За что организаторы “Лістапада“ заплатили Марату Башарову 17 тысяч евро?

Диана Балыко, "Обозреватель"
13 ноября 2012, 12:27
Пока в белорусской столице шумел "Лістапад"», я валялась, изучая плесень на потолке, на скрипучей кровати в первой клинической больнице, куда меня привезли на скорой.

Так что о чудесных открытиях, новых и старых именах "девятнадцатого крепыша", как окрестил XIX Минский международный кинофестиваль "Лістапад" его председатель, глава Белтелерадиокомпании Геннадий Давыдько, я узнавала исключительно из официальных СМИ. И узнавание это округляло мои глаза до размеров тарелок в больничной столовой, и слюна зависти наполняла мой голодный рот.

С большим интересом посмотрела я новостной сюжет ОНТ, в котором корреспондент Александр Матяс рассказал белорусским зрителям, что российский актер Марат Башаров, который был одним из 15(!) ведущих церемонии закрытия "Лістапада", получил за свой выход на сцену Малого зала Дворца Республики гонорар в размере 17 тыс. евро, то есть 22 тыс. долларов, то есть около 187 млн белорусских рублей.

Сколько лет нужно работать на благо своей страны простому белорусу, чтобы получить 187 млн? Глупый вопрос. Глупый, как средняя температура по больнице. Все ведь у нас зарабатывают по-разному. Например, моей сестре – завучу общеобразовательной школы в Гродно, педагогу с 20-летним стажем работы и зарплатой в 3,6 млн рублей – нужно обучать подрастающее поколение белорусских граждан около пяти лет.

Моя статья в белорусских СМИ стоит, в среднем, 100 тыс. рублей. А значит, мне нужно написать 1870 колонок и заметок, чтобы заработать столько же денег, сколько получил Марат Башаров из государственного бюджета (т.е. из наших с вами налогов) за то, что на пять минут вышел на сцену Малого зала Дворца Республики и пять раз поклонился, срывая "ура" и "браво".

Ах, да, обаятельный и скромный Марат еще произнес: "Спасибо всем вам! Мы очень часто приезжаем к вам, снимаем здесь кино. Знали бы вы, друзья, как у вас хорошо…" И действительно, мне, минчанке, даже представить сложно, как может быть хорошо в нашей стране за 187 млн белорусских рублей.

Кстати, Башаров был не единственным "роялем в кустах" на фестивале. Не менее дорогой Дмитрий Харатьян даже спел со сцены Дворца Республики. Да и пьяный Гоша Куценко, чей съемочный день оценивается в 15 тыс. небелорусских рублей, тоже сразил непритязательную отечественную публику своим вокалом.

И пока я в жуткой антисанитарии принимала душ в санкомнате, где «дезинфицируют основное медицинское оборудование первой клинической» – моют тряпки и судна хирургических больных, не давала мне покоя простая мысль: какое есть экономическое обоснование для подобных гонораров Куценко, Харатьяну и Башарову в стране, где годовой бюджет на кинематограф равняется бюджету свинофермы или бюджету короткометражного анимационного голливудского кино?

В Беларуси я дважды побеждала в конкурсах "Беларусьфильма" и департамента по кинематографии. В декабре 2005 года со сценарием "Мой собственный памятник" заняла 2-е место в конкурсе на создание короткометражного художественного фильма в жанре комедии. Первое место тогда не присуждалось. В декабре 2008 года со сценарием "Скульптор" заняла 2-е место в конкурсе на создание художественного фильма в жанре мелодрамы.

Первое место снова не присуждалось. Менее чем за тысячу долларов призовых я отдавала «Беларусьфильму» на три года права на свои сценарии, но ни один сценарий не был экранизирован.

И когда за разъяснениями я обращалась в минкульт и департамент, который награждал мои сценарии, то получала ответ: мол, написать хороший сценарий мало, мол, кино должно быть продюсерским, мол, я должна найти хороших режиссера и продюсера, который придет и инвестирует миллионы долларов в мой сценарий, и тогда уже "Беларусьфильм" с радостью включится в производство.

А пока денег нет, "кина не будет, кинщик заболел". И думалось мне тогда, что если я найду продюсера с миллионами долларов в кармане, то последнее место, куда я захочу эти доллары нести, будут "Беларусьфильм" и наш отечественный департамент по кинематографии. Да-да, и издаваться со своими книгами я тоже буду продолжать в России.

А сегодня мне интересно, сколько же инвестировали продюсеры Марата Башарова в "девятнадцатый крепыш"? Думаю, около минус 17 тысяч евро. При этом в райдере популярного актера значилось, что он не даст ни одного интервью белорусским журналистам.

А значит, они не заработают свои кровные 10–20 евро. Еще райдеры российских звезд пестрят устрицами в белом вине и особыми требованиями к гостиничным люксам. А в это время наши актеры, играющие на сценах гостеатров, получают зарплату в размере от 2,5 млн до 3,5 млн белорусских рублей, в зависимости от занятости в репертуаре. Что же это, если не геноцид, не диверсия против собственного народа?

Хотя чему удивляться? Ведь белорусы питаются "бульбой" и патриотическими лозунгами, а не набившими оскомину устрицами и долларами. К тому же у нас же нет своих звезд – своих актеров, режиссеров, сценаристов, писателей, художников… Еще у нас нет детских домов, онкоцентров, больниц с плесенью на стенах.

А есть лишь непреодолимое желание позвать в гости настоящих звезд из сопредельного государства и поделиться с ними деньгами налогоплательщиков, которые кому-то государственный карман жгут. Ну что ж, у богатых свои причуды. Красиво жить не запретишь! Будем ждать юбилейный ХХ кинофестиваль и надеемся, что ему удастся прозвучать "еще ярче, еще сочнее".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники
•   UDFНовостиКультура ❯ За что организаторы “Лістапада“ заплатили Марату Башарову 17 тысяч евро?