.

Добротвор: Чуешь чужую беду – обязательно попадешь в политику

Илья Добротвор на Толоке в Куропатах


– И "Народный референдум", и "Талака", по заявлениям учредителей, преследуют одни цели. Почему же две коалиции не смогли договориться между собой?

– Личные амбиции тех и других. Гипотетически это возможно, но обеим коалициям придется чем-то поступиться, что-то отдать. Кроме того, обе структуры видят себя самодостаточными, но главный фактор – это объединение невыгодно действующей власти. Хотя по опыту прошлых выборов можно сказать, что как только они объединятся, появится третья структура, не согласная с двумя существующими. Наша слабость в излишней демократичности.

– "Талака" рассматривает местную кампанию как полигон для информационной деятельности, как легальную возможность работы с людьми. Вы согласны с таким подходом либо намерены принять полноценное участие в выборах?

– Надо использовать обе возможности. Участвовать в выборах без надежды на победу – работать спустя рукава. Это тоже из собственного опыта. Такие информационные рупоры не ходят на встречи, в лучшем случае раскинут пару – тройку листовок и могут соизволить прийти понаблюдать в день голосования. С их мотивацией и не поспоришь: а зачем дёргаться, напрягаться – все равно власти все фальсифицируют. Они и не победят, если вдруг власть решит в день выборов честно считать голоса. Я свои кампании нацеливаю только на победу, а информационность – на втором плане.

– Нет ли у Вас желания повторить в 2015 году опыт пятилетней давности?

– Пока не могу нечего сказать, все будет зависеть от ситуации. С чем мы все придем к президентской компании? Как пройдут местные выборы? Какой потенциал удастся наработать? Кто будет кандидатами, и что они смогут предложить в качестве альтернативы бойкоту?

Слишком много неизвестных, чтобы прогнозировать развитие событий. Время покажет. Надо только надеется на лучшее и ждать.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники
•   UDFНовостиЛицом к лицу ❯ Добротвор: Чуешь чужую беду – обязательно попадешь в политику