Сергей Скребец: Кроме власти и денег, в этом мире существуют ещё душа и совесть

Глеб Хмельницкий, UDF.BY
12 февраля 2014, 15:00
Президентская кампания 2015 года уже не за горами.

Белорусская оппозиция строит хитроумные планы на президентскую кампанию, пытаясь объегорить друг друга. На горизонте замаячил уже не один потенциальный кандидат в президенты, претендуя говорить от имени всего протестного электората.

Бывший бизнесмен и депутат Сергей Скребец испытал все прелести президентских кампаний на собственной шкуре. Не только посидел и поголодал, но лишился бизнеса, лишился семьи, права на работу. Попытка участвовать в президентских выборах 2001 года обошлась ему большой кровью.
Не собирается ли Сергей Скребец еще раз попытать президентского счастья? Говорили же Маркс и Энгельс: пролетарию нечего терять, кроме своих цепей. Или же опыт участия в двух предыдущих президентских кампаниях и тюремные университеты изменили мировоззрение политика?

Об этом Сергей Скребец рассказывает в интервью проекту UDF.BY - "ПОЛИТИКА".

- Я уже неоднократно говорил: про выборы сегодня можно забыть. Кандидатуры согласовываются за три года до выборов. Списки депутатов следующего парламента, который будет избираться в 2016 году, уже утверждены. Точно так же, как известно имя «победителя» на президентских выборах в 2015 году.

После 2004 года я три раза пытался зарегистрироваться кандидатом в депутаты Палаты представителей, два раза – в местные советы, два раза – кандидатом в президенты - ни разу меня не регистрировали. Так что первое и последнее мое избрание в Палату представителей я рассматриваю как чудо.

Хотя именно в парламенте я нашёл настоящих друзей и единомышленников: генерал Валера Фролов, трёхкратный олимпийский чемпион Володя Парфенович, профессиональный политик Володя Новосяд. Мы вместе с ними боролись за светлое будущее. Создали депутатскую группу "Республика".

- Именно с депутатского кресла начались Ваши тюремные университеты, когда вы попытались выдвинуться кандидатом в президенты. В тюрьме Вы провели голодовку 40 дней – как удалось выдержать?

- Первые 20 дней пролетели быстро: я был шокирован арестом, глупостью предъявленных объявлений, новой обстановкой. Меня кинули в камеру два на два метра, где находились две двухъярусных кровати, а между ними - стол и параша. В камере сидели шесть человек. Спали по очереди, раз в день нас выводили "гулять" во дворик - тоже два на два метра - на 20 минут. В камере постоянно кто-то курил или ел. Днём спать не разрешали. Это было в Брестской тюрьме. Голод притуплял шок от происходящего, на 30-й день у меня упала температура тела до 35 градусов, замедлился пульс, врач, который меня осматривал, был удивлён -он впервые видел такое.

Моё состояние в то время лучше всего отражает стихотворение, которое я тогда написал:

Расставаясь с тобой, я оставил тебе свое сердце
Против воли моей меня захватили Товарищи Ночи
Я окинул толпу на прощанье внимательным взглядом
И увидел лишь тварей мастей неизвестных обоего пола.

Надо мною вздымались они как тюремные стены,
Заполняли собою луну и уставшее солнце,
Воздух был неподвижен и густо наполнен
Удушающим запахом – запахом пота и смерти.

Как незримые бабочки бились о стенки желудка
Мои страхи сегодня принять неизбежную гостью
Я проснулся от ужаса – сердце мое за решеткой
И вздохнул с облегчением – за решеткой лишь бренное тело.

В общем, голодать было не просто (смеется).

- А зачем Вы захотели попытать президентского хлеба в 2001 году? Предупреждали ведь Вас о последствиях, причем в самых высоких кабинетах. Зачем рисковали здоровьем, фирмой, будущим? Ведь у Вас всё было: успешный бизнес, депутатский мандат, власть…

- Да, в 2001 году мне угрожали тюрьмой, потерей бизнеса и требовали снять свою кандидатуру с президентских выборов, угрожали моим родителям, семье, брату, даже тёте, она тогда в Гродно в банке работала. Расправа была жестокой - имущество конфисковали и у брата, и у родителей, не говоря уже о нас. На войне как на войне.

Зачем? Для меня важным является то, что останется после меня, кем будут считать моих детей и внуков. Какое будущее ждёт их. Ведь все наши сегодняшние действия влияют на наше будущее. Почти все мои друзья прошли через тюрьмы. Коля Статкевич вот уже три года сидит в тюрьме, хотя мог бы давно выйти, написав прошение. Но вот же не пишет. Почему? Потому что у него есть то, чего нет у существующей власти,- у него есть честь. Кем в истории Беларуси останется кучка дорвавшихся до власти людей? Какие их достижения останутся в памяти нашего народа? Пропавшие и убитые политики, политзаключённые, презрение Европейского союза, взрыв метро… Эти ребята только думают, что они эффективно руководят экономикой, на самом деле они всего лишь распределяют российские субсидии и то, что удалось украсть у других стран.

Они богаты, но с собой в могилу все эти богатства не заберёшь, да и кому они сегодня нужны, кроме родственников. А клеймо холуёв диктатора деньгами не смоешь и их детям и внукам жить с этим клеймом. Будущее сегодня в наших руках и зависит от наших поступков, вот почему я, зная, что всё потеряю, пошёл в тюрьму.

В конце концов, в этом мире кроме власти и денег, существуют ещё душа и совесть.

- Не за горами уже президентская кампания 2015 года. Все знают, что выборов нет, что элегантный победитель уже определен. Но ведь именно президентские выборы являются единственным реальным шансом добиться перемен. Нет желания рискнуть еще раз? Пролетарию нечего терять, кроме своих цепей…

- Выдвигаться кандидатом в президенты в 2015 году лично я не собираюсь. Участие в любой избирательной кампании в нашей стране можно расценивать только как рекламную кампанию. Политическая партия может рекламировать свои цели, свои задачи, неизвестный публике человек может выставить свою кандидатуру, чтобы заработать известность: даже если и не пройдет регистрацию, может гордиться тем, что стал кандидатом в кандидаты в президенты.

У меня такой необходимости нет, поскольку я достаточно известный человек, мои политические взгляды известны, свою президентскую программу я изложил в последнем слове в Верховном суде. Я заявил, что Беларусь может спасти только революция, за что едва не схлопотал дополнительные годы к своему сроку.

- Если сами не хотите идти в президенты, может, поддержите достойного кандидата?

- Шансов добиться перемен через выборы у страны нет. Этот путь для Беларуси закрыт. Другие пути тоже не реальны (я имею в виду вооружённый насильственный путь внутри или интервенция извне). Достойного кандидата я поддержу, но это ничего не даст.

- Способны ли президентские выборы принести перемены страны? И готова ли оппозиция взять бразды правления в свои руки?

- Оппозиция не готова взять бразды правления по нескольким объективным причинам. Первая: она малочисленна и не системна. Вторая: она отсутствует в системе власти. Третья: у неё нет поддержки в массах, поскольку у нас отсутствует гражданское общество, а есть только население с иждивенческой сущностью.

- Так что же делать? Сложить лапки и ждать?

- Есть хорошая древнекитайская мудрость, которая отвечает на этот вопрос: «Если долго сидеть на берегу реки, то можно увидеть, как мимо проплывет труп твоего врага».

- Но ведь можно и не дождаться, когда проплывет труп врага…

- Есть и такой риск.


Из личного дела.

Сергей Николаевич Скребец родился в 1963 году.

Бывший генеральный директор ЗАО “Торговый дом БелБабаевское”.

В 2000 году был избран депутатом Палаты представителей, возглавлял депутатскую группу "Республика".

Летом 2004 года трое депутатов из этой группы, в том числе Скребец, провели многонедельную голодовку против отказа руководства Палаты представителей вынести на рассмотрение поправки в избирательное законодательство.

14 февраля 2006 года был осужден на два с половиной года лишения свободы по обвинениям экономического характера. В знак протеста против выдвинутых обвинений Скребец провел четыре голодовки, одна из которых длилась 40 дней. По амнистии срок наказания был сокращен на один год. Вышел на свободу 15 ноября 2006 после полутора лет заключения. За время заключения Сергей Скребец потерял 30 килограммов веса.

Принимал участие в кампании по выборам президента Беларуси в 2001-м и 2006 годах.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники
•   UDFНовостиЛицом к лицу ❯ Сергей Скребец: Кроме власти и денег, в этом мире существуют ещё душа и совесть